Материал комментируют:
#"
Игорь Шорников
Беспилотник атаковал воинскую часть в Рыбницком районе Приднестровья, сообщила пресс-служба Министерства государственной безопасности Приднестровской Молдавской республики.
«В 14:35 дрон-камикадзе атаковал воинскую часть Министерства обороны ПМР в Рыбницком районе, в шести километрах от приднестровско-украинской границы. Целью была радиолокационная станция, которой были нанесены незначительные повреждения, жертв нет», — говорится в релизе.
Интересно отреагировали на эту новость власти Молдавии, учитывая, что они считают Приднестровье своим. Ведь речь идет об атаке на ее «суверенную территорию». Тем не менее, пресс-служба Бюро по реинтеграции правительства Молдавии заявила лишь о том, что Кишинев проанализирует ситуацию.
«По поводу сегодняшнего инцидента в Рыбнице отмечаем, что компетентные органы анализируют все появившиеся изображения и информацию», — говорится в сообщении. Отмечается, что его расследованием должны заниматься правоохранительные органы Молдавии, которые, как отметили в бюро, не имеют доступа к этой территории.
То есть умыли руки. А не по согласованию ли с Кишиневом это сделано? Зачем?
Отметим, что такая же атака произошла 17 марта, когда в результате взрыва дрона-камикадзе начался пожар на территории одной из воинских частей в Тирасполе, уничтоживший вертолет Ми-8.
— Дроны прилетают со стороны Украины, кто их запускает — неизвестно, — говорит директор приднестровского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников.
— Властям, конечно, следовало бы связаться с Киевом и выяснить причины этих провокационных действий. Возможности приднестровских властей для этого ограничены, но, уверен, такие запросы будут направлены. Например, ответственному за приднестровское направление Послу по особым поручениям Пауну Роговею.
«СП»: В Кишиневе говорят, что «компетентные органы анализируют все появившиеся изображения и информацию об этом случае». И все? Ничего, что это атака на территорию, которую они считают своей?
— Создается впечатление, что молдавские власти просто боятся задавать неудобные вопросы киевскому режиму.
Но, к сожалению, то, что сейчас происходит, больше похоже на постепенное размораживание ситуации на Днестре. Эскалация в регионе будет нарастать, и ответственность за это несет именно Кишинев, который ничего не предпринимает, и делает это осознанно.
«СП»: По-вашему, эти атаки согласованы с Кишиневом? Кто еще вовлечен в эти провокации, по-вашему?
— Да, создается именно такое впечатление, потому что показное спокойствие Кишинева в такой ситуации можно объяснить либо сковывающим страхом перед Киевом, либо сговором с ним. Но и Киев, и Кишинев не могут действовать в регионе без согласования с англосаксами. Все это происходит, скорее всего, по инициативе британцев и уж точно с ведома США.
«СП»: Это уже второй случай. Стоит ли ожидать продолжения атак?
— Повторюсь, все это похоже на намеренное размораживание конфликта на Днестре, но на этот раз с участием украинской стороны. Если первый в этом году удар мог выглядеть как некое предупреждение Тирасполю, поскольку он был нанесен в день проведения российских президентских выборов, то второй удар, который ничем не мотивирован, выглядит как переход к некой новой политике давления на Приднестровье.
«СП»: Недавно прошла информация, что Кишинев хочет добиться экономического удушения Приднестровья в течении года. Возможны ли в дополнение к этому военные варианты? Со стороны Кишинева или Киева?
— Возможны. Но, на мой субъективный взгляд, это будут меры скорее психологического устрашения. Чтобы в Тирасполе с большей готовностью уступали политическим требованиям и экономическому диктату Кишинева, Киев при попустительстве молдавской стороны будет угрожать вооруженной эскалацией. Но никто, даже инициаторы, не может быть застрахован от того, что провокации в какой-то момент перейдут в масштабный кризис с непредсказуемыми последствиями. Прогноз, к сожалению, негативный.
— Однозначно можно сказать, что это провокация, — уверен военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— И она явно не будет последней. Причём провокации будут становиться всё наглее. Идёт прощупывание почвы — как отреагирует Россия.
«СП»: Вообще-то с формальной точки зрения это атака на Молдову. Но В Кишиневе говорят, что-то невнятное…
— Формально-то формально, но по факту Кишинёв будет совсем не против, чтобы атаковали российскую воинскую часть. Де-факто — это атака на наши вооружённые силы, и из этого мы должны исходить, а не думать, что там скажет марионеточный режим Санду.
«СП»: Могут ли Кишинев с Киевом предпринять серьезную военную операцию против Приднестровья?
— Могут. Вот тут формальный признак вполне может сработать. По приглашению правительства Молдавии ВСУ могут зайти на территорию Приднестровья.
Может, в принципе, и Румыния. Но это только с согласия Вашингтона, без него ни одна страна НАТО на военную конфронтацию не пойдёт.
«СП»: Насколько, по-вашему, армия Приднестровья способна справляться с провокациями без помощи России?
— Вооружённые силы Приднестровской молдавской республики насчитывают 15 тысяч человек, а в случае мобилизации могут быть увеличены до 80 тысяч — за счёт резервистов и Народного ополчения. Плюс 1700 российских миротворцев. Если будет дело в Молдавии, у которой есть лишь потешная армия — они с ней справятся без проблем. Если зайдёт серьёзный контингент ВСУ, а тем более румынский — тут всё может быть печально без помощи России.
Важно отметить такой фактор. Ещё год назад мы могли говорить, что Украина может весьма ввести в Приднестровье значительный контингент. А сейчас всё гораздо сложнее. У Киева может и не найтись 25−30 тысяч военнослужащих для сухопутной операции.
Поэтому о Румынии вспоминают всё чаще. А ведь это страна с самым крупным военным бюджетом на Баланах и с самым высоким ростом расходов на вооружения за 10 лет. С 2014 по 2023 годы Румыния купила вооружений на 11,4 миллиардов долларов. За 10 лет военный бюджет увеличился с 2,61 миллиардов до 8,48 миллиардов — в 3,15 раза.
Оборонные траты достигли 2,45% от ВВП, и это один из ведущих показателей в НАТО. Программа «Армия 2040» предполагает дальнейший рост расходов на оборону в стране в ближайшие 15 лет. Объявлено о строительстве на румынской территории крупнейшей военной базы НАТО в Европе в округе Констанца на базе уже существующей авиабазы «Михаил Когэлничану».
На эту базу регулярно прилетают французские «Рафали», способные нести ядерные боеголовки. Очевидно, что всё это не для «борьбы с международным терроризмом». Вполне вероятно, что готовят румынскую армию именно для операции в Приднестровье, а может быть для захода в Одессу и на Буковину.
«СП»: Недавно прошла информация, что Кишинев хочет добиться экономического удушения Приднестровья в течении года. Могут ли военные действия начаться раньше? Сколько у России времени на то, чтобы прорубить туда коридор? И насколько это реально в нынешних условиях?
— С экономическим удушением вопрос тоже очень серьёзный, поскольку Молдавия способна просто перекрыть поток приднестровских товаров в Европу. То, что в течение 2024 года мы уже увидим бои за Одессу, пока выглядит слишком оптимистичным. Поэтому Россия должна использовать максимально жёсткую риторику и давать понять, что в случае агрессии против Приднестровья она будет готова применить в том числе неконвенциональное оружие. Вот тогда НАТО призадумается. А пока будут продолжаться провокации. На которые тоже надо реагировать жёстко и усиливать удары по районам Юго-Западной Украины, откуда эти провокации берут начало.