Материал комментируют:
Артем Пацаев
Елизавета Кожевникова
Леонид Тягачев
Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) 1 февраля отменил пожизненную дисквалификацию 28 российским спортсменам. Теперь этим атлетам, на которые ранее наложил санкции Международный олимпийский комитет (МОК), не запрещено принимать участие в Олимпиаде в Пхенчхане. Еще для 11 спортсменов суд заменил пожизненную дисквалификацию на пропуск только одной Олимпиады.
Решению CAS поторопились обрадоваться в Кремле. «Энергичные действия по отстаиванию прав и в судебном порядке и в иных категориях, оправданы и могут быть эффективными», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом он умолчал, что снятие пожизненной дисквалификации не означает автоматической поездки на соревнования в Южную Корею.
Напомним, из 500 спортсменов в российской заявке МОК пригласил лишь 169 человек, срезав многих потенциальных чемпионов. Накануне, 31 января, состав российской сборной утвердил Олимпийский комитет России (ОКР). Полный список опубликован на сайте организации.
Досаду спортсменов от неучастия в Олимпиаде вряд ли можно чем-либо компенсировать. Однако, о материальной стороне вопроса российские власти позаботились. Недопущенные в Пхенчхан спортсмены по итогам альтернативных соревнований, проведенных в России, получат олимпийского размера премии. Такое поручение дал президент Владимир Путин на совещании с правительством.
Глава государства не снимает вины ни с себя, ни со спортивных чиновников. «Простите нас за то, что не смогли вас от этого оградить», — заявил Путин во время встречи с российской олимпийской сборной в резиденции Ново-Огарево. В ответ спортсмены подарили президенту хоккейный свитер с надписью «Россия в моем сердце».
Правда, на практике «Россия в сердце» выглядит странно. Так некоторые наши спортсмены, отправляясь на соревнования в Южную Корею, уже в аэропорту заклеили название своей страны, написанное на их спортивных сумках, пластырем. А, например, саночник Сергей Павличенко поверх пластыря написал: «Статус „Олимпийский спортсмен из России“ не меняет национальной принадлежности!» Похоже на хорошую мину при плохой игре.
Спортивные чиновники и вовсе ведут себя трусливо. ОКР вдруг обеспокоился неожиданным появлением российского флага на экипировке хоккеистов команды «Олимпийских атлетов из России». Мы ожидаем, что вопрос будет урегулирован в ближайшие несколько часов или в течение дня", — поспешили оправдаться в пресс-службе организации. Этак скоро будут бегать от российского флага как черт от ладана.
В этом смысле решение двукратной олимпийской чемпионки, конькобежки Ольги Граф отказаться от приглашения в Пхенчхан в знак солидарности со спортсменами отверженными МОК выглядит как поступок. Ее отец и вовсе назвал выступление под нейтральным флагом предательством. «Жаль, силы и мужество нашлись у нее одной», сожалеет один из болельщиков. «Граф надо дать золотую медаль за принципиальность», уверен другой.
— В этом году российским спортсменам можно попасть на Олимпиаду только через приглашение МОК, — прокомментировал «СП» сложившуюся ситуацию спортивный юрист Артем Пацаев. — Соответственно, сейчас надо вступать в диалог с МОК на предмет того, чтобы эти ребята получили приглашения. То есть МОК предстоит еще убедить в том, что российские спортсмены должны участвовать в предстоящих соревнованиях.
А вот почетный президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев более оптимистичен.
— Мы помним решение МОК о том, что если будут приняты судебные решения в пользу наших спортсменов, то все они будут допущены к Олимпийским Играм. Мы как раз это вчера обсуждали на исполкоме ОКР. Решение Лозанны дает возможность россиянам участвовать. Они будут выступать на Олимпиаде.
«СП»: — Но ведь МОК должен их еще пригласить?
— Те, кого оправдали в Лозанне были в нашем списке на выезд Олимпиаду. Поэтому теперь, после решения суда, МОК пришлет все нужные документы. Томас Бах всегда на стороне спортсменов и международных федераций.
О том, как устроена система поддержки спортсменов сейчас и раньше «СП» рассказала серебрянный призер Олимпиады в Альбервиле 1992 года по фристайлу Елизавета Кожевникова.
— Материальная сторона вопроса сейчас и раньше различаются очень сильно. В 1992 году за золотую награду спортсмену выплачивали три тысячи долларов, за серебряную «в районе двушника», а за бронзовую тысячи полторы. Я на свои призовые купила видеокамеру. И все.
Вообще, назвать заработки спортсменов того времени большими нельзя. Ничего, что изменило бы жизнь, например, машину купить на них было невозможно. Это была такая приятная «плюшка», не более того.
«СП»: — А сейчас?
— Сейчас олимпийская медаль — это жизнеменяющая вещь, которая сразу дает где жить, на чем ездить и плюс еще на четыре года вперед она дает заработок в двух, а то и в трех местах.
Есть премия от Олимпийского комитета России, она для всех одинаковая. Размер премии за «золото» мне точно неизвестен, но думаю, она может достигать 100 тысяч долларов (см. справку «СП» — авт.)
Также есть разные премии от регионов, к которым приписаны атлеты и есть другие «плюшки» вроде квартиры. Это типично для регионов. В виде поощрительных подарков земляку… Таким образом регионы пытаются сохранить атлета. С помощью «своих» атлетов регионы могут продемонстрировать успехи в администрировании спорта.
«СП»: — А откуда появляются заработки на несколько лет, да еще в разных местах?
— Так сейчас устроена структура поддержки спорта. Спортсмены приписаны к регионам и где-то есть двойные зачеты. Например, спортсмен родился в Иркутске, а потом женился и поэтому стал выступать за Москву, а потом еще подписал контракт с армией… Вот так и набегают три места. За отчетную причастность атлета чиновники этих мест готовы платить ему какие-то зарплаты.
«СП»: — Как по-вашему, правильно ли поступают российские власти, решившие провести альтернативные соревнования для недопущенных спортсменов?
— Я думаю, что будь я теперешним атлетом, новой формации, — очень сильно избалованной деньгами, условиями, очень криво представляющими, где действительно дискомфорт, а где лишь видимость… Короче, для этого инфантильного поколения эти соревнования, наверное, важны. Они поддержат спортсменов.
Потому что государство устроило абсолютно тепличные условия для этого поколения атлетов. Сейчас выбрасывать их на мороз, позволить в полной мере соприкоснуться с реальностью, означает, что они отморозят уши. И государство, наверное, политически и фактически поняло, что оно должно нести за них полную ответственность.
Другой вопрос, как долго они будут создавать атлетам такие условия, чтобы они могли выдержать настоящую конкуренцию и не нужно было прибегать ни к каким упростителям, допингам и анастезиям, чтобы быть профессионалом и побеждать. Сейчас сложилась удачная ситуация, чтобы объявить новые правила игры.
«СП»: — К вопросу об инфантилизме… Сейчас мы видим отъезжающих в Южную Корею спортсменов, которые заклеивают на свои сумках слово «Россия». Выглядит это дико…
— Приходится воспринимать ситуацию такой, какая она есть. Когда ты атлет, то ты сконцентрирован на своей грядущей задаче. Причем, сейчас счет пошел на дни, атлеты как по ступенькам подводят себя к лучшей форме. И поэтому концентрируются на подготовке. Если что-то его донимает, то он просто плохо готов.
А вот лидер петербургского отделения партии «Родина» Андрей Петров видит в происходящем в первую очередь политический аспект.
— У Булата Окуджавы есть такие строчки… «Вселенский опыт говорит, что погибают царства / не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства / А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), / что люди царства своего не уважают больше». Мне кажется, что это исчерпывающее. Если мы не уважаем Россию, считайте, что первые, кто нажал кнопку обратного отсчета времени — это те, кто заклеил имя собственной страны.
«СП»: — А как вам альтернативные соревнования для недопущенных спортсменов с олимпийскими премиями для победителей?
— Дорога ложка к обеду. Альтернативные игры надо было готовить загодя, когда сразу пошли скандалы. Нужна была полномасштабная альтернатива с приглашением иностранных спортсменов. Можно было заранее взять на зарплату всех отставных функционеров олимпийского движения, всех уважаемых спортсменов мира, которых тьма-тьмущая, и создать из них альтернативное олимпийское движение. В этом случае вполне можно было бы претендовать на легитимность. А сейчас это будет непрофессиональный междусобойчик сельского масштаба.
Справка «СП»
На зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году российское государство выплачивало за «золото» — 4 млн рублей (около 113 тысяч долларов), за «серебро» — 2,5 млн рублей (около 71 тысячи долларов) и за «бронзу» — 1,7 млн рублей (около 42 тысяч долларов).