РФ применила право вето при голосовании в СБ ООН по проекту резолюции по расследованию фактов химической атаки в сирийской провинции Идлиб, внесенному США, Великобританией, Францией. Как заявил заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков, проект резолюции по Сирии обвинял власти этой страны в проведении химической атаки против мирных жителей еще до проведения расследования и поэтому был заблокирован Россией.
Несмотря на то, что заседание Совбеза ООН предсказуемо завершилось очередным вето со стороны России, оно стало одним из самых скандальных как по тону прозвучавших заявлений, так и по их содержанию. Заместитель постпреда РФ при ООН Владимир Сафронков достаточно жестко прокомментировал выступление представителя Великобритании Мэттью Райкрофта, в котором тот заявил, что Россия «злоупотребляет правом вето и поддерживает режим в Сирии и применение химоружия».
«Вы испугались, сон потеряли, что мы будем сотрудничать с Соединенными Штатами. Вы этого боитесь. Все делаете для того, чтобы это взаимодействие было подорвано… Посмотри на меня, глаза-то не отводи, что ты глаза отводишь?», — обратился Сафронков к Райкрофту. Сафронков заявил, что Лондон «обслуживает интересы вооруженных группировок, многие из которых вырезают христиан и другие меньшинства на Ближнем Востоке». «Совсем запутались уже в ваших антирежимных идеях», — добавил Сафронков. По его словам, смена режима в Сирии для Великобритании важнее, чем позиция большинства членов ООН.
Судя по последним заявлениям и интервью главы российского государства Владимира Путина и официальных представителей МИД РФ, выразительная речь заместителя постоянного представителя РФ при ООН Владимира Сафронкова никак не связана с конкретно его личностью, а все дело в смене генеральной риторики, считает руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев. Российская дипломатия, находясь под градом международных упреков и обвинений, и дальше продолжит отбиваться от наскоков западных партнеров, пытаясь частично взять в свои руки ситуацию, полагает собеседник «Колокола России».
Российская сторона в ООН послала четкий сигнал, что с позиции силы с ней разговаривать невозможно, а значит, необходимо договариваться и находить компромиссные формулировки. В свою очередь, США и страны-сателлиты, зная заранее, что РФ заблокирует проект резолюции по Сирии, без консультаций с Москвой вынесли документ на голосование в ООН. В итоге, оппоненты России вместо того, чтобы искать компромиссы, устраивают скандалы, и идут на конфронтацию. В свою очередь, российская дипломатия вполне адекватно отвечает на деструктивные действия ряда западных стран.
«Тональность речи Сафронкова в ООН говорит о том, что Россия не будет реагировать ни на какие угрозы и ультиматумы, при этом она готова к переговорам и поискам взаимоприемлемых компромиссов, но вести с ней диалог с позиции силы невозможно. Эмоциональное выступление российского представителя в ООН говорит о незыблемом курсе Москвы в сирийском вопросе и в целом по отношению к Западу», — полагает эксперт.
В Кремле отреагировали на речь представителя в ООН. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Ничего оскорбительного сказано не было. Темы дискуссии весьма остры в Совбезе. Зачастую они касаются сущности и будущего международных отношений». По словам Пескова, «проявление мягкотелости чревато последствиями».
Если говорить о Виталии Чуркине, который ранее был постпредом РФ при ООН, его риторика была более сдержанной и менее эмоциональной по накалу, однако он не менее жестко отстаивал российскую позицию по ключевым мировым проблемам на главной международной площадке. По мнению Бориса Шмелева, ситуация, видимо, обострилась до такой степени, что Москва решила говорить в еще более жесткой манере в Совбезе ООН.
Сафронков довольно опытный человек, ранее работавший с Чуркиным, поэтому прекрасно понимает ситуацию и настроения, царящие в ООН. Представитель страны в Совбезе не может поддаваться своим эмоциям, он должен в выдержанной, спокойной манере, а главное — убедительно и аргументированно заявлять позицию своей страны.
Впрочем, в долгосрочные перспективы нового курса собеседник «Колокола России» не верит. Он обратил внимание, что у РФ в ООН «нет серьезных козырей и поддержки»:
«Жесткая позиция в ООН не прибавит авторитета России в сирийском кризисе, потому что российский голос в Совбезе ООН одинок».
Российский МИД назвал внесенную в СБ ООН резолюцию по химической атаке в Идлибе контрпродуктивной. Как заявил накануне глава ведомства Сергей Лавров по итогам переговоров с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, «считаем контрпродуктивным пытаться в СБ ООН принять резолюцию, которая будет посвящена не только расследованию этого инцидента, сколько легитимизации обвинений, которые априори обвиняют в том, что произошло официальный Дамаск. У нас есть другие факты».
Между тем официальный представитель Белого дома Шон Спайсер назвал «огромной победой» президента США Дональда Трампа решение Китая воздержаться при голосовании по проекту резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, предложенной Вашингтоном, Лондоном и Парижем. Китай ранее в среду воздержался при голосовании по проекту резолюции. Спайсер увидел в этом поддержку со стороны Пекина.
В свою очередь, как заявил официальный представитель МИД КНР Лу Кан, Китай полагает, что некоторые пункты проекта резолюции по Сирии нуждаются в поправках, поэтому страна не голосовала на прошедшем в Совете безопасности ООН.
Позиция Китая в Совбезе ООН по проекту резолюции была вполне ожидаемая, учитывая его сдержанную реакцию на сирийские события. Более того, китайский лидер во время своего визита в США не высказал протест на ракетную атаку Пентагона по сирийской авиабазе Шайрат. Однако такое поведение КНР не стоит оценивать, как явная демонстрация своей слабости и лояльности США. Сегодня Китай продолжает выполнять завет Ден Сяопина: не вмешиваться в большую глобальную игру, продолжая копить силы. При этом Пекин укрепляет свой международный вес не военно-политическим путем, а экономической экспансией.