Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 7. BT-42 - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 7. BT-42 - «Военные действия» 02:02 Вторник 0 638
28-02-2017, 02:02

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 7. BT-42 - «Военные действия»


В годы Второй мировой войны попытки создания самоходной артиллерии предпринимались не только признанными лидерами танкостроения, но и небольшими странами. Так, в Финляндии на базе трофейного советского танка БТ-7 была создана самоходная артиллерийская установка BT-42, вооруженная 114-мм гаубицей. Самоходка BT-42, созданная в 1942 году, стала единственным массовым образцом бронетехники, спроектированным в Финляндии в период с 1918 по 1945 гг. Всего финны построили 18 подобных самоходных гаубиц.

В результате наступления финских войск в Карелии осенью 1941 года финнами было захвачено порядка 20 советских легких танков БТ-7, находившихся в исправном состоянии. Несмотря на тот факт, что финская армия активно использовала трофейную советскую бронетехнику, эти танки по ряду причин использовались очень ограничено. По мнению финнов, данные танки уже не отвечали требованиям современной войны. Но совсем не использовать трофеи для небольшой Финляндии было расточительством. Уже весной 1942 года в Финляндии начали реализовывать программу по переделке данных танков в САУ. Новая самоходка получила обозначение BT-42. Первые самоходные гаубицы были готовы уже в сентябре 1942 года, а всего с 1942 по 1943 год промышленность Финляндии модернизировала таким образом 18 танков БТ-7 (возможно, в качестве базы для одной из САУ использовался танк БТ-5).
Выбор у финских военных был небольшим, поэтому в качестве основного вооружения для разрабатываемой САУ была выбрана 114-мм английская гаубица QE Mk.II образца 1918 года, которую оснастили новым дульным тормозом. В свое время финская армия приобрела в Великобритании 24 таких гаубицы, еще одна партия поступила в страну из Испании в 1939-40 годах. Гаубица имела раздельное заряжание, вести из нее огонь можно было только с места.


Выбранная гаубица обладала достаточно большими габаритами казенной части и не могла быть установлена в существующей башне советского танка. При этом от установки ее неподвижно в корпусе финские военные отказались. Из этого назрело очевидное решение — спроектировать для БТ-7 новую башню увеличенных размеров, а гаубицу для сокращения длины отката оснастить новым дульным тормозом. Первый экземпляр ВТ-42 поступил на испытания в сентябре 1942 года. Машина получила увеличенную башню, которая изготавливалась из старой, но с увеличенным вверх и назад боевым отделением (башня получила большую кормовую нишу, которая сваривалась из плоских бронелистов). В корме башни имелась двустворчатая дверца. На крыше устанавливался овальный люк, который сняли с конической башни танка БТ-7. Радиостанция на самоходки не устанавливалась. В основном кроме башни серьезных изменений в конструкцию танка БТ-7 не вносилось. Ряд решений, как, к примеру, удаление у большей части ВТ-42 передних крыльев, можно было отнести к незначительным изменениям конструкции.
Испытания первой машины проводились в танковой бригаде и завершились неудачей. Самоходную установку отправили на предприятие VTT для доработок. Вскоре под номером R-702 самоходная гаубица была принята за эталон при последующем серийном производстве. Корпуса трофейных легких танков БТ-7, которые предназначались для переделки в ВТ-42, проходили тщательный ремонт, он осуществлялся в танковом центре и на предприятии Lokomo Ltd. Здесь проводилась полная переборка, регулировка и ремонт двигателей, трансмиссии и заделка пробоин (если они были) в бронекорпусе. После этого проводились короткие ходовые испытания и шасси передавались для дальнейшего перевооружения.
Переделка башен и гаубицы (главным образом, установка нового дульного тормоза и увеличение давления в тормозе отката) осуществлялись на предприятии VTT в Юваскила, после чего окончательная сборка ВТ-42 велась в танковом центре, расположенном в Варкаусе. Первый серийный образец ВТ-42 поступил на вооружение финской армии 26 февраля 1943 года. Несмотря на то, что процесс изготовления данных необычных боевых машин занял меньше одного года, по мнению финских военных, на реализацию проекта ушло очень много непроизводительно затраченного времени и сил. Так как проводящийся ремонт трофейных танков БТ-7 не позволял использовать фабричные корпуса для иных работ.

BT-42 в Петрозаводске. Регистрационный номер машины R-705 из состава 1-го батальона штурмовых орудий, фото: waralbum.ru
Боевое применение данных самоходок оказалось не самым удачным. Даже не говоря о ненадежности ходовой части и силовой установки, раздельное заряжание 114-мм гаубицы, которое легло на плечи одного человека вкупе с теснотой боевого отделения и неудачным расположением боекомплекта, сильно снижали скорострельность в боевой обстановке. Работа наводчика на механизмах наведения приводила к его быстрому утомлению. К тому же дальность прямого выстрела была невелика.
Изначально планировалось, что САУ поддержки пехоты ВТ-42 будут отправлены в батальон штурмовых орудий при единственной финской танковой дивизии. После того как на вооружение финской армии начали поступать немецкие штурмовые орудия StuG III Ausf. G финские ВТ-42 все еще находились в составе 1-го батальона штурмовых орудий 1-й танковой дивизии финской армии. При штабе батальона числилось 2 самоходки, еще 15 были распределены между тремя ротами. В декабре 1943 данные боевые машин свели в отдельный броневзвод, а спустя несколько месяцев переименовали подразделение в отдельную танковую роту. При этом в ее составе числилось 14 САУ ВТ-42, остальные машины находились в ремонте.
В процессе эксплуатации финских САУ очень быстро стало понятно, что устаревшие британские 114-мм гаубицы можно относительно эффективно использовать только против небронированных и слабо бронированных целей, в то время как при встрече с современными танками Красной Армии, финские ВТ-42 оказывались абсолютно беспомощными. Во время обороны Выборга экипажу одной самоходки ВТ-42 удалось добиться 11 (по другим данным 18) попаданий по танку Т-34-85, который так и не потерял подвижности. Всего в боях под Выборгом 17-21 июня 1944 года финская армия потеряла 8 из 18 имеющихся САУ данного типа, не получив от их боевого применения хоть сколь-нибудь ощутимого эффекта. Правда стоит сказать, что на тот момент времени бронетанковые части финской армии были укомплектованы главным образом уже безнадежно устаревшими советскими танками периода Зимней войны. Легкие танки Т-26 и средние Т-28 к тому моменту уже являлись для советских танков подвижными мишенями. В боях за Выборг помимо 8 САУ ВТ-42 финская армия потеряла 25 из 87 имевшихся на вооружении танков Т-26, а также треть тягачей Т-20 «Комсомолец».

САУ ВТ-42, подбитая в конце июня 1944 года на железнодорожной станции Выборг, фото: waralbum.ru
Проект ВТ-42 трудно было отнести к удачным. Новая башня, установленная на стандартном погоне, хотя и была больше, все равно была тесной, сказывались огромные для легкого танка размеры 114-мм гаубицы. Условия для работы экипажа были крайне стесненными, а возимый боекомплект небольшим — всего 22 осколочно-фугасных выстрела. При этом дальность стрельбы не превышала 3 километров. Вдобавок к этому ходовая часть и корпус легкого танка БТ-7 не претерпевали изменений, а нагрузка на них значительно возрастала, что не добавляло боевой машине надежности. Поломки ходовой части были обычным делом. У финских танкистов САУ популярностью не пользовалась. В то же время самоходка создавалась и рассматривалась финнами как временное решение до поступления на вооружение немецких штурмовых орудий StuG. Но и после их поставки из Германии ВТ-42 продолжали использоваться вплоть до конца войны, на счету финской армии была каждая бронеединица.
Согласно финским источникам на 1 января 1945 года в строю все еще оставалось 10 самоходных установок ВТ-42. Они использовались вплоть до 1950 года, но уже в качестве учебных машин. Вскоре они были отправлены на металлолом, кроме одной машины, которая сегодня представлена в танковом музее в городе Парола. Еще одну САУ во время штурма Выборга захватили советская войска. Установка была в исправном состоянии, для проведения испытаний ее отправили на Ленинградский артиллерийский полигон, но дальнейшая судьба данной боевой машины неизвестна, скорее всего, ее отправили на переплавку.

Тактико-технические характеристики BT-42:
Габаритные размеры: длина корпуса — 5660 мм, ширина корпуса — 2230 мм, высота — 2670 мм, клиренс — 350 мм.
Боевая масса — 14 т.
Бронирование — от 10 до 20 мм.
Вооружение — 114-мм гаубица Ordnance QF (114 H/18 по финской терминологии).
Боекомплект — 22 выстрела.
Силовая установка — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с.
Максимальная скорость — 50 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 350 км (по шоссе).
Экипаж — 4 человека.
Источники информации:
https://www.aviarmor.net/tww2/tanks/finland/bt42.htm
http://ww2tank.ru/index.php/tanks/entry/BT-42_artilleriyskiy_tank_po-finski
http://forum.worldoftanks.ru/index.php?/topic/178069-бт-42
Материалы из открытых источников

В годы Второй мировой войны попытки создания самоходной артиллерии предпринимались не только признанными лидерами танкостроения, но и небольшими странами. Так, в Финляндии на базе трофейного советского танка БТ-7 была создана самоходная артиллерийская установка BT-42, вооруженная 114-мм гаубицей. Самоходка BT-42, созданная в 1942 году, стала единственным массовым образцом бронетехники, спроектированным в Финляндии в период с 1918 по 1945 гг. Всего финны построили 18 подобных самоходных гаубиц. В результате наступления финских войск в Карелии осенью 1941 года финнами было захвачено порядка 20 советских легких танков БТ-7, находившихся в исправном состоянии. Несмотря на тот факт, что финская армия активно использовала трофейную советскую бронетехнику, эти танки по ряду причин использовались очень ограничено. По мнению финнов, данные танки уже не отвечали требованиям современной войны. Но совсем не использовать трофеи для небольшой Финляндии было расточительством. Уже весной 1942 года в Финляндии начали реализовывать программу по переделке данных танков в САУ. Новая самоходка получила обозначение BT-42. Первые самоходные гаубицы были готовы уже в сентябре 1942 года, а всего с 1942 по 1943 год промышленность Финляндии модернизировала таким образом 18 танков БТ-7 (возможно, в качестве базы для одной из САУ использовался танк БТ-5). Выбор у финских военных был небольшим, поэтому в качестве основного вооружения для разрабатываемой САУ была выбрана 114-мм английская гаубица QE Mk.II образца 1918 года, которую оснастили новым дульным тормозом. В свое время финская армия приобрела в Великобритании 24 таких гаубицы, еще одна партия поступила в страну из Испании в 1939-40 годах. Гаубица имела раздельное заряжание, вести из нее огонь можно было только с места. Выбранная гаубица обладала достаточно большими габаритами казенной части и не могла быть установлена в существующей башне советского танка. При этом от установки ее неподвижно в корпусе финские военные отказались. Из этого назрело очевидное решение — спроектировать для БТ-7 новую башню увеличенных размеров, а гаубицу для сокращения длины отката оснастить новым дульным тормозом. Первый экземпляр ВТ-42 поступил на испытания в сентябре 1942 года. Машина получила увеличенную башню, которая изготавливалась из старой, но с увеличенным вверх и назад боевым отделением (башня получила большую кормовую нишу, которая сваривалась из плоских бронелистов). В корме башни имелась двустворчатая дверца. На крыше устанавливался овальный люк, который сняли с конической башни танка БТ-7. Радиостанция на самоходки не устанавливалась. В основном кроме башни серьезных изменений в конструкцию танка БТ-7 не вносилось. Ряд решений, как, к примеру, удаление у большей части ВТ-42 передних крыльев, можно было отнести к незначительным изменениям конструкции. Испытания первой машины проводились в танковой бригаде и завершились неудачей. Самоходную установку отправили на предприятие VTT для доработок. Вскоре под номером R-702 самоходная гаубица была принята за эталон при последующем серийном производстве. Корпуса трофейных легких танков БТ-7, которые предназначались для переделки в ВТ-42, проходили тщательный ремонт, он осуществлялся в танковом центре и на предприятии Lokomo Ltd. Здесь проводилась полная переборка, регулировка и ремонт двигателей, трансмиссии и заделка пробоин (если они были) в бронекорпусе. После этого проводились короткие ходовые испытания и шасси передавались для дальнейшего перевооружения. Переделка башен и гаубицы (главным образом, установка нового дульного тормоза и увеличение давления в тормозе отката) осуществлялись на предприятии VTT в Юваскила, после чего окончательная сборка ВТ-42 велась в танковом центре, расположенном в Варкаусе. Первый серийный образец ВТ-42 поступил на вооружение финской армии 26 февраля 1943 года. Несмотря на то, что процесс изготовления данных необычных боевых машин занял меньше одного года, по мнению финских военных, на реализацию проекта ушло очень много непроизводительно затраченного времени и сил. Так как проводящийся ремонт трофейных танков БТ-7 не позволял использовать фабричные корпуса для иных работ. BT-42 в Петрозаводске. Регистрационный номер машины R-705 из состава 1-го батальона штурмовых орудий, фото: waralbum.ru Боевое применение данных самоходок оказалось не самым удачным. Даже не говоря о ненадежности ходовой части и силовой установки, раздельное заряжание 114-мм гаубицы, которое легло на плечи одного человека вкупе с теснотой боевого отделения и неудачным расположением боекомплекта, сильно снижали скорострельность в боевой обстановке. Работа наводчика на механизмах наведения приводила к его быстрому утомлению. К тому же дальность прямого выстрела была невелика. Изначально планировалось, что САУ поддержки пехоты ВТ-42 будут отправлены в батальон штурмовых орудий при единственной финской танковой дивизии. После того как на вооружение финской армии начали поступать немецкие штурмовые орудия StuG III Ausf. G финские ВТ-42 все еще находились в составе 1-го батальона штурмовых орудий 1-й танковой дивизии финской армии. При штабе батальона числилось 2 самоходки, еще 15 были распределены между тремя ротами. В декабре 1943 данные боевые машин свели в отдельный броневзвод, а спустя несколько месяцев переименовали подразделение в отдельную танковую роту. При этом в ее составе числилось 14 САУ ВТ-42, остальные машины находились в ремонте. В процессе эксплуатации финских САУ очень быстро стало понятно, что устаревшие британские 114-мм гаубицы можно относительно эффективно использовать только против небронированных и слабо бронированных целей, в то время как при встрече с современными танками Красной Армии, финские ВТ-42 оказывались абсолютно беспомощными. Во время обороны Выборга экипажу одной самоходки ВТ-42 удалось добиться 11 (по другим данным 18) попаданий по танку Т-34-85, который так и не потерял подвижности. Всего в боях под Выборгом 17-21 июня 1944 года финская армия потеряла 8 из 18 имеющихся САУ данного типа, не получив от их боевого применения хоть сколь-нибудь ощутимого эффекта. Правда стоит сказать, что на тот момент времени бронетанковые части финской армии были укомплектованы главным образом уже безнадежно устаревшими советскими танками периода Зимней войны. Легкие танки Т-26 и средние Т-28 к тому моменту уже являлись для советских танков подвижными мишенями. В боях за Выборг помимо 8 САУ ВТ-42 финская армия потеряла 25 из 87 имевшихся на вооружении танков Т-26, а также треть тягачей Т-20 «Комсомолец». САУ ВТ-42, подбитая в конце июня 1944 года на железнодорожной станции Выборг, фото: waralbum.ru Проект ВТ-42 трудно было отнести к удачным. Новая башня, установленная на стандартном погоне, хотя и была больше, все равно была тесной, сказывались огромные для легкого танка размеры 114-мм гаубицы. Условия для работы экипажа были крайне стесненными, а возимый боекомплект небольшим — всего 22 осколочно-фугасных выстрела. При этом дальность стрельбы не превышала 3 километров. Вдобавок к этому ходовая часть и корпус легкого танка БТ-7 не претерпевали изменений, а нагрузка на них значительно возрастала, что не добавляло боевой машине надежности. Поломки ходовой части были обычным делом. У финских танкистов САУ популярностью не пользовалась. В то же время самоходка создавалась и рассматривалась финнами как временное решение до поступления на вооружение немецких штурмовых орудий StuG. Но и после их поставки из Германии ВТ-42 продолжали использоваться вплоть до конца войны, на счету финской армии была каждая бронеединица. Согласно финским источникам на 1 января 1945 года в строю все еще оставалось 10 самоходных установок ВТ-42. Они использовались вплоть до 1950 года, но уже в качестве учебных машин. Вскоре они были отправлены на металлолом, кроме одной машины, которая сегодня представлена в танковом музее в городе Парола. Еще одну САУ во время штурма Выборга захватили советская войска. Установка была в исправном состоянии, для проведения испытаний ее отправили на Ленинградский артиллерийский полигон, но дальнейшая судьба данной боевой машины неизвестна, скорее всего, ее отправили на переплавку. Тактико-технические характеристики BT-42: Габаритные размеры: длина корпуса — 5660 мм, ширина корпуса — 2230 мм, высота — 2670 мм, клиренс — 350 мм. Боевая масса — 14 т. Бронирование — от 10 до 20 мм. Вооружение — 114-мм гаубица Ordnance QF (114 H/18 по финской терминологии). Боекомплект — 22 выстрела. Силовая установка — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. Максимальная скорость — 50 км/ч (по шоссе). Запас хода — 350 км (по шоссе). Экипаж — 4 человека. Источники информации: Материалы из открытых источников
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 938 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl