Очередное ЧП на Кавказе. Боевики в Ингушетии обстреляли полицейский блокпост на границе с Кабардино-Балкарией, тяжело ранен сотрудник ППС. Стреляли из автоматов и гранатомета. Каким же образом террористы сегодня могут получить в свои руки стрелковое оружие, и как перекрыть каналы его поставки?!
«Они и есть враги нашего народа!»
В ночь с пятницы на субботу террористы в Ингушетии совершили очередную вылазку: они пытались взять штурмом полицейский пост «Маяк-11», который расположен на западной окраине Малгобека (на границе Ингушетии и Кабардино-Балкарии). Произошло это около часа ночи: нападавших было двое, которые открыли огонь по посту из автоматов Калашникова и реактивного противотанкового гранатомета.
Бойцы батальона патрульно-постовой службы МВД открыли ответный огонь, убив обоих нападавших. Впоследствии их опознали как 29-летнего жителя Ингушетии Магомеда Бекбузарова и 33-летнего жителя Чечни Адама Магмадова.
В прошлом октябре родственники Бекбузарова заявили в МВД о его безвестном исчезновении. Он был причастен к убийству двух инспекторов ГИБДД, совершенном 8 апреля в районе центрального городского рынка Малгобека, после чего объявлен в федеральный розыск.
По данным Национального антитеррористического комитета (НАК), у нападавших изъяли самодельное взрывное устройство, начиненное поражающими элементами, а также 17 «рожков» к автоматам Калашникова. Всего боевики выпустили по полицейскому посту более 180 пуль (шесть «рожков»).
В ходе перестрелки старший сержант полиции был ранен в живот, его экстренно прооперировали в районной больнице. Малгобекский следственный отдел возбудил по факту нападения уголовное дело по ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов») и ч. 2 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия и боеприпасов»).
Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров похвалил сотрудников ДПС за хорошую работу. «Молодцы! Они мужественно отразили нападение бандитов, которое стало результатом слабоволия их же коллег, не предпринявших соответствующие меры при первой встрече с ними», — заявил Евкуров.
Информагентство Amaq в субботу, 12 мая, распространило сообщение террористической организации «Исламское государство» *, которая взяла на себя ответственность за нападение на полицейских в Малгобеке.
После этого ингушский лидер на встрече с секретарем Совбеза республики Ахмедом Дзейтовым поручил еще активнее проводить профилактическую работу среди молодежи. «Нужно разъяснять, ради чего вот эти два товарища вышли с оружием в руках против своих же земляков. Те, кто ими руководил по телефону из-за границы, заработал свои очередные доллары. Они и есть враги нашего народа!» — заявил Евкуров.
Где есть подпольные «оружейные» заводы
Каким образом в руки боевиков попадает оружие?! Об этом на недавней пресс-конференции рассказал журналистам начальник ГУ МВД России по СКФО генерал-майор полиции Сергей Бачурин. Он сообщил, что только за первый квартал нынешнего года на Северном Кавказе выявили четыре подпольных мастерских, где травматические, газовые, пневматические и сигнальные пистолеты переделывают под стрельбу боевыми патронами. Они оснащены профессиональным слесарным инструментом и даже металлообрабатывающими станками. За весь прошлый год таких цехов и мастерских на всем Северном Кавказе было обнаружено пять…
Также за прошлый год сотрудники полицейского главка перекрыли десять каналов поступления оружия и боеприпасов на Северный Кавказ. Судя по оперативным сводкам, зачастую оно идет в регион из стран Закавказья. «Свободная пресса» уже рассказывала, что в начале 2015 года Ленинский райсуд Ставрополя вынес приговор двум контрабандистам, Дмитрию Иванову (россиянин) и Ахре Тужба (гражданин Абхазии), которые везли стрелковое оружие с территории Абхазии. В ходе задержания у них изъяли ручной пулемет Калашникова и три снаряженных автомата Калашникова.
А в начале июня 2015 года близ Ставрополя сотрудники спецслужб задержали атамана нереестровой «Кавказской казачьей линии» Юрия Чурекова, который вез с территории Луганщины через Ростовскую область… несколько автоматов Калашникова с полными боекомплектами. В марте 2016 года Чуреков был признан судом виновным и осужден на 3,5 года тюремного заключения за контрабанду оружия и боеприпасов.
Месяц назад спецслужбы Ставрополья (на сей раз уже в Курском районе, на границе с Чечней и Дагестаном) задержали четверых членов организованной бандгруппы, у которой изъяли взрывчатку разных видов, гранаты для гранатометов «Гном»… и даже баллистическое ракетное топливо (гептил).
«Черный рынок оружия на Кавказе был всегда»
С просьбой прокомментировать ситуацию с нелегальным поступлением оружия в регионы Северного Кавказа «Свободная пресса» обратилась к cтаршему научному сотруднику Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николаю Силаеву.
— Оружие вообще популярно на Кавказе (даже в советское время копили целые семейные арсеналы). Тем более если незаконное владение им не сопряжено с риском попасться…
После распада СССР много оружия разошлось еще из Закавказского военного округа. И это оружие, уверен, будут собирать еще десятилетиями, как было после Великой Отечественной и Гражданской.
Также в последние годы много оружия на криминальный рынок добавила Украина. По моей гипотезе, оружие проходит через Ростовскую область (где поменьше спрос) «транзитом» к конечным потребителям в СКФО.
Схожее мнение высказал в интервью «Свободной прессе» и эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов:
— Могут быть несколько версий того, откуда у северокавказских «игиловцев» сейчас такое вооружение.
Во-первых, это могли быть запасы сохраненных схронов боевиков «Имарата Кавказ»: резко обезлюдев в 2014 году из-за того, что в Сирии был провозглашен «халифат», за который отправились воевать боевики, северокавказское бандподполье лишилось людей, но не лишилось оружия.
Очевидно, что вчерашние «имаратовцы» перебирались в Сирию без оружия в руках, его оставляли дома. А за семь лет с момента начала существования «Имарата Кавказ» (2007 год), этого оружия накопилось немало. Вот теперь они его могут доставать из своих запасников и применять уже как «ИГИЛовцы».
«СП»: — При этом ведь на Северном Кавказе существует и черный рынок оружия, о чем недавно говорил начальник окружного главка МВД?
— Черный рынок оружия есть всегда, и купить его (при желании и наличии средств, конечно) нетрудно. Конечно, удивляет, что у боевиков сейчас обнаружили не привычные автоматы Калашникова или пистолеты, а противотанковый гранатомет. Но, как это цинично не прозвучит, спрос рождает предложение.
Продавцы оружия вполне могут приобрести товар у кого-нибудь из военнослужащих: вероятно находятся такие корыстолюбивые и нерадивые завхозы в воинских частях, которые могут втайне от руководства промышлять такой противозаконной торговлей «налево», затем «списывая» вооружение. Это позорное явление, об этом не любят говорить, но такое, к сожалению, встречается. И затем такое оружие попадает к боевикам.
«СП»: — А основные каналы контрабанды идут, видимо, из Украины?
— Перевозка оружия контрабандой может быть как с территории Донбасса, так и Абхазии, и Панкисского ущелья Грузии. Да откуда угодно — из тех регионов, с которыми граничит Россия, и где когда-то была или сейчас продолжается война, а значит, там присутствует рынок оружия. Тут схемы могут быть самые разные. Поэтому то, что какая-то часть подобного оружия может попасть к северокавказским боевикам, вполне, к сожалению, допустимо.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.