В текущем году российские оружейники планируют завершить испытания глубоководной торпеды «Футляр», которые проходят на озере Иссык-Куль в Киргизии. На вооружение ВМФ России торпеда должна быть принята в 2018 году.
Российское торпедное оружие несколько последних лет стремительно обновляется. «Футляр» — это модификация универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды (УГСТ) «Физик», которая была принята на вооружение совсем недавно — в 2015 году. И совсем скоро придет новая торпеда, обладающая улучшенными характеристиками. Правда, по сообщениям прошлого года, испытания уже должны были завершиться, а серийное производство торпед предполагалось развернуть уже в нынешнем году. Так что некоторый сбой графика все же имеет место.
И «Физик», и «Футляр» были созданы в НИИ Мортеплотехника, входящем в ОАО «Концерн Морское подводное оружие — Гидроприбор». Серийное производство предполагается развернуть в городе Каспийске на заводе «Дагдизель». Торпеды «Футляр» в первую очередь будут размещаться на новейших атомных подводных лодках четвертого поколения проектов «Борей» и «Ясень». После запуска в серию «Футляра» производство торпед «Физик» будет прекращено.
В свое время «Физик» заменил принятую на вооружение в 1980 году 533-мм торпеду УЭСТ-80, которая имела неоправданно малую по нынешним временам дальность — 18 км. На ней была установлена электрическая двигательная установка, работающая от серебряно-магниевой батареи. К достоинствам УЭСТ-80 следует отнести возможность работы на глубинах до 1000 метров и неплохую скорость — 45 узлов. Торпеда была самонаводящейся. Причем имела два канала наведения: акустический, а также канал захвата кильватерного следа, создаваемого гребными винтами корабля или подводной лодки.
Запаздывание прихода в ВМФ торпеды «Физик», которая начала разрабатываться в 1986 году, объясняется не только обвалом оборонной промышленности в 90-е годы. Дело в том, что ее принятию на вооружение препятствовали репутационные барьеры. На «Физике» установлен не электрический, а тепловой двигатель, работающий на жидком однокомпонентном топливе. К торпедам такого типа относится легендарная «толстая торпеда» калибра 650 мм — «Кит» 65−76А, которая появилась в ВМФ в начале 90-х годов.
Ее боевая часть имела мощность, эквивалентную 765 кг в тротиловом эквиваленте. Скорость — 50 узлов. Дальность — 50 км на максимальной скорости и 100 км на 35 узлах. Глубина пуска — до 480 м. Самонаводящаяся. Разработка НИИ «Гидроприбор». Торпеду совершенно справедливо называли «убийцей авианосцев».
По одной из версий, именно торпеда «Кит» стала причиной гибели в 2000 году подводной лодки «Курск». Произошло это из-за утечки топлива — перекиси водорода, что стало причиной пожара и взрыва. Правда, эта версия отвергается целым рядом компетентных экспертов. Тем не менее, у моряков сформировалось недоверие к торпедам с тепловыми двигателями.
Поэтому торпеду «Физик», которая впервые была представлена на международном салоне в 2003 году, изо всех сил тормозили. Хоть она и обладает прекрасными характеристиками. Правда, они скромнее, чем у «толстой торпеды» за счет меньшего диаметра, то есть калибра.
Максимальная дальность — 50 км.
Максимальная скорость — 50 узлов.
Масса ВВ — 300 кг.
Масса — 1980 кг.
Длина — 7,2 м.
Длина кабеля телеуправления — 25 км.
«Физик» наводится на цель при помощи двухканальной головки самонаведения. Также есть возможность управлять ходом торпеды по кабелю.
Еще одно достоинство «Физика» по сравнению с торпедами предыдущих поколений — в качестве движителя в нем используется водомет, а не гребные винты. Это существенно снижает шумность торпеды.
«Футляр» обладает улучшенными характеристиками. Подробности, исходя из соображений секретности, не сообщаются. Но известно, что в модернизированном варианте будет использована тепловая пропульсивная система ТПС-53, способная повысить дальность хода до 60 км, а скорость до 65 узлов. В ее газотурбинном двигателе применяется жидкое топливо типа Otto-fuel, позволяющее развивать мощность в 800 кВт.
Таким образом «Футляр» должен превзойти по скорости самую массовую и мощную торпеду ВМС США Mark 48, максимальная скорость которой равна 60 узлам. Масса ВВ у «американки» такая же, как и у «Физика» — 300 кг. Но ожидается, что у «Футляра» масса несколько возрастет. Что же касается дальности, то тут Mark 48 уступает 10 километров.
Помимо «Футляра» наша «оборонка» готовит еще одну торпеду, имеющую кодовое название «Хищник». Правда, она может прийти в ВМФ несколько позже. Минувшей осенью стало известно, что саратовское КБ «Электроприбор» завершает ОКР по созданию новой скоростной торпеды. Точнее — подводной ракеты. И речь тут идет о скоростях уже не в несколько десятков, а сотен узлов. В создании торпеды принимает участие предприятие, которое разрабатывает компоненты для реактивных самолетов военной авиации.
«Хищник» — это не первая отечественная ракетная торпеда. В 1977 году на вооружение подводного флота поступила торпеда калибра 533 мм ВА-111 «Шквал», созданная в НИИ-24 (ныне — Государственное научно-производственное предприятие «Регион», входящее в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Она имела фантастическую скорость, равную 200 узлам (370 км/час). Вначале на торпеду устанавливали ядерную боеголовку мощностью 150 кт. Впоследствии ее заменили на обычную.
Столь чудовищную скорость, в возможность достижения которой в водной среде долгое время не верили американцы, была получена за счет кавитационного эффекта. Его сущность состоит в том, что торпеда перемещается в воздушном пузыре. Тем самым во время движения она преодолевает сопротивление не воды, а воздуха. Пузырь, обволакивающий торпеду со всех сторон, создается парогазовой установкой, расположенной в носовой части.
При этом в роли движителя выступает не винт и не водомет, а реактивная струя твердотопливного прямоточного реактивного двигателя. Двигатель кардинально отличается от тех, которые используются в летательных аппаратах. В качестве рабочего тела и окислителя в нем работает морская вода. А топливом являются гидрореагирующие металлы.
Однако были у торпеды и недостатки. Запущенная с глубины в 30 метров, она летела к цели на глубине 6 метров и при этом издавала сильный шум. Более того — оставляла на поверхности моря отчетливый след, который указывал на местоположение подводной лодки, ее запустившей.
Также у нее отсутствовала головка самонаведения. Что было вызвано двумя объективными обстоятельствами. Во-первых, какое-либо существенное маневрирование на такой скорости невозможно без разрушения парогазового пузыря. Во-вторых, из-за сильных шумов и вибрации ГСН не может слышать никого и ничего, кроме своего реактивного двигателя. Условно говоря, «Шквал» был подобен неуправляемому реактивному снаряду.
Также невелика была и дальность. Она не превышала 13 километров. То есть для атаки авианосца лодка должна была внедриться в зону противолодочной обороны авиационной ударной группы противника. А это чрезвычайно сложное дело.
Таким образом, при достижении конструкторами феноменальных технических достижений торпеда с практической точки зрения оказалась малоэффективной. И в конце концов, «Шквал» сняли с вооружения, отдав предпочтение традиционным торпедам.
Вполне понятно, что «Хищник» — это не модификация «Шквала». Поскольку на то, чтобы повторить те же самые стратегические ошибки, немного скорректировав их, никто бы денег не дал. А деньги выделены очень серьезные. Только лишь двум соисполнителям проекта — вышеупомянутому КБ «Электроприбор» и саратовскому заводу СЭПО-ЗЭМ -больше 1,5 млрд. рублей.
Поэтому можно ожидать, что у торпеды появится ГСН, и она сможет маневрировать. А также возрастет дальность пуска и скрытность. В 60-е годы, когда велась разработка «Шквала», это было технически недостижимо. Но наука не стоит на месте. Если современные научно-технические достижения будут воплощены в реальном изделии, то тогда, действительно, может появиться идеальный убийца авианосцев.