Похоже, что американские спецслужбы развернули настоящую охоту за российскими программистами. 8 апреля в Испании по запросу США был задержан российский граждан Петр Левашов. Он — программист из Санкт-Петербурга. Американские власти подозревают Левашова в причастности к хакерским атакам.
В Барселоне арестован второй программист из России
Ночью в апартаменты в Барселоне, в которых находились супруги Левашовы, ворвались сотрудники испанской полиции. Петра Левашова забрали в полицейский участок. На вопросы его жены Марии Левашовой об ордере на арест полицейские ответили, что показали его Петру Левашову. Однако, сам Петр сообщил жене, что полицейские лишь сунули ему под нос какую-то бумажку без печати.
Как выяснилось вскоре, Петра Левашова обвинили в том, что он якобы создал некий компьютерный вирус, приведший к победе Дональда Трампа на президентских выборах в США. Само по себе обвинение весьма странно, особенно если учесть, что сам Трамп уже является действующим американским президентом и, соответственно, верховным руководителем всех американских силовых структур и спецслужб. Мария Левашова сообщила, что решение об аресте ее мужа принял суд Барселоны на основе заседания по Skype с Мадридским судом.
За что взяли Лисова?
Напомним, что это уже второй российский программист, задержанный во все той же Испании. 13 января также в Барселоне, был задержан гражданин РФ Станислав Лисов. 31-летний Лисов проживал в Таганроге, а в Испанию прилетел вместе с супругой провести отпуск. Как и Левашов, Лисов по специальности — специалист в сфере поддержки и разработки сайтов. Из Барселоны Лисовы собирались лететь в Лион, но в аэропорту Станислав был задержан испанской полицией. Его супруге Дарье Лисовой испанские правоохранители сообщили, что Станислав арестован по запросу Интерпола и Федерального бюро расследований США.
Сейчас родственники и друзья Станислава Лисова больше всего опасаются, что его экстрадируют в США. Адвокат Лисова Олег Губарев сообщил, что 14 марта американская сторона представила Испании документы, необходимые для официального оформления экстрадиции Станислава в Соединенные Штаты Америки. Также адвокат заверил, что если испанский суд примет решение об экстрадиции, то защита его обжалует. Сама процедура рассмотрения может занять от четырех до десяти месяцев.
Бут и Ярошенко — «вечные узники» США
«Вытащить» из американской тюрьмы практически невозможно. «Свободная пресса» уже писала о трагической судьбе летчика Константина Ярошенко из Ростова-на-Дону, который был арестован в Либерии еще в 2010 году. Спецслужбы Либерии сразу же передали россиянина своим американским коллегам, после чего он был вывезен в США и 7 сентября 2011 года приговорен судом Южного округа Нью-Йорка к 20 годам лишения свободы. Несмотря на все усилия родственников и адвокатов, Константин Ярошенко уже семь лет томится в американской тюрьме, теряя остатки здоровья. Его мать Любовь Ярошенко говорит, что сын практически полностью потерял здоровье в американской тюрьме, и неизвестно, сможет ли вообще дожить до конца срока.
Другой знаменитый российский узник — Виктор Бут, которого обвиняют в нелегальных поставках оружия колумбийской марксистско-ленинской организации «Революционные вооруженные силы Колумбии». Бута арестовали в 2008 г. в Бангкоке (Таиланд) по запросу американских спецслужб. В апреле 2012 года Виктор Бут был приговорен к 25 годам тюрьмы. В этом году, 3 апреля 2017 г., Верховный суд США отказал в пересмотре дела Виктора Бута. Его супруга Алла Бут сообщила, что муж не удивлен этим решением американского правосудия и ничего другого от него не ожидал.
Программистов обвиняют в хакерстве
Российские программисты, арестованные в Испании, стали жертвами кампании против «российских хакеров», развернутой американскими спецслужбами. США считают, что российские хакеры повлияли на результаты президентских выборов в США. Еще осенью 2016 г. американские СМИ подняли настоящую бучу по поводу российских «киберпреступников». Представитель Белого дома Джош Эрнес тогда заявил о том, что США подготовит пропорциональный ответ на действия российских хакеров. В свою очередь, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал обвинения в причастности России к кибератакам абсурдными. Позже член законодательного собрания округа Марин (Калифорния, США) Марк Левин даже предложил изучать «вмешательство российских хакеров» в школьном курсе американской истории.
Однако, чтобы избежать лишней политизированности, российским хакерам нашли и чисто уголовные обвинения. Так, Станислава Лисова ФБР подозревает в разработке банковской вирусной программы NeverQuest. Якобы благодаря этой программе осуществлялся взлом баз данных сотрудников финансовых организаций, приведший к ущербу в пять миллионов долларов. Американские спецслужбы утверждают, что Станислав Лисов находился в поле их зрения уже три года — с 2014 года. Если Лисов и Левашов будут экстрадированы в Соединенные Штаты, то их судьба окажется печальной — как показала практика, добиться освобождения российских граждан, представляющих интерес для американских спецслужб, практически невозможно.
Между тем, адвокат Лисова Олег Губарев обращает внимание на незаконность задержания своего подопечного. Ведь Лисов был арестован 13 января 2017 г., а решение о задержании датировано 19 января 2017 г. Собственно, и тот же Константин Ярошенко в свое время был задержан в Либерии с явными нарушениями, фактически — похищен для передачи американской стороне.
Адвокат: вытащить россиян из американских тюрем — очень сложно
Председатель коллегии адвокатов «Александр Тонконог и партнеры» известный российский адвокат Александр Тонконог считает, что задержания российских граждан по запросам спецслужб США в третьих государствах вызывают много вопросов о законности подобных процедур. Например, в случае со Станиславом Лисовым, где адвокат указал на странности с датами задержания и решения о задержании, существует большая вероятность явного нарушения закона. Американский суд должен предоставить решение, на основании которого испанскими правоохранительными органами было проведено задержание. В том случае, если американская инстанция не сможет представить подобного решения, по сути, вся история с задержанием Лисова оказывается нарушением закона. Но, как показала практика, американское правосудие во многих случаях не обращает внимания на такие нюансы, а действует так, как диктуют соображения политической выгоды для США, — рассказывает Александр Тонконог.
«СП»: — Есть ли возможность «вытащить» российских программистов, и каким образом?
— Следует понимать, что США — это не Украина. Если с Украиной были возможны проведения обменных мероприятий, например — история с помилованием Надежды Савченко, которое, фактически, представляло собой обмен украинской летчицы на россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева (они были задержаны Службой безопасности Украины якобы как «диверсанты» российского ГРУ Генштаба), то с США все обстоит гораздо сложнее. Например, Россия уже почти десять лет не может добиться экстрадиции на родину Виктора Бута. Семь лет находится в американской тюрьме летчик Константин Ярошенко. Во всех этих случаях мы имеем аналогичную истории с российскими программистами картину — быстрое задержание на территории «третьей» страны — экстрадиция с нарушением законности в США — осуждение на длительный срок лишения свободы. Даже в случае Бута и Ярошенко российская сторона ограничилась лишь заявлениями протеста, но дальше этого дело не пошло. Поэтому не исключено, что и с задержанными в Испании программистами ситуация может быть аналогичной. Самое главное сейчас — не допустить экстрадиции Лисова и Левашова в США. Все же Испания — это не Таиланд, откуда вывезли Бута, и, тем более, не Либерия, где был задержан Ярошенко. У испанских судов более четкие представления о правосудии, Испания более независима от политической воли США. Поэтому надежда на то, что Лисова и Левашова не будут экстрадировать, все же остается.
«СП»: — Были ли уже подобные дела, связанные с задержанием российских граждан за рубежом, и чем они закончились?
— Подобных дел не так уж и мало. Закончились они, если брать именно США, плохо. Те же Бут и Ярошенко, о которых мы говорили выше, находятся в американских тюрьмах 9 и 7 лет соответственно. Но и не только с США существуют подобные проблемы. Например, во Вьетнаме еще в августе 2014 года была задержана ростовчанка Мария Дапирка, которую обвинили в транспортировке крупной партии наркотиков. По законам страны ей грозит смертная казнь. Но Вьетнам — дружественная страна, поэтому казнить россиянку там явно не хотят, но и не знают, что с ней делать. Впрочем, россиянину Александру Савину не повезло — в феврале 2017 г. его осудили в том же Вьетнаме на 18 лет лишения свободы за транспортировку наркотиков. Сами США, если им не выгодно, благополучно отказывают в экстрадиции иностранных граждан, разыскиваемых иностранными спецслужбами.
Но есть и хорошие примеры. Так, в августе прошлого года в Ереване был задержан 30-летний россиянин Сергей Миронов. Он тоже программист, и арестовали его по запросу спецслужб США. Ситуация развивалась очень похожим образом. Но, в конце концов, Армения проявила твердость и освободила Сергея Миронова спустя несколько дней. В том же августе 2016 года он вернулся в Москву.