Воздушные тревоги российского флота - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Воздушные тревоги российского флота - «Военные действия» 13:00 Понедельник 0 481
6-03-2017, 13:00

Воздушные тревоги российского флота - «Военные действия»


Воздушные тревоги российского флота - «Военные действия»

2 марта фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» (проект 11356) прошел из Севастополя в Средиземное море и в очередной раз возглавил постоянное оперативное соединение ВМФ РФ у берегов Сирии. Таким образом, начался четвертый дальний поход этого корабля за его очень недолгую боевую биографию, которой нет еще и года. Перед этим «Адмирал Григорович» появлялся в тех же водах в мае-июне 2016-го. Потом — в сентябре-октябре, следом — в ноябре-декабре. На этот раз севастопольский причал фрегат покинул 27 февраля. Надолго ли — посмотрим.

В промежутках этот же корабль участвовал во флотских противолодочных учениях в черноморских полигонах, в поисково-спасательной операции на месте крушения Ту-154 под Сочи. И все это при том, что свежепостроенный на Балтике фрегат лишь примерно девять месяцев назад прибыл к месту постоянного базирования в Севастополе.

Словом, график первого года службы абсолютно безжалостный по отношению и к технике, и к экипажу. Ни на толковое обслуживание материальной части, ни на обучение личного состава на береговой базе, ни на решение множества организационных вопросов, с обеспечивающими флотскими структурами, времени у экипажа просто нет. Тем более — нет его хотя бы на какой-никакой отдых моряков с семьями.

Почему так происходит? Потому что «Адмирала Григоровича» в Средиземном море командованию флота сегодня просто некем менять. Гвардейский ракетный крейсер «Москва», который в прежние годы нес почти такую же нагрузку в беспрерывных походах, совершенно загнан и уже год отстаивается в главной базе, восстанавливая техническую готовность в ожидании очереди на длительный ремонт и модернизацию в Северодвинске. Никаких других крупных ударных кораблей в распоряжении адмирала Александра Витко, командующего Черноморским флотом, больше нет.


«Как же так?» — возможно, спросите вы. Ведь почти год назад (еще 7 июня 2016-го) Витко получил под начало построенный на заводе «Янтарь» в Калининграде второй фрегат проекта 11356, названный «Адмиралом Эссеном». На нем давно черноморский экипаж. Корабль скоро год как мог бы стать достойным сменщиком «Адмирала Григоровича» в Средиземном море.

Увы, мог, но не стал. Дело в том, что с давно миновавшего июня «Адмирал Эссен» до Севастополя так и не добрался. При этом нам говорят, что все дело в досадном навигационном происшествии. Но веские основания сомневаться в этом все же есть.

Действительно, 16 октября прошлого года при плохо организованной постановке на швартовую бочку «Адмирал Эссен» повредил винты и линию вала. Вместо перехода в Черное море для ремонта был поставлен в плавучий док. Но вышел-то он из дока еще 23 декабря! То есть — почти три месяца назад. И все равно в Севастополь, к месту постоянной службы, где фрегат так ждут, не торопится. Невольно закрадываются подозрения, что на самом деле дело не только в ЧП, последствия которого давно устранены кораблестроителями. А в чем-то еще, чего мы не знаем. Но попробуем догадаться.

Не исключено — истинный ключ к разгадке странностей, происходящих с серией фрегатов проект 11356, кроется в злоключениях третьего из них — «Адмирала Макарова». Он так же построен на калининградском заводе и предназначен для пополнения Черноморского флота. Спущен на воду в сентябре 2015 года, но пока бороздит балтийские волны и в боевой состав ЧФ даже не включен. И когда отправится межфлотский переход в главную базу — бог весть.

Да, с марта 2016 года «Адмирал Макаров» проходит в Балтийском море серию швартовых и государственных испытаний. Но с испытаниями этими тоже что-то явно не ладится. Судите сами.

7 октября прошлого года этот фрегат с чересчур оживленной Балтики совершил переход в Баренцево море, где в полигонах Северного флота отстрелялся всеми видами оружия — ударным ракетным комплексом «Калибр» по береговой цели, зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и артиллерией по сложным береговым мишенным позициям. По сообщению командования ВМФ, программа госиспытаний в Заполярье выполнена полностью.

25 ноября новенький фрегат снова ошвартовался в Балтийске. Представитель завода «Янтарь» Сергей Михайлов заявил журналистам, что теперь на корабле «пройдет подготовка к выходу в море, после чего „Адмирал Макаров“ вернется на завод в Калининград, здесь пройдут ревизия и окончательная отделка судна — покраска, уборка. Только потом уже состоится подъем флага и передача корабля заказчику».

Таким образом, с точки зрения промышленности — вся работа кораблестроителей позади, военные моряки могут совместно с ними выпить по бокалу шампанского и со спокойной душой забирать «Адмирала Макарова» себе. Но не тут-то было. Вместо итогового рукопожатия заводчан и адмиралов, казалось бы завершенные еще на Севере всесторонние проверки технической готовности фрегата, решили продолжить уже в Балтийском море.

8 декабря представитель пресс-службы Балтийского флота капитан 1 ранга Роман Мартов сообщил, что корабль снова «вышел на завершающую стадию государственных испытаний». По словам Мартова, «экипажи кораблей и морская авиация Балтийского флота обеспечивают очередной этап завершающей фазы государственных испытаний сторожевого корабля „Адмирал Макаров“. В программе испытаний задействовано 13 кораблей и судов обеспечения, а также самолеты Су-24, Су-27 и корабельные вертолеты Ка-27».

Снова артиллерия фрегата палила по мишеням, имитирующим береговые и воздушные цели. Чем все это учебное ристалище завершилось — нам знать не положено. Но, видимо, чем-то, не особенно удовлетворившим заказчика. По крайней мере, все тот же официальный представитель «Янтаря» Михайлов скорой виктории уже не обещал и в сроках сдачи фрегата флоту был куда как более осторожен.

11 января 2017 года он сказал: «Ближайшие наши планы связаны с фрегатом „Адмирал Макаров“, но ему еще нужно кое-что завершить в рамках госиспытаний. В частности, должны быть проведены испытательные стрельбы из зенитного ракетного комплекса „Штиль“. Как только они состоятся, корабль завершит программу государственных испытаний и будет готов к передаче ВМФ. Мы хотим сделать это как можно скорее, рассчитываем, что передача ВМФ произойдет в первом квартале текущего года».

Отметим главное в этой цитате: впервые в открытых источниках прозвучало наименование главной, похоже, загвоздки с «Адмиралом Макаровым», которая на самом деле препятствует своевременной сдаче этого корабля Черноморскому флоту — техническая готовность его зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Штиль-1».

Дальше, как можно догадаться, попытки хоть что-то поделать с капризным «Штилем-1» приобрели просто лихорадочный характер. Возможно, под давлением Москвы, которую давно и все сильней беспокоят постоянные срывы с выполнением нашей кораблестроительной программы. Во всяком случае, через неделю фрегат снова вышел на испытательные зенитные стрельбы. И снова, как можно предположить, с капризным «Штилем-1» все прошло не гладко. Несчастный Михайлов, пытаясь как-то публично объяснить происходящее, пред журналистами вертелся как уж на сковородке.

20 января он сделал заявление, из которого следовало, что «программа испытаний фрегата не выполнена на 100%, корабль по-прежнему находится в стадии завершения государственных испытаний. Испытания ЗРК „Штиль“ пока что не завершены».

И еще больше напустил туману, отметив, что началась «ревизия материальной части» фрегата. Из чего, очевидно, следует, что на борт «Адмирала Макарова» экстренно прибыли дополнительные силы разработчиков ЗРК из екатеринбургского научно-производственного предприятия «Старт», прежде входившего в холдинг «Авиационное оборудование» (в настоящее время — АО «Технодинамика») госкорпорации «Ростех».

Срыв сроков передачи корабля флоту, когда-то назначенных сначала на 2014-й, потом — на конец 2016 года, представитель заводчан объяснил как-то совсем уж по-детски: дескать, погодные условия в Балтийском море в декабре не позволили фрегату вовремя отстреляться на испытаниях. Как будто «Штиль» потому так и назван, что в шторм сбивать мишени не обучен. Но если бы действительно все дело было только в погоде…

Дело в том, что зенитный ракетный комплекс «Штиль-1» в свое время уже становился проблемой государственного масштаба. Впервые его принялись ставить еще на те фрегаты проекта 11356 (несколько модернизированного к сегодняшнему дню для ВМФ РФ, в том числе — под «Калибры»), которые потом из Калининграда отправились в Индию. Тот контракт, напомню, был заключен в 1997 году. Суть его заключалась в наших обязательствах построить для Дели три таких корабля на сумму около 1 млрд долларов. Основу противовоздушной обороны новостроек тоже составили ЗРК «Штиль-1».

Первый фрегат планировалось передать заказчику в мае 2002 года, второй — в ноябре 2002 года, третий — в мае 2003 года. И поначалу все шло довольно гладко. В марте 2002-го первый корабль был принят госкомиссией. Однако в мае в ходе приемосдаточных испытаний как раз ЗРК «Штиль-1» нас и подвел. Все выпущенные им ракеты после старта самоликвидировались. Пришлось долго искать технические причины неудачи, потом провести дополнительные работы для их ликвидации. Сроки сдачи заказов были сорваны.

Между заводом и разработчиками возник ожесточенный финансовый спор: за чей счет оплачивать убытки? Не только те, что понесла Индия, но и собственные — дополнительные выходы в море, обеспечивавших испытания кораблей и судов, незапланированные полеты самолетов и вертолетов Балтийского флота. Тогда разработчики претензий заводчан не признали, пояснив, что причина неудачных стрельб — одновременная с ЗРК работа других радиоэлектронных систем корабля.

Как бы там ни было, очевидно одно — ЗРК «Штиль-1» к 2002 году был очень «сырой». Но раз индийцы его все же приняли, значит, мы довели это оружие до нужных кондиций. Однако со времени исполнения упомянутого индийского заказа прошло уже полтора десятилетия. По словам генерального директора НПП «Старт» Марата Изгутдинова, в конструкцию ЗРК внесены существенные изменения.

Прежняя пусковая установка размещалась на палубе носителя, что отрицательно влияло на радиолокационную заметность корабля и снижало темп стрельбы. Ракеты с нее могли уходить к цели с интервалом максимум в 12 секунд. На предназначенных уже для ВМФ РФ новых фрегатах типа «Адмирал Григорович» транспортно-пусковые контейнеры расположили под верхней палубой. Скорострельность комплекса возросла вшестеро. Корабельные погреба оказались вместительней в полтора раза, что позволило существенно увеличить боезапас.

В общем, все отлично, кроме одного: как и всякая сложная техническая новинка, обновленный «Штиль-1», как показывает печальный опыт «Адмирала Макарова», пока сильно барахлит. Никто, похоже, не сомневается, что с этими болезнями роста наши конструкторы со временем справятся. И, конечно, нужно им дать на это необходимое время.

Однако вот вопрос: поскольку та же техника давно стоит на «Адмирале Григоровиче», ушедшим сегодня к Сирии, — насколько надежна его противовоздушная оборона? Как и чем готов поражать средства воздушного нападения «Адмирал Эссен», давно принятый в боевой состав Черноморского флота и собирающийся все же перейти с Балтики в Севастополь?

Да, мы ничего не слышали, что и на них в ходе госипытаний были проблемы со «Штилем-1». Хотя вполне может статься, что в открытую об этом никто и не говорил. И правильно делал, поскольку понятие «военная тайна» все же не отменено. Но как проблемам со «Штилем-1» на первых двух фрегатах не быть, если на «Адмирале Макарове» сразу все пошло через пень-колоду и за многие месяцы в норму так и не вернулось?

Если наши предположения верны, если похожие трудности испытывают и ракетчики «Адмирал Григоровича», и «Адмирала Эссена», тогда остается предположить, что в России временами продолжает действовать старая порочная советская практика взаимодействия промышленности и военных. В СССР боевые корабли часто принимали с огромными недоделками. Под давлением могущественных лоббистов из ЦК КПСС и Совмина, акты подписывались для того, чтобы не срывать выполнение государственного плана, чтобы выплатить премии персоналу завода, чтобы не портить отрасли или заводу отчетность и т. д. Под клятвенные обещания все как-нибудь потом доделать.

Примеры? Извольте — большие противолодочные корабли проекта 1155. Головной из них — «Удалой» — в состав Северного флота вошел в 1981 году. Но — вообще без положенного ему по штату главного оружия ПВО — зенитного ракетного комплекса «Кинжал» (морского аналога сухопутного «Тора» малой дальности). Промышленность просто не успела доделать «Кинжал» к сроку, когда достроили корабль. Как водится, пообещали все быстренько доделать.

Мне приходилось выходить в море на «Удалом» во времена, когда им командовал капитан 2 ранга Николай Скок. Поэтому свидетельствую: места под отсутствующую аппаратуру на боевых постах корабля были попросту заколочены досками. Что не мешало командованию флота отправлять наполовину безоружный «Удалой» не только в полигоны боевой подготовки, но даже и в Атлантику. А ЗРК «Кинжал» доделали и приняли на вооружение ВМФ СССР только в 1984 году.

Скажите: дела давно минувших дней, типичное «совковое» очковтирательство? Не торопитесь. Помните, в июле прошлого года сенсацией стало заявление начальника Главного управления вооружений Министерства обороны РФ генерал-лейтенанта Анатолия Гуляева о серьезных проблемах с другим корабельным ЗРК — «Полимент-Редут»? В частности, генерал тогда сказал, что из-за недоведенного до ума «Редута» раз за разом срываются сроки сдачи флоту головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». И добавил: «Минобороны приостановило испытания, в том числе и потому, что расстреляли все предназначавшиеся для испытаний мишени и боезапасы. Толку никакого, планируется создавать межведомственную комиссию и разбираться, потому что эти эксперименты ни к чему не приводят. Если мы не найдем причины, почему ракеты валятся на третьей секунде, ожидаются проблемы».

То, что «Адмирала Горшкова» Минобороны не желает получить в том же состоянии, что когда-то «Удалой», конечно, радует. Но куда деваться от факта, что давно в строю Балтфлота с этим оружием-недоделкой, у которого «ракеты валятся на третьей секунде», корветы проекта 22380 «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий»? Зачем по ним-то во времена совсем недавние адмиралы подписывали акты приемки?

И вот теперь странная эпопея с ЗРК «Штиль-1» и фрегатами «адмиральской серии». Эти корабли флоту нужны как воздух. Но с полным набором высококлассного оружия. И только с ним. Даже если кто-то из представителей промышленности склонен думать иначе.


Справка «СП»

Комплекс «Штиль-1» разработан научно-производственным предприятием «Старт». Создан в качестве замены устаревшим ракетным комплексам «Ураган» и включает в себя модули с пусковыми установками зенитных ракет малой и средней дальности, а также системы управления огнем. Один боевой модуль с вертикальной пусковой установкой включает в себя 12 ракет. Комплекс может быть установлен на корабли различного водоизмещения.

«Штиль-1» способен поражать воздушные цели на дальности до 50 километров и на высоте до 15 тысяч метров. Он способен обстреливать до 12 воздушных целей одновременно. Ракеты комплекса оснащены осколочной боеголовкой и способны поражать цели, летящие на скорости до 830 метров в секунду. В пусковой установке ракета в момент запуска выбрасывается из контейнера пороховой катапультой на высоту не менее 25 метров, после чего запускается маршевый двигатель.


2 марта фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» (проект 11356) прошел из Севастополя в Средиземное море и в очередной раз возглавил постоянное оперативное соединение ВМФ РФ у берегов Сирии. Таким образом, начался четвертый дальний поход этого корабля за его очень недолгую боевую биографию, которой нет еще и года. Перед этим «Адмирал Григорович» появлялся в тех же водах в мае-июне 2016-го. Потом — в сентябре-октябре, следом — в ноябре-декабре. На этот раз севастопольский причал фрегат покинул 27 февраля. Надолго ли — посмотрим. В промежутках этот же корабль участвовал во флотских противолодочных учениях в черноморских полигонах, в поисково-спасательной операции на месте крушения Ту-154 под Сочи. И все это при том, что свежепостроенный на Балтике фрегат лишь примерно девять месяцев назад прибыл к месту постоянного базирования в Севастополе. Словом, график первого года службы абсолютно безжалостный по отношению и к технике, и к экипажу. Ни на толковое обслуживание материальной части, ни на обучение личного состава на береговой базе, ни на решение множества организационных вопросов, с обеспечивающими флотскими структурами, времени у экипажа просто нет. Тем более — нет его хотя бы на какой-никакой отдых моряков с семьями. Почему так происходит? Потому что «Адмирала Григоровича» в Средиземном море командованию флота сегодня просто некем менять. Гвардейский ракетный крейсер «Москва», который в прежние годы нес почти такую же нагрузку в беспрерывных походах, совершенно загнан и уже год отстаивается в главной базе, восстанавливая техническую готовность в ожидании очереди на длительный ремонт и модернизацию в Северодвинске. Никаких других крупных ударных кораблей в распоряжении адмирала Александра Витко, командующего Черноморским флотом, больше нет. «Как же так?» — возможно, спросите вы. Ведь почти год назад (еще 7 июня 2016-го) Витко получил под начало построенный на заводе «Янтарь» в Калининграде второй фрегат проекта 11356, названный «Адмиралом Эссеном». На нем давно черноморский экипаж. Корабль скоро год как мог бы стать достойным сменщиком «Адмирала Григоровича» в Средиземном море. Увы, мог, но не стал. Дело в том, что с давно миновавшего июня «Адмирал Эссен» до Севастополя так и не добрался. При этом нам говорят, что все дело в досадном навигационном происшествии. Но веские основания сомневаться в этом все же есть. Действительно, 16 октября прошлого года при плохо организованной постановке на швартовую бочку «Адмирал Эссен» повредил винты и линию вала. Вместо перехода в Черное море для ремонта был поставлен в плавучий док. Но вышел-то он из дока еще 23 декабря! То есть — почти три месяца назад. И все равно в Севастополь, к месту постоянной службы, где фрегат так ждут, не торопится. Невольно закрадываются подозрения, что на самом деле дело не только в ЧП, последствия которого давно устранены кораблестроителями. А в чем-то еще, чего мы не знаем. Но попробуем догадаться. Не исключено — истинный ключ к разгадке странностей, происходящих с серией фрегатов проект 11356, кроется в злоключениях третьего из них — «Адмирала Макарова». Он так же построен на калининградском заводе и предназначен для пополнения Черноморского флота. Спущен на воду в сентябре 2015 года, но пока бороздит балтийские волны и в боевой состав ЧФ даже не включен. И когда отправится межфлотский переход в главную базу — бог весть. Да, с марта 2016 года «Адмирал Макаров» проходит в Балтийском море серию швартовых и государственных испытаний. Но с испытаниями этими тоже что-то явно не ладится. Судите сами. 7 октября прошлого года этот фрегат с чересчур оживленной Балтики совершил переход в Баренцево море, где в полигонах Северного флота отстрелялся всеми видами оружия — ударным ракетным комплексом «Калибр» по береговой цели, зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и артиллерией по сложным береговым мишенным позициям. По сообщению командования ВМФ, программа госиспытаний в Заполярье выполнена полностью. 25 ноября новенький фрегат снова ошвартовался в Балтийске. Представитель завода «Янтарь» Сергей Михайлов заявил журналистам, что теперь на корабле «пройдет подготовка к выходу в море, после чего „Адмирал Макаров“ вернется на завод в Калининград, здесь пройдут ревизия и окончательная отделка судна — покраска, уборка. Только потом уже состоится подъем флага и передача корабля заказчику». Таким образом, с точки зрения промышленности — вся работа кораблестроителей позади, военные моряки могут совместно с ними выпить по бокалу шампанского и со спокойной душой забирать «Адмирала Макарова» себе. Но не тут-то было. Вместо итогового рукопожатия заводчан и адмиралов, казалось бы завершенные еще на Севере всесторонние проверки технической готовности фрегата, решили продолжить уже в Балтийском море. 8 декабря представитель пресс-службы Балтийского флота капитан 1 ранга Роман Мартов сообщил, что корабль снова «вышел на завершающую стадию государственных испытаний». По словам Мартова, «экипажи кораблей и морская авиация Балтийского флота обеспечивают очередной этап завершающей фазы государственных испытаний сторожевого корабля „Адмирал Макаров“. В программе испытаний задействовано 13 кораблей и судов обеспечения, а также самолеты Су-24, Су-27 и корабельные вертолеты Ка-27». Снова артиллерия фрегата палила по мишеням, имитирующим береговые и воздушные цели. Чем все это учебное ристалище завершилось — нам знать не положено. Но, видимо, чем-то, не особенно удовлетворившим заказчика. По крайней мере, все тот же официальный представитель «Янтаря» Михайлов скорой виктории уже не обещал и в сроках сдачи фрегата флоту был куда как более осторожен. 11 января 2017 года он сказал: «Ближайшие наши планы связаны с фрегатом „Адмирал Макаров“, но ему еще нужно кое-что завершить в рамках госиспытаний. В частности, должны быть проведены испытательные стрельбы из зенитного ракетного комплекса „Штиль“. Как только они состоятся, корабль завершит программу государственных испытаний и будет готов к передаче ВМФ. Мы хотим сделать это как можно скорее, рассчитываем, что передача ВМФ произойдет в первом квартале текущего года». Отметим главное в этой цитате: впервые в открытых источниках прозвучало наименование главной, похоже, загвоздки с «Адмиралом Макаровым», которая на самом деле препятствует своевременной сдаче этого корабля Черноморскому флоту — техническая готовность его зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Штиль-1». Дальше, как можно догадаться, попытки хоть что-то поделать с капризным «Штилем-1» приобрели просто лихорадочный характер. Возможно, под давлением Москвы, которую давно и все сильней беспокоят постоянные срывы с выполнением нашей кораблестроительной программы. Во всяком случае, через неделю фрегат снова вышел на испытательные зенитные стрельбы. И снова, как можно предположить, с капризным «Штилем-1» все прошло не гладко. Несчастный Михайлов, пытаясь как-то публично объяснить происходящее, пред журналистами вертелся как уж на сковородке. 20 января он сделал заявление, из которого следовало, что «программа испытаний фрегата не выполнена на 100%, корабль по-прежнему находится в стадии завершения государственных испытаний. Испытания ЗРК „Штиль“ пока что не завершены». И еще больше напустил туману, отметив, что началась «ревизия материальной части» фрегата. Из чего, очевидно, следует, что на борт «Адмирала Макарова» экстренно прибыли дополнительные силы разработчиков ЗРК из екатеринбургского научно-производственного предприятия «Старт», прежде входившего в холдинг «Авиационное оборудование» (в настоящее время — АО «Технодинамика») госкорпорации «Ростех». Срыв сроков передачи корабля флоту, когда-то назначенных сначала на 2014-й, потом — на конец 2016 года, представитель заводчан объяснил как-то совсем уж по-детски: дескать, погодные условия в Балтийском море в декабре не позволили фрегату вовремя отстреляться на испытаниях. Как будто «Штиль» потому так и назван, что в шторм сбивать мишени не обучен. Но если бы действительно все дело было только в погоде… Дело в том, что зенитный ракетный комплекс «Штиль-1» в свое время уже становился проблемой государственного масштаба. Впервые его принялись ставить еще на те фрегаты проекта 11356 (несколько модернизированного к сегодняшнему дню для ВМФ РФ, в том числе — под «Калибры»), которые потом из Калининграда отправились в Индию. Тот контракт, напомню, был заключен в 1997 году. Суть его заключалась в наших обязательствах построить для Дели три таких корабля на сумму около 1 млрд долларов. Основу противовоздушной обороны новостроек тоже составили ЗРК «Штиль-1». Первый фрегат планировалось передать заказчику в мае 2002 года, второй — в ноябре 2002 года, третий — в мае 2003 года. И поначалу все шло довольно гладко. В марте 2002-го первый корабль был принят госкомиссией. Однако в мае в ходе приемосдаточных испытаний как раз ЗРК «Штиль-1» нас и подвел. Все выпущенные им ракеты после старта самоликвидировались. Пришлось долго искать технические причины неудачи, потом провести дополнительные работы для их ликвидации. Сроки сдачи заказов были сорваны. Между заводом и разработчиками возник ожесточенный финансовый спор: за чей счет оплачивать убытки? Не только те, что понесла Индия, но и собственные — дополнительные выходы в море, обеспечивавших испытания кораблей и судов, незапланированные полеты самолетов и вертолетов Балтийского флота. Тогда разработчики претензий заводчан не признали, пояснив, что причина неудачных стрельб — одновременная с ЗРК работа других радиоэлектронных систем корабля. Как бы там ни было, очевидно одно — ЗРК «Штиль-1» к 2002 году был очень «сырой». Но раз индийцы его все же приняли, значит, мы довели это оружие до нужных кондиций. Однако со времени исполнения упомянутого индийского заказа прошло уже полтора десятилетия. По словам генерального директора НПП «Старт» Марата Изгутдинова, в конструкцию ЗРК внесены существенные изменения. Прежняя пусковая установка размещалась на палубе носителя, что отрицательно влияло на радиолокационную заметность корабля и снижало темп стрельбы. Ракеты с нее могли уходить к цели с

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl