Банк России купил в прошлом году 201 тонну золота. Больше него на драгметаллы не потратился ни один нацбанк в мире. Центробанк таким образом снижает долю доллара и евро в резервах. Впрочем, эксперты считают, что в ближайшее время вложения в золото уже не будут такой «тихой гаванью», как сейчас.
Банк России по итогам 2016 года купил 201 тонну золота — больше всех других центральных банков других стран мира. Об этом говорится в отчете Thomson Reuters GFMS Gold Survey 2017 (есть в распоряжении Газеты.Ru). Из материалов следует, что ЦБ уже пятый год подряд остается лидером по приросту запасов золота.
«Хотя темп покупок отличался от месяца к месяцу, покупки осуществлялись все первые 11 месяцев года. При этом в октябре и ноябре покупки производились максимальными темпами, в среднем по 36 тонн в месяц, в то время как цены на золото упали», — указывается в докладе.
Авторы исследования ожидают, что в 2017 году Россия продолжит покупать золото — в объеме примерно 200 тонн.
По данным самого ЦБ, в прошлом году запасы золота в золотовалютных резервах возросли с 45,5 млн чистых тройских унций до 51,9 млн. На 1 марта 2017 года в резервах было уже 53,2 млн унций.
В денежном эквиваленте «золотой запас» за прошлый год увеличился на 24% и составил $60,194 млрд. На 1 марта этого года его размер достиг $66,863 млрд. Это самый высокий показатель за все время существования российского ЦБ. Доля золота составила 16,8% от общего размера золотовалютных резервов, что является максимумом с июля 2000 года.
Российский Центробанк, наращивая долю золота в международных резервах, пытается снизить долю доллара и евро, объясняет главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Международные резервы представляют собой высоколиквидные иностранные активы, которые имеются в распоряжении Банка России и правительства. Они состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота.
Если раньше мы видели доминирование доллара в структуре резервов Центробанка, теперь его доля снизилась до 40% за счет увеличения доли золота, отмечает главный аналитик Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.
Тенденция по увеличению доли золота в резервах характерна не только для российского Центрального Банка, говорит эксперт. Сейчас наблюдается дефицит резервных валют, поэтому для многих ЦБ это важный объект вложения своих резервов.
«Золото, в принципе, — это защитный актив. В период кризиса и высокой волатильности финансового рынка это одна из «тихих гаваней», помогающая сохранить активы», — объясняет Ярослав Лисоволик. По его словам, спрос на золото увеличивается со стороны развивающихся стран.
По словам Владимира Тихомирова, цены на золото очень активно росли до 2009 года. В 2011 году они достигли исторического максимума около $1900 за унцию, после этого с 2012 года они держатся на стабильном уровне.
Сейчас золото торгуется в диапазоне $1200-1250 за унцию, и не последнюю роль в этом процессе играет активная скупка золота центробанками.
Поскольку достаточных альтернатив золоту сейчас нет с точки зрения надежности вложений, то наш ЦБ, скорее всего, продолжит наращивать запасы золота.
Эксперты затрудняются оценить перспективы золота на горизонте нескольких лет. При этом они предупреждают, что в 2017 году цены на золото могут просесть.
«Золото рискует просесть вплоть до поддержки $1100 за тройскую унцию. Предпосылки для подобной динамики: фактически решенный вопрос по Brexit, невысокие шансы на победу ультраправых на выборах в Франции, привыкание к слабости Китая, разрешение греческой драмы, и, самое главное, анонсированный вектор жесткой денежно-кредитной политики, которая будет проводиться американским регулятором», — комментирует ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.
Участники рынка не сомневаются, что до конца 2017 года ФРС как минимум дважды повысит ставку, тем самым создав предпосылки для роста курса доллара.
Вслед за долларом будут расти и доходности американских гособлигаций, отмечает Деев. Тем самым привлекательность инвестирования в драгоценные металлы будет снижаться.