Глава ДНР Александр Захарченко сообщил, что республика объявляет Киеву торговую блокаду. Свое решение он обосновал тем, что жители Донбасса давно живут в подобных условиях, и теперь пришла очередь ДНР ответить Киеву тем же. «Мы рубим все связи с Украиной, с которой воюем. Да, продавали уголь, чтобы получать деньги и платить зарплату здесь. Мы объявляем блокаду Украине», — заявил он в ходе пресс-конференции.
В начале февраля украинские активисты заблокировали железную дорогу близ города Бахмут в Донецкой области с целью «не допустить торговлю с сепаратистами».
Лидер непризнанной республики Захарченко накануне заявил, что каждый день в крышку гроба Украины вбивается гвоздь, и максимум через 60 дней это государство практически перестанет существовать.
Действия украинских националистов и политиков, которые поощряют блокаду Донбасса, сравнимы с заявлениями и поведением руководителей непризнанных республик, которые отвечают Киеву в том же духе: «отморожу уши назло бабушке». При этом, по мнению украинского политолога, руководителя Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, не стоит расценивать слова Захарченко, как реальную угрозу всей экономике Украины, потому что до блокады экономический обмен между украинской частью Донбасса и непризнанными республиками был минимальный и строился из двух частей: контрабанда и внутренний обмен товарами между предприятиями олигарха Рената Ахметова.
Как пояснил собеседник издания «Колокол России», на предприятиях бизнесмена работали технологические цепочки, в частности: добываемый уголь шел на электростанции, где были интересы Ахметова, кокс шел на металлургические заводы, а из Украины на его предприятия шел лес и другое сырье.
«Никакой официальной торговли самопровозглашенных республик с Украиной не было. Вся экономическая деятельность осуществлялась путем контрабанды или внутри бизнес-империи олигарха Ахметова. Поэтому объявленная блока господина Захарченко не может никак с экономической точки зрения повлиять на Украину. После того, как в ДНР и ЛНР ввели внешнее управление, риск потери бизнеса у Ахметова за 2,5 года многократно возрос, при этом сама Украина теряет только налоговые отчисления с предприятий, что не является для ее экономики критичным. Кроме этого если произойдет полная национализация, пострадают жители самопровозглашенных республик, потому что перестанут работать схемы, отлаженные внутри самих предприятий. При этом России уголь с Донбасса не нужен, а значит, его могут продавать под видом австралийского или юарского, однако такая серая схема на Украине легко будет вскрыта и пресечена», — уверен украинский политолог.
Сегодня глава министерства энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что ведомство планирует внести на рассмотрение в украинское правительство проект распоряжения о запрете ввоза в страну энергетического угля из России.
Единственный вариант по возвращению Донбасса в состав Украины прописан в минских соглашениях. Однако даже если оценивать политическую часть реинтеграции самопровозглашенных республик в полном объеме до начавшейся блокады, шансы были очень маленькими, полагает собеседник. Дело в том, что у РФ и Украины диаметрально противоположные взгляды на реинтеграцию Донбасса: Москва настаивала на том, чтобы в состав Украины были реинтегрированы две сепаратистские республики, что для киевских властей неприемлемо, потому что в минских соглашениях нет ни слова про ДНР и ЛНР. В свою очередь, Киев настаивал на том, что в процессе политической реинтеграции Донбасса после проведенных местных выборов ДНР и ЛНР должны прекратить свое существование.
«Если из игры выходит Ахметов, который является самым существенным звеном между двумя частями разделенного Донбасса, шансов на политическую реинтеграцию практически не будет. Именно он был одним из немногих игроков, который заинтересован в этом процессе, потому что это было выгодно для его бизнеса. По некоторым данным, — по словам украинского политолога Владимира Фесенко, — в окружении Ахметова уже готовятся к самому худшему сценарию развития событий – полной национализации предприятий. Что касается России, то она не заинтересована в присоединении этих территорий к себе. Остается единственный вариант: это политическое замораживание конфликта, то есть, политическое разделение Донбасса на «сепаратистскую часть» и украинскую. При этом рано или поздно РФ признает два этих новообразования как некие суверенные государства. В свою очередь, если на Украине верх возьмут политические силы, которые захотят огородиться стеной от Донбасса, тогда это будет означать окончательный крах минских соглашений».
В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналиста о возможности признания со стороны РФ самопровозглашенных Луганской и Донецкой народной республик напомнил, что внешняя политика России определяется только главой государства.