Армия Асада вышла на согласованную с Турцией линию разграничения с Сирийской свободной армией к югу от города Аль-Баб. По данным турецкого издания Hurriyet, демаркационная линия была определена Генштабами РФ и Турции и примерно совпадает с трассой М4.
Тем не менее, обстановка на севере сирийской провинции Алеппо остается напряженной. После непреднамеренного удара ВКС РФ по позициям турецких войск у российских СМИ резко проснулся интерес к боевым действиям в районе города Аль-Баб. Главный вопрос, который задают журналисты экспертам: «А не перерастут ли стычки между сирийской армией и шиитскими формированиями с одной стороны и турецкими войсками и оппозицией — с другой в полномасштабные боевые действия?» Дело в том, что в формированиях оппозиции участвуют отряды тех же группировок и даже конкретные военные командиры, с которыми просирийская коалиция не так давно еще воевала в Восточном Алеппо. Стоит ли удивляться, что у сторон накопилось друг к другу много претензий.
«СП» уже писала о том, что стычки протурецких сил с армией Асада возле Аль-Баба случались не раз, однако после авиаудара ВКС практически во все ленты информагентств попали сообщения о перестрелках проправительственных и протурецких формирований в районе Абу Аль-Зендейн, в результате чего силы Асада были вытеснены из населенного пункта, оставив бойцам «Щита Ефрата» БМП-1. Затем, по сообщениям очевидцев, протурецкие части юго-западнее Аль-Баба вступили в перестрелку с курдскими отрядами из «Демократических сил Сирии».
Турецкие войска продолжают периодически обстреливать не только курдский кантон Африн, но позиции «Демократических сил Сирии» к западу от города Манбидж. О непростой ситуации на севере провинции Алеппо хорошо можно судить по сообщениям агентства Anadolu. 12 февраля СМИ опубликовало заметку, в которой говорится, что успехи операции «Щит Евфрата» «вызвали серьезные опасения у сторонников режима Башара Асада» и боевиков курдской сирийской партии «Демократический союз»" (PYD).
Сообщается, что курды осознают, что после освобождения города Аль-Баб участники операции «Щит Евфрата» нацелятся на город Манбидж, а также юг района Азаз (заметим, что сами курды неоднократно утверждали, что Манбидж контролируется арабскими племенами из коалиции «Демократические силы Сирии», а отрядов национальной самообороны YPG — боевого крыла PYD — там нет). Поэтому на днях на контролируемой Россией авиабазе Хмеймим в провинции Латакия состоялась встреча лидеров PYD и представителей режима Асада", на которой стороны обсудили вероятные шаги оппозиции, поддерживаемой ВС Турции.
По данным Anadolu, курды предложили силам Асада занять районы южнее Азаза раньше, чем это сделает оппозиционная Сирийская свободная армия, а также вывесить флаги Сирии в Тель-Рифат, Мененг и др. Заметим, что если факт переговоров на Хмеймим уже не вызывает сомнений (в сети есть фото), то водружение флагов режима в названных населенных пунктах было опровергнуто представителем «Демократических сил Сирии» в интервью агентству ARA News.
Есть еще один конфликтогенный фактор — действия протурецких сил после взятия Аль-Баба (после того, как 11 февраля протурецкие силы взяли под контроль круговой перекресток Тадефа и тем самым отсекли возможность продвижения САА к Аль-Бабу, нет сомнений, что зачищать город будут турки и ССА).
— После зачистки Аль-Баба от «Исламского государства» * актуализируется вопрос освобождения Манбиджа и Ракки, что мы и обсуждаем с новой администрацией Белого дома, — заявил 12 февраля президент Эрдоган, добавив, что Турция делает все для создания безопасной зоны в Сирии площадью четыре-пять тысяч квадратных километров.
Ранее официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил, что его страна «подготовила детальный план операции в Ракке», который представлен международной коалиции во главе с США, и «его обсуждение продолжается». Напомним, согласно сообщениям СМИ, новое руководство Белого дома решило пересмотреть план по взятию Ракки силами «Демократических сил Сирии», разработанный предыдущей администрацией. Есть мнения, что к операции могут быть привлечены не только ВС Турции и оппозиции, но и отряды суннитской коалиции во главе с Саудовской Аравией, поэтому переговоры режима и курдов на Хмеймим — попытка разработать сценарий, который бы сделал невозможным турецкое продвижение к Ракке.
— Несмотря на боестолкновения между протурецкими и проправительственными силами, видно, что наступление на позиции ИГ все-таки развивается по некому плану, вероятно, выработанному Генштабами РФ и Турции, — отмечает начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов. — Однако в дальнейшем столкновения между атакующими ИГ возможны: мы не знаем, какое влияние имеет российская сторона на силы режима и турецкая — на силы оппозиции. Поэтому насколько оперативно могут быт погашены конфликты и перестрелки между проправительственными формированиями и ССА до их перехода к открытому противостоянию — большой вопрос. Ситуацию осложняет и неопределенность по поводу операции по взятию Ракки. Так, представитель Центрального командования США недавно прямо заявил, что представленный турецкой стороной план наступления на «столицу» ИГ пока не удовлетворил других участников коалиции. А если нового плана нет, то события будут развиваться по ранее утверждённому Обамой сценарию.
Тем не менее уже ясно, что без привлечения России и сил режима продвижение в сторону Ракки вряд ли возможно, поскольку в их силах заблокировать единственный возможный путь для продвижения протурецких формирований к городу — по западному берегу реки Евфрат. Скажем, расстояние между позициями режима на юге от Аль-Баба и силами курдско-арабского альянса «Демократические силы Сирии» у Манбиджа — всего 15 км. С другой стороны — никто не будет оставлять между турецкими силами и войсками Асада буферную зону, которую будет контролировать «Исламское государство». Соответственно, если в этом районе будет нескоординированное наступление, похожее на гонку до Ракки, то все может запросто перерасти в масштабный вооружённый конфликт, который будет только на руку ИГ.
«СП»: — Насколько курды готовы к наступлению протурецких сил на Манбидж?
— Сообщения о передаче Мененга, Тель-Рифата, а тем более Манбиджа силам режима были опровергнуты представителями коалиции «Демократические силы Сирии». Кроме того, если турецкая сторона попытается начать операцию по взятию Тель-Рифата или Манбиджа, то о наступлении на Ракку можно будет забыть — этого не допустят Соединенные Штаты. Вообще у такой турецкой операции может быть только один смысл — не позволить курдам самостоятельно окружить Ракку и войти в нее. А «Демократические силы Сирии», напомню, находятся уже в 5 км от города. Что касается готовности курдов противостоять протурецким силам, то они, например, уже давно начали создавать новую линию укреплений у Манбиджа. А то, что они способны остановить атаку турок, сомнений не вызывает: ранее они это демонстрировали у того же Тель-Рифата.
«СП»: — Теоретически как выглядит сценарий, при котором протурецкие силы могут принять участие в штурме Ракки?
— «Демократические силы Сирии» остаются на занятых ими позициях, а турки по коридору между Манбиджем и силами режима на юге от Аль-Баба подходят к Ракке по западной стороне Евфрата. Таким образом «столица» ИГ окажется полностью блокированной. Затем в штурме города могут участвовать арабские формирования из «Демократических сил Сирии» и формирования Сирийской свободной армии из «Щита Евфрата». Но надо учитывать, что между ними также есть противоречия, которые могут привести к боестолкновениям.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 признано террористической организацией, и её деятельность в России запрещена.