3 мая наряд Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области, охранявший российско-украинскую границу, заметил подозрительных граждан, которые загрузили какие-то вещи в автомобили УАЗ «Патриот» и ВАЗ-2109 и двинулись вглубь российской территории.
Уазик и девятку остановили автоматной очередью
На требования пограничников остановиться странные люди не реагировали. В этом не было ничего удивительного — контрабандисты прекрасно понимают, что если им не удастся ускользнуть от пограничников или полицейских, то их ждут большие проблемы с законом.
Поскольку автомобили совершали опасные маневры на дороге, пограничникам после предупредительных выстрелов в воздух пришлось открыть огонь. Водитель УАЗа не смог удержать управление и автомобиль перевернулся. В перехваченном пограничниками УАЗ «Патриот» находились контрабандные сигареты на миллион рублей. Ответить за свое поведение контрабандистам, скорее всего, придется весьма серьезно. Им может грозить как административная ответственность за нарушение режима границы (ст. 18.1 КоАП РФ) и неподчинение законным требованиям пограничного наряда (ст. 18.7 КоАП РФ), так и уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (статья 318 УК РФ), а это уже до пяти лет лишения свободы.
За границей следят лучше, а жить на Украине стало хуже
На самом деле, описываемая ситуация вполне типична для современной российско-украинской границы. Вплоть до начала боевых действий на Донбассе российско-украинская граница была практически прозрачной. Этим успешно пользовались многочисленные предприимчивые граждане, занимавшиеся трансграничной торговлей. Действовали целые преступные группы, перевозившие топливо, алкоголь, табачные изделия и другие товары.
Многие люди в пограничных населенных пунктах, что с одной, что с другой стороны границы, годами жили исключительно за счет заработка на контрабандном провозе товаров. Даже когда на Донбассе началась война и власти, как казалось, повысили бдительность по отношению к охране границы, многочисленные случаи контрабанды не прекратились. Более того, они стали еще более частыми.
Как рассказал нам знакомый сотрудник правоохранительных органов Эдуард, столь частые сообщения в СМИ о поимке очередных контрабандистов объясняются очень просто. Во-первых, в связи с войной на Донбассе, за границей стали лучше следить. Ведь прорваться в Россию могут хотеть не только продавцы сала или даже сигарет с водкой, но и наркоторговцы, поставщики оружия и даже террористы и диверсанты. Например, неоднократно на границе России и Украины в Ростовской области, на автовокзалах и железнодорожных вокзалах городов и населенных пунктов региона задерживали украинских и российских граждан с патронами, наркотиками, даже с боевыми гранатами.
Во-вторых, контрабандистов стало больше в силу сложной экономической ситуации. Война очень сильно ударила по украинской экономике, по ситуации в Донецкой и Луганской республиках. Но люди хотят жить, они хотят есть, и некоторые из них отваживаются на вот такой вид заработка — везут в Россию то, что на Украине можно купить дешевле, а в России продать подороже.
Отважные продавцы сала и печальная судьба кенгуру-альбиноса
В конце ноября прошлого года контрабандисты, также на автомобиле УАЗ, попытались ввезти на территорию Ростовской области 500 килограмм сала, аккуратно расфасованных в 21 коробку. Продавцы сала оказались ребятами не робкого десятка и отказались подчиниться пограничникам. На УАЗе они стали удирать от погони и военным пришлось применить оружие. В результате, один из «саловиков» был ранен в ногу. УАЗ удалось остановить, а находившихся в нем людей задержали.
Кстати, попытка провезти большое количество сала на российскую территорию — далеко не первая. Например, в начале декабря минувшего 2016 года, также на российско-украинской границе, пограничники задержали 5 тонн контрабандного сала. Еще чаще везут сигареты, которые на Украине тоже можно достать по более дешевым ценам, чем в России.
Ходовой товар — орехи. 2 декабря 2016 г. контрабандист на автомобиле марки «Мерседес-Спринтер» пытался завезти в Россию две тонны лущеных орехов. Их стоимость составляет примерно два миллиона рублей. В автомобиле неудачливого контрабандиста были также обнаружены резиновые маски вампиров. В феврале 2017 г. другой контрабандист пытался по специально натянутому канату переправить через реку восемнадцать мешков с грецкими орехами.
Иногда бывают и совсем экзотические задержания. Так, 28 февраля 2017 года пограничники пресекли попытку ввоза в Ростовскую область экзотических животных. У контрабандистов изъяли шесть обезьян и два кенгуру. Один из них был весьма редким белоснежным альбиносом. Вскоре его поместили в Ростовский зоопарк, дав имя Виталик, однако не столь давно, во время большой грозы Виталик скончался — у несчастного сумчатого случился инсульт. И не исключено, что это последствия стресса, перенесенного им во время контрабандной перевозки в Россию в плохих условиях.
Подземный ход в Словакию и нелегальные доллары
Для современной Украины контрабанда, к слову, давно стала традиционным занятием и одним из главных способов обогащения местных преступных группировок, коррумпированных силовиков, да и просто предприимчивых жителей. Если на границе с Россией, при всем своем размахе, контрабанда еще относительно умеренна, то Закарпатье просто живет за счет контрабанды. Речь идет о пограничных районах — окрестностях Мукачево. Например, в 2012 году, еще до войны и даже до Евромайдана, правоохранители обнаружили подземный тоннель от частного дома в Ужгороде до территории Словакии. Его длина составляла 600 метров. Под землей можно было беспрепятственно перемещать большие порции контрабандных товаров из Евросоюза и в страны Евросоюза.
На контрабанде попадаются даже родственники украинских чиновников. Так, 2 мая 2017 года пограничная полиция Румынии остановила автомобиль Maserati, в котором находились граждане Украины — 24-летний Михаил Йовдий и его жена 23-летняя Елена Йовдий. Как сообщил позже журналистам глава Закарпатской областной администрации Геннадий Москаль, отец Михаила Йовдия прежде возглавлял одну из районных администраций Закарпатья. Так вот Михаил пытался вывезти в Румынию около 400 тысяч долларов США наличными, спрятав их в колесе автомобиля. Судя по всему, как сообщил Москаль, доллары будут переданы в бюджет Румынии.
Конечно, Закарпатьем и российской границей проблема контрабанды на Украине не исчерпывается. Группировки контрабандистов постоянно орудуют на границах с Польшей и Белоруссией. Особняком стоит Одесский порт. Здесь не проберешься на берег тайно, но зато можно дать взятку коррупционерам на таможне. Как не пытаются украинские политики распинаться о необходимости более активной борьбы с контрабандой, существенно снизить ее масштабы пока не удается. Скорее всего, в тех политических и экономических условиях, которые сложились на Украине, это просто невозможно.