Международные чиновники ввели санкции против российских колясочников
Международный паралимпийский комитет (IPC) не стал прекращать издевательство над российскими спортсменами после отстранения от игр в Рио-де-Жанейро всей паралимпийской сборной. Не поддается осмыслению тот факт, что кощунство произошло на российской территории - на Кубке мира по танцам на колясках, состоявшемся в Петербурге 9-11 сентября.
IPC запретил вручать награды российским инвалидам по причине дисквалификации Паралимпийского комитета России (ПКР). Данные санкции IPC ввел в срочном порядке в ночь на 10 сентября. Также международные чиновники аннулировали рейтинговые баллы, которые позволяют нашим колясочникам выступать на европейских и мировых соревнованиях. «Статус этого мероприятия нам оставили с условием, что нашим спортсменам не начисляются очки за участие, и награждать их медалями МПК мы не имеем права», - рассказал президент Спортивной федерации спорта инвалидов Санкт-Петербурга Сергей Гутников.
Российские колясочники оказались под ударом, так как чемпионат в Петербурге проходил под эгидой Международного паралимпийского комитета. Организаторы турнира были вынуждены подчиниться требованиям IPC и не наградили членов сборной РФ. В знак солидарности с россиянами большинство иностранных призеров отказались надевать завоеванные медали.
Русофобия в большом спорте
23 августа растаяла последняя надежда России на участие в Паралимпиаде-2016. Спортивный арбитражный суд (CAS) на заседании в Бразилии отклонил апелляцию ПКР. Поводом послужило соответствующее решение IPC, основанное на доводах Международного антидопингового агентства (WADA) и докладе Ричарда Макларена. В отчете канадского юриста упоминаются имена 35 российских паралимпийцев, но международные спортивные институты сочли правильным отстранить всех 266 членов сборной РФ.
Обструкция инвалидам была устроена под предлогом принципа коллективной ответственности. Никакой конкретной доказательной базы Макларен и WADA не собирали. Для лишения права участвовать в ОИ оказалось достаточно лишь подозрений. В дело вступил так называемый в юриспруденции принцип «нулевой терпимости», отменяющий де-факто основополагающую презумпцию невиновности.
Процедура отстранения российских инвалидов проводилась с нескрываемым цинизмом. Дискуссии были сведены к минимуму, а глава IPC британец Филип Крэйвен не прекращал «бомбить». В день старта Паралимпиады-2016 данный персонаж бросил фразу, которая как нельзя лучше отражает суть обструкции нашей страны: «Я слышал во время Олимпиады в Рио много критики в адрес WADA, и не слышал большего количества критики в адрес России. Я был удивлен. Давайте не будем забывать, что виновата была Россия, а не WADA».
После таких заявлений мировое олимпийское движение можно со спокойной совестью сворачивать, потому что оно потеряло свой исконный смысл. Благодаря таким топовым фигурам, как сэр Крейвен, русофобия перекочевала из большой политики в большой спорт. В байки про бескомпромиссную борьбу с допингом может поверить только человек, полностью лишенный способности критически мыслить.
Больше, чем спорт
Однако Крейвену нужно отдать должное: он достаточно грамотно выстроил свою линию защиту от потенциальных нападок. 23 августа британец выразил сожаление, что в Рио не будет российских паралимпийцев. За две недели до этого Крейвен отметил, что «российские власти катастрофически подвели своих паралимпийцев». «Полная коррумпированность антидопинговой системы в России противоречит правилам и бьет в самое сердце паралимпийского спорта. Это вопиющее пренебрежение здоровьем и благополучием атлетов», - сказал Крейвен.
С доводом о преступной политике российских властей будет сложно не согласиться. С момента старта допинг-скандала Минспорта разводило руками и пыталось заискивать перед международными организациями. В середине мая, вместо признания собственных ошибок, министр спорта Виталий Мутко решил извиниться за российских спортсменов. И сделал этого на страницах британского издания The Sunday Times, что выглядело как символичное покаяние Западу. «Внесем ясность. Нам стыдно за них», — заявил Мутко.
В ситуации с инвалидами министр поменял тональность. 7 сентября он заявил, что «мы чувствуем и ответственность, и вину за то, что произошло с нашими паралимпийцами». Однако от сочувствия Мутко толку мало. Издевательство над ограниченно дееспособными атлетами до сих пор не прекращено. Скорее всего, Минспорта опасается идти на обострение отношений с WADA и IPC и продолжает надеяться на их снисхождение.
Можно сказать, что в случае с полноценными спортсменами политика уступок себя частично оправдала: 75% олимпийской сборной РФ все же попали в Рио. Но с паралимпийцами сложилась совершенно иная ситуация, которая требовала более жестких и бескомпромиссных решений. В этом вопросе невозможно сбрасывать со счетов моральную составляющую. Спорт для инвалидов порой единственный смысл жизни и любая попытка посягнуть на священное право выступать за страну должна пресекаться.
Здесь от российского государства требовалась принципиальная и несгибаемая позиция (как, например, по Крыму). Возможно, было необходимо пригрозить отменой чемпионата мира по футболу-2018 или пойти на иные радикальные шаги, которые усилят конфронтацию с Западом. Самое простое, что мог сделать Минспорт и ПКР: раскритиковать в максимально жесткой форме международных чиновников. Благо Мутко давно приобрел репутацию матерщинника, и в этот раз умение нецензурно выражаться ему бы пригодилось.
Инцидент с танцорами-колясочниками - это издевательство над инвалидами в квадрате. IPC диктует свои условия России на ее же территории, и не стоит сомневаться, что возглавляемый Крейвеном комитет в итоге не получит достойного ответа (хотя бы словесного). На российских инвалидов продолжается сезон охоты, и на сегодняшний день наши власти выступают в роли чиновников, выдающих лицензии на отстрел.