Когда-то именно мы учили китайцев строить военный корабли. А сегодня только ошеломленно крутим головой, слушая новости о темпах создания океанского флота в Поднебесной. Но — от горячих эмоций к холодным фактам.
По итогам 2016 года Китай впервые в истории опередил Соединенные Штаты по количеству крупных кораблей основных классов, введенных в боевой состав ВМС НОАК. Причем, опередил практически вдвое — одиннадцать против шести. По сведениям открытых источников, в рядах прошлогоднего пополнения особого внимания заслуживают седьмая по счету атомная ракетная подводная лодка стратегического назначения типа 094A «Цзинь» с 12 межконтинентальными баллистическими ракетами (дальность стрельбы — до 11 тысяч километров), а также многоцелевая атомная ракетная подводная лодка типа 093A «Шань» с противокорабельными крылатыми ракетами YJ-8-II.
Из надводных кораблей дальней морской зоны китайские моряки получили три многоцелевых фрегата типа 054A «Цзянкай-2» (их названия «Цзинчжоу», «Сянтань» и «Бинджоу»). В феврале 2016 года шанхайская верфь успешно сдала флоту «Имэншань», десантный вертолетный корабль-док проекта 07, водоизмещением в 25000 тонн, аналог знаменитых американских кораблей типа «Сан-Антонио», предназначенных для высадки морской пехоты. Как и у «американца», на борту «Имэншаня» для той же цели - четыре транспортных вертолёта и два десантных катера на воздушной подушке.
Всего месяц прошел после той торжественной церемонии, а та же шанхайская верфь снова закатила грандиозный праздник. В марте она передала ВМС НОАК сразу четыре танкодесантных корабля типа 072A «Юйтин-2» («Тяньмушань», «Уишань», «Цулайшань» и «Утайшань») водоизмещением 4800 тонн.
Чуть не поспел в этот внушительный список эсминец «Синин» (пятый в серии ударных ракетных кораблей проекта 052D класса «Люйянь-3»), поскольку вошел в боевой состав ВМС НОАК в январе нынешнего года.
Еще более ошеломительными выглядят планы Пекина в этом отношении. По данным американской разведки, к 2025 году — этот срок истечет всего через восемь лет! — Китай намерен построить шесть собственных авианосцев, из них два — атомных. Правда, по другим сведениям программой Пекина предусмотрены «всего лишь» четыре авианосца. Но и это, если честно, потрясает воображение.
Как сообщала китайская пресса, первый из этих исполинов под названием «Шаньдун» (типа 001A) уже вовсю строится с 2013 года. Спуск на воду запланирован на нынешний год, передача ВМС НОАК — на 2020 год. Ничего удивительного, что одно из южнокорейских изданий заметило по этому поводу: «Это будет страшно, когда мощный китайский флот станет реальностью».
Таким образом, можно констатировать — у российских конструкторов и инженеров в КНР выросли достойные ученики. И это замечательно. Плохо другое: бывшие учителя в области кораблестроения отстали, кажется, совершенно безнадежно. Просто на целую вечность.
Чтобы убедиться в этом, ходить далеко не надо. Рядом со все более мощными и многочисленными китайскими кораблями морские мили меряет наш Тихоокеанский флот. И вот как об огромном достижении стране заявлено, что Бог даст — предстоящей весной в его боевой состав, возможно, будет включен новый многоцелевой корвет проекта 20380 «Совершенный». Это будет первое пополнение ТОФа за более чем четверть века — с 1991 года, когда этот флот получил предыдущую боевую надводную единицу — большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев».
С конца января «Совершенный» приступил к заводским испытаниям, в рамках которых будут протестированы работа силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, средств связи, обнаружения и навигации, якорного устройства. Но этот корвет уже рекордсмен в своем классе. Потому что строим мы очень скромного размера корабль уже одиннадцатый год. Уверен — доселе мир не был знаком с такими темпами. Почему столь несчастлива судьба «Совершенного»?
Ладно, сегодня наше военное кораблестроение почти всюду переживает не лучшие дни. Причин много. Не последние — политические. Конкретно — санкции, наложенные на Россию после начала украинского кризиса. Из-за них ничего не выходит и не выйдет уже с достройкой шести фрегатов проекта 11356 для Черноморского флота — на три из них так и не получены двигатели из давно зарубежного города Николаева. Поэтому три из них, так необходимых в Севастополе, недостроенными отправятся в Индию. А с Киевом индийцы станут договариваться самостоятельно.
Отчасти по той же причине сильно спотыкается программа строительства еще более мощных фрегатов проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Немцы по причине санкций отказались нам продавать дизельные двигатели фирмы MTU для малых ракетных кораблей проекта 21631 (шифр «Буян-М»). Пришлось искать другие. С горем пополам нашли в том же Китае.
Ну и так далее. Но все это, как говорится, форс-мажор для российских военных моряков и судостроителей. Никто же из них не мог предполагать, что так дело повернется?
Однако бедствия «Совершенного» абсолютно не вписываются в эту схему. Никакого форс-мажора — только редкостная безответственность тех, кто в 2006 году подписывал контракт на постройку этого несчастного корабля. И в Министерстве обороны РФ, и на самом заводе, который тогда находился в частных руках и пребывал в бедственном экономическом положении.
Все же люди, которые поставили свои подписи под контрактом, конечно, отлично знали, что Амурский судостроительный завод последний в своей истории серьезный боевой корабль построил более полувека назад, в 1961 году. Им оказался эсминец «Храбрый», тогда же переданный ТОФу. Все, больше никакой практики на этом поприще амурские заводчане не имели, занимались только подводными лодками.
Тем не менее, когда в 2006 году был объявлен тендер на постройку серии корветов, они, ни минуты не сомневаясь, дерзко протянули руку за бюджетными финансами. Их предложение кому-то в Москве, видимо, показалось самым привлекательным. Если другой претендент на крупный заказ просил у военных по 8 миллиардов долларов за корвет, то АСЗ был согласен все быстренько обтяпать, сэкономив Родине по миллиарду на каждом корабле.
Видимо, заказчикам из Минобороны было лень лететь на Дальний Восток, чтобы убедиться в кадровой, финансовой и технологической состоятельности предприятия. Бумагу подмахнули в январе, а работа над «Совершенным» закипела в июне. Но поскольку чудеса на белом свете случаются редко, миллиарды скоро кончились. Дело заглохло в 2010, когда АСЗ уже перешел в ведение Объединенной судостроительной корпорации. Оттуда в военное ведомство потоком пошли мольбы добавить на корвет еще хотя бы 3−4 миллиарда. С учетом инфляции, возросшей стоимости материалов и прочих обстоятельств. Дальневосточники ссылались на то, что на достройку на санкт-петербургской «Северной верфи» систершипа «Совершенного» корвета «Бойкий» как раз 10 миллиардов и выделили.
Только военные заводчанам показали обидную фигу и ссылки на пример с «Бойким» отвергли с порога. Если помните, у власти в оборонном ведомстве тогда пребывал «великий оптимизатор» Анатолий Сердюков. Его разговор с АСЗ вышел коротким: «Обещали за семь миллиардов — давайте за семь. Знать больше ничего не хочу».
Надо признать, резоны у министра обороны для такого решения были. За долгие годы, пока «Совершенный» весьма неспешно строился, он превратился уже в не очень совершенного. В частности, удорожание «Бойкого» объяснялось тем, что в конструкцию питерского корабля были внесены серьезные изменения. Скажем, основным средством противовоздушной обороны вместо предусмотренного на дальневосточном аналоге зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» стал более мощный и дальнобойный комплекс «Редут». Как и на следующих корветах проекта 22380.
Как бы там ни было, это перетягивание бюрократического каната между Москвой и Дальним Востоком окончилось тем, что контракт на строительство «Совершенного» был расторгнут. Ситуация создалась от хоть какого-то разумного объяснения далекая — ни корвета стране, ни уже потраченных миллиардов.
Корабль спасло лишь то, что Сердюкова в кресле министра обороны сменил куда более рациональный Сергей Шойгу. Он лично прилетел на АСЗ разбираться в ситуации. Решение было таким: денег заводу добавить, «Совершенный» срочно достраивать за 13 миллиардов рублей. Мало того. Серию на Амуре продолжать, вторым корпусом на здешней верфи заложить второй корвет для Тихоокеанского флота — «Громкий». А потом еще и третий, и четвертый. Под именами «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий».
Дело пошло. «Совершенный», как уже сказано, на заводских испытаниях. «Громкий», «Резкий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» на верфи заложены, но на воду еще не спущены. Когда их передадут флоту — вряд ли кто решится спрогнозировать. С ними наверняка все тоже будет непросто. Во всяком случае, как в свое время заявлял заместитель министра обороны Юрий Борисов, на АСЗ снова «возникли непредвиденные сложности». Промежуточный итог: установленный уже Шойгу крайний срок для ввода в боевой состав не только «Совершенного», но и «Громкого», давно прошел — 2015 год.
Казалось бы, до Китая рукой подать — как раз за Амуром. А на деле между нами — пропасть.