Биатлон и скандалы год за годом являются близнецами-братьями в российских лентах новостей. Не стал исключением и завершившийся чемпионат мира в Антхольце-Антерсельве (Италия). Лидер сборной России Александр Логинов, для которого этот ЧМ начался с первой в карьере золотой медали и продолжился еще одной бронзой, в итоге отказался от последней гонки и объявил о том, что может закончить с биатлоном.
При этом, на допинге Александра не поймали, итальянские карабинеры лишь решили проверить спортсмена, как известно, отбывшего дисквалификацию за эритропоэтин, после того, как получили сигнал о том, что личный тренер Логинова Александр Касперович воспользовался чужой аккредитацией.
Утро субботы, 22 февраля, началось с новостей, к которым болельщики, в общем-то, привыкли — российских спортсменов обыскивают в поисках допинга. Итальянская полиция нагрянула с обыском в номера отеля Евгения Гараничева и Александра Логинова и тренера Касперовича. По словам первого вице-президента Союза биатлонистов РФ Алексея Нуждова, изымались ноутбуки.
«Мы проснулись от того, что полиция ломилась к нам в дверь, — рассказал позже сам Логинов. — Сразу забрали оружие. Видимо, как у особо опасных преступников. Просили сидеть на месте. В одних трусах смотрели, как проверяли вещи. Интересовали только мои. Попросил привести более компетентного переводчика, пришёл. Это был запрос от IBU по документам».
Читайте также
Полтавская битва-2: Вывезенных из Китая украинцев ждал на родине «горячий прием»
Жители «незалежной» встретили соотечествеников камнями, баррикадами и матом
Глава Союза биатлонистов России (СБР) Владимир Драчев рассказал, что, по мнению полиции, Касперович мог привезти на чемпионат мира допинг под чужой аккредитацией.
Позже он отметил, что глобально Логинову ничего не грозит и проблемы лишь у Касперовича. Тем не менее, после эстафет, в которых женская сборная России была лишь 8-й, а мужская с Логиновым на финише — 5-й, у Александра опять допоздна сидели итальянские Глеб Жеглов и Володя Шарапов. В результате, спортсмен трезво оценил свои шансы в масс-старте после такой веселой субботы и снялся с последней гонки ЧМ. В которой, конечно же, мог бы претендовать на еще одну медаль.
«Видимо, этим действительно пытаются ускорить процесс завершения моей карьеры. Если всем от этого будет лучше, значит, вскоре надо будет так и сделать. Я уже не молодею, может, кому-то от этого станет комфортней», — такие слова произнес Логинов в субботу.
Почему тренер Логинова не имел аккредитации?
Естественно, даже у далекого от биатлона человека, после прочтения таких новостей возникает вопрос — а почему вообще была нужда у тренера российского спортсмена в чужой аккредитации? Тем более, что Логинов был лидером и, в принципе, единственной медальной надеждой в сборной, что, собственно, и подтвердилось в Антхольце.
Не нужно быть знакомым с мягкой до болотистости почвой, на которой растет российский биатлон, чтобы понять уже из интервью главных фигурантов — что-то здесь не так помимо чрезмерно малого числа аккредитаций. Тем более, по словам Евгения Гараничева, «как и что происходит в нашей команде, можно быстрее узнать из интернета, чем из самой команды».
Так Владимир Драчев заявил, что Александр Касперович приехал сам как турист и всем сделал плохо, прежде всего, своему подопечному. «То, что он взял украинскую аккредитацию — чисто его проблемы. А еще он устроил проблемы всей сборной… Человек сам себя наказал. Он сделал плохо не себе, а Саше. Зачем бегать с чужими аккредитациями? Тем более там, где не положено. Он взял чужую аккредитацию — и попался», — отчитал Драчев тренера.
Сам Касперович достаточно подробно рассказал, почему у него не было аккредитации, и для чего он взял чужую. По словам тренера, явление это для биатлона обычное, всегда так делали, в частности, французы на ЧМ-2020.
«Нужно было работать со спортсменом, общаться с ним по дистанции. Да, это нарушение. Но совсем не того плана, которое нам предъявляют. За него полагается штраф — 500 евро. У французов на этом чемпионате мира была ровно такая история. Все знают об этом, никакого шума не было», — рассказал Касперович «Спорт-Экспрессу».
А вот Драчеву Касперович ответил довольно резко, призвав фильтровать сказанное: «Владимир Петрович говорит, что я приехал сюда туристом. Фраза — так себе. Надо всегда фильтровать свою речь, особенно если ты постоянно в медийном поле. Да еще депутат Госдумы. Ну, нельзя так».
«Владимир Петрович говорил, наверное, на эмоциях. Кто и кого подставил — это еще вопрос. Еще на „Ижевской винтовке“ мы обговаривали с главным и старшим тренерами вопрос о моем участии на заключительном этапе подготовке. В Риднау хорошо поработали, там я задал вопрос по поводу аккредитации. Мне сказали, что такой возможности нет. Я все понимаю, квота ограниченная, а персонала у нас много. Тем более, добавились два сервисмена. Никаких обид», — в этих словах Касперовича чувствуется, что обиды определенно присутствовали.
Вечером в воскресенье, уже после масс-старта, в новостях появилась еще одна реплика Драчева по поводу заслуги Касперовича в золоте Логинова: «Какая может быть заслуга человека, работающего на расстоянии? У нас есть команда. И за два года его подготовили. А какие были результаты, когда тренировал Александр Касперович? Ну, извините».
Вернемся к аккредитациям. По словам Нуждова, в IBU еще пошли навстречу и дали на одну аккредитацию больше. Тренеров в списке вице-президента СБР — восемь человек, включая главного Сергея Белозерова. Именно Белозеров на сборе в Риднау сказал Касперовичу по поводу аккредитации: «Извини, нет, все считаные — ровно 20 штук».
Ну, то есть, тогда было 20 штук. Потом добавилась еще одна, но Касперовичу не досталась.
Кстати, отношения Логинова с СБР никак нельзя было назвать безоблачными и ранее, скажем, в прошлом году именно Александр был во главе бунта по условиям контракта. И если другие подписали контракт летом, то Логинов сделал это лишь в сентябре после уступок по вопросу эмблемы личного спонсора на экипировке. Вполне возможно, что в СБР кто-то решил — раз эмблемы считаные, то и аккредитации тоже.
И это, конечно, не отменяет того факта, что Александр Касперович должен был понимать, что в нынешней ситуации любой повод, даже формальный (все сто раз так делали, посмотрите, вон французы) будет использован и карабинеры придут на рассвете перед днем эстафет.
Травля и «поддержка»
Для опять же не близких биатлону людей добавим, что Александр Логинов после отбытия своей дисквалификации уже четвертый год живет и соревнуется в режиме травли со стороны значительной части сообщества. Ярче всего это проявляется в негативных комментариях со стороны конкурентов, особенно француза Мартена Фуркада и норвежских братьев Бё.
Фуркад, правда, поутих, но после победы Логинова в спринте на ЧМ-2020 в новостях активно цитировалось заявление шведа Себастьена Самуэльссона, назвавшего золото Александра позором. Ну а норвежская Dagbladet вышла со статьей «Он обманывал пенисом и кошельком» после победы Логинова.
После этого общественности, кажется, стало немного стыдно. Так, Йоханнес Бё признал, что слишком увлекся.
«Я далек от мысли оправдывать тех, кто в прошлом был пойман на допинге. Его грустная история позади. Его выступление в спринте было великолепным, и стрельба, и ход. Он заслужил эту победу. Русским запомнится этот успех, но другие помнят и то, что случилось раньше. Согласен, мы немного перегнули. Понимаем, что подпортили Логинову его день. Но мы не должны забывать о допинге», — цитировали новости Йоханнеса Бё.
Зато после субботних новостей все честные и чистые скандинавы снова перевозбудились. Тарьей Бё включил интуицию: «Сомневаюсь, что все дело в аккредитации Касперовича. Тут точно есть что-то еще», а Йоханнес Дале просто выразил надежду, что полиция что-то найдет после обыска у Логинова. «Это будет хорошо для спорта», — сказал он.
Читайте также
Москва, Кремль, Путину: Заберите свой рубль, на который мне пенсию повысили
Пенсионная реформа заставляет негодовать и звезд ТВ, и обычных граждан
В этом месте обычно российские читатели делятся на две группы. Ура-патриотическая исходит праведным гневом, который полностью скрывает из поля зрения какие-либо недостатки всего существующего в российском биатлоне. Противоположная сторона напротив признает правоту оппонентов и призывает к покаянию (которого, со стороны Логинова, отметим, не было — он продолжает настаивать, что никогда не употреблял и не знает, как все получилось). Был же допинг, что ж, имеют право. Тем более, что Александр Логинов не в безвоздушном пространстве живет, и ведь не у него одного в нашем биатлоне и спорте в целом возникли подобные проблемы.
Тут действительно сложно прийти к взаимопониманию, что братьям Бё с Логиновым, что вышеупомянутым группам. Но хочется отметить другое. Как правильно каяться или не каяться, — это личное дело каждого. Но если принято решение вернуться в спорт, бороться и доказывать свое право на профессию путем чистых побед (а тут и братья Бё, и Фуркад прекрасно понимают, что после дисквалификации никакого допинга у Александра быть не может), то, наверное, человек нуждается в особой поддержке и защите со стороны государства, столь алчущего больших спортивных побед.
Мы, в принципе, видели все это многократно в самых разных видах спорта, но тут еще один яркий пример, когда лидера команды и так травят годами, а наше чиновничество не может даже с аккредитациями разобраться и как-нибудь уж там добиться одной проходки (из двадцати одной) для его тренера.
Спортивные скандалы: СМИ: IBU подозревает, что в отеле российской сборной мог быть допинг