Ракеты «Калибр» обломали американские «Гарпуны» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Ракеты «Калибр» обломали американские «Гарпуны» - «Военные действия» 09:00 Воскресенье 0 527
16-04-2017, 09:00

Ракеты «Калибр» обломали американские «Гарпуны» - «Военные действия»


Ракеты «Калибр» обломали американские «Гарпуны» - «Военные действия»

Уроки любой войны генералы, конструкторы и военные аналитики всего мира изучают буквально с лупой в руках. Многолетний вооруженный конфликт в Сирии — не исключение. Тем более, что в нем впервые за последние десятилетия на столь опасную дистанцию сошлись две самые могучие в мире боевые машины — вооруженные силы США и России.

Вероятно, самым значимым пока событием на ближневосточном поле боя стало внезапное для американцев применение нашей страной высокоточного ракетного оружия большой дальности. Прежде всего — крылатых ракет «Калибр». Судя по реакции из-за океана, его характеристики стали абсолютной неожиданностью для Запада. Наши вероятные противники, как теперь выяснилось, многое просто проспали. Проспали их разведки, политики, военачальники. Проспали все.

Очередным свидетельством этому стала статья под заголовком «Огромный „ракетный пробел“ с Китаем и РФ волнует руководство США» в нью-йоркском издании Businessinsider.com. В материале, в частности, констатируется: «США имеют самый крупный и мощный флот в мире, однако последние ракетные разработки Китая и России представляют серьезную угрозу надводному флоту Соединенных Штатов, так как РФ и КНР улучшили не только дальность ракет, но и их скорость… РФ и КНР опережают США. Их корабли и ракетные войска уже представили полевые дальнобойные высокоточные ракеты, которые могут поразить американские корабли на огромном расстоянии, даже не приближаясь к ним. Кроме того, Россия и Китай работают над гиперзвуковым оружием, скорость которого будет более чем в пять раз быстрее скорости звука. Они будут лететь так быстро, что современные корабли США могут только надеяться выдержать оборону в случае противостояния».

Прежде чем попытаться понять, что именно так взволновало Пентагон, и каковым может быть его военно-технический ответ в ближайшие годы, отметим, что однажды Соединенные Штаты и их союзники уже становились жертвой собственной близорукости в области ракетных вооружений на море. Обнаружилось это в 1967 году.

К тому времени взгляды советских и американских адмиралов на борьбу с корабельными группировками противника различались кардинально. ВМС США не видели необходимости тратиться на разработку противокорабельных крылатых ракет (ПКР), в противостоянии с нашими эскадрами уповали на наличие многочисленной палубной авиации, в том числе и с наличием тактического ядерного оружия на борту. Потихоньку занимались проектированием сравнительно маломощной ракеты с радиусом действия всего в 45 километров для поражения всплывших подводных лодок. По аналогии с китобойным промыслом ее заранее нарекли «Гарпуном».

Как выяснилось вскоре, за океаном совершенно напрасно легкомысленно отнеслись к появлению у ВМФ СССР еще в 1960 году ракетных катеров проекта 183-Р «Комар» и проекта 205 «Оса». Несмотря на сравнительно скромные размеры, вооружены они были ПКР П-15 «Термит», которые несли боеголовку с 375 килограммами взрывчатого вещества. Тепловая головка самонаведения «Кондор» позволяла с большой точностью доставлять этот заряд на дальность до 50 километров. Это была первая в мире противокорабельная крылатая ракета. И никого на Западе она поначалу не волновала.

Когда обстановка на Ближнем Востоке в очередной раз обострилась, ракетные катера обоих проектов Советский Союз срочно поставил своим союзникам египтянам. Возможность оценить боевые качества ракетных катеров у Израиля, победителя в так называемой «шестидневной войне» в июне 1967 года, появилась всего через несколько месяцев — в октябре. Тогда патрулировавший побережье Синайского полуострова израильский эсминец «Эйлат» был обнаружен военными Египта в 15 милях от Порт-Саида. Навстречу был срочно послан стоявший у причала ракетный катер типа «Комар». Четыре его «Термита» не оставили «Эйлату» никаких шансов.

Среди военных моряков всего мира был шок. Такая боевая эффективность сравнительно небольших и недорогих в строительстве корабликов заставила флоты всего мира срочно менять кораблестроительные программы. Противокорабельными крылатыми ракетами экстренно занялись во всех ведущих морских державах. В Израиле через несколько лет появилась ПРК «Габриэль», у французов — «Экзосет». Американцы немедленно переориентировали свою программу «Гарпун» на борьбу не только с подлодками, но и с надводными кораблями противника. Сначала «Гарпуны» собирались подвешивать только под крылья патрульных самолетов. Но вскоре решили, что правильнее ставить их и на другие носители.

К тому времени стало ясно, что для преодоления системы ПВО оптимальным является подлет к цели на сверхмалых высотах. Предельную дальность стрельбы сначала увеличили до 120 километров, а потом — до 280 километров. Версия AGM/RGM/UGM-84 Harpoon, стоимостью в 1,5 миллиона долларов за штуку, была принята на вооружение ВМС США ровно сорок лет назад. И с тех пор в ней практически ничего не менялось. Итог: сегодня старые-престарые «Гарпуны» стоят на всех новейших кораблях ВМС США, включая эсминцы класса «Арли Берк» и ракетные крейсера типа «Тикондерога». И вот теперь, после применения в Сирии российских крылатых ракет «Калибр», вдруг выяснилось, что на самом деле это оружие — вчерашний день вооруженной борьбы на море. Призрак разбитого вдребезги в Красном море эсминца «Эйлат» стал снова мучить ночами заокеанских адмиралов.

Для самых недоверчивых сошлемся еще на одно авторитетное мнение. Кайл Мизоками, эксперт американского журнала The National Interest, считает, что «после длительного периода стремительного новаторства и смелых изобретений работы по созданию противокорабельных ракет на Западе в условиях окончания холодной войны и начала глобальной войны с террором были практически остановлены. Из-за нового упора на наземные операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии западные флоты оказались в забвении». А ПКР «Гарпун» безнадежно состарилась и не подлежит дальнейшей модернизации. Хотя корабли с этим комплексом по-прежнему строятся на заокеанских верфях.

В сущности, об этом недавно рассказывал журналистам в Арлингтоне Крис Манг, вице-президент по разработкам тактических ракет и боевых маневренных систем компании Lockheed Martin. Он пояснил, что новые ракеты для ВМС США должны соответствовать стратегии «увидеть первыми, понять первыми, выстрелить первыми». Но, по сведениям Манга, оружие, способное сравниться с противокорабельным вариантом «Калибра», у его страны появится не ранее 2020 года.

Манг, скорее всего, точно знает, о чем говорит. Ведь именно его компания сегодня в страшной спешке за 70 миллионов долларов разрабатывает замену «Гарпуну» — противокорабельную ракету большого радиуса действия LRASM (англ. — Long Range Anti-Ship Missile). Согласно техническому заданию, на выходе должна появиться малозаметная и помехоустойчивая ПКР с максимальной дальностью стрельбы до 800 километров и с боевым зарядом проникающего действия весом в 450 килограммов. Попадать должна не просто в корабельный борт, а практически в заранее назначенный иллюминатор. Но что получится на деле — посмотрим. Пока с 2013 года идут испытания с различных типов носителей.

Впрочем, не только принципиально и многократно улучшенные тактико-технические характеристики заставляют ВМС США с особым нетерпением ждать LRASM. «Гарпун» не устраивает американских моряков еще и тем, что требует отдельной пусковой установки на надстройке или на палубе. В отличие от зенитных ракет класса SM-6 и противолодочных ASROC, которые на эсминцах «Арли Берк» и «Зумвальт» заняли штатные места в подпалубных установках вертикального пуска Mk. 57. И тем существенно снизили радиолокационную заметность корабля и увеличили его боезапас. Теперь в ту же ячейку конструкторы фирмы Lockheed Martin вознамерились затолкать и будущие противокорабельные ракеты.

Получится ли из LRASM достойный противник противокорабельных версий «Калибров» 3M54T и 3M54К (SS-N-27 Sizzler в натовской классификации)? Только время покажет. Но нельзя не отметить, что на этом поприще российская и американская конструкторские школы уже в очередной раз кардинально разошлись.

Вкратце ситуация такова. Весь полет «их» LRASM до цели будет проходить исключительно в дозвуковом режиме. Прорыву вражеской ПВО должна способствовать малозаметность ракеты. То есть — малые размеры ПКР и технология «стелс».

Иначе с «Калибрами». Они существенно крупнее перспективного американского аналога — от шести до девяти метров в длину. Большую часть полета тоже проходят на дозвуковых скоростях (М=0,8) на высоте порядка 20 метров над морской поверхностью. Предельное расстояние до цели — от 440 до 660 километров. Но наши ПКР оснащены поворотными соплами, позволяющими им резко маневрировать на подлете. К тому же на конечном участке траектории они резко увеличивают скорость полета — до сверхзвуковой (М=3). Высота при этом уже не превышает 4,6 метра. Что оставляет зенитчикам противника считанные секунды на попытку отразить атаку.

Какой конструкторский путь окажется эффективней? Точный ответ способна дать только реальное вооруженное столкновение на море между ВМФ РФ и ВМС США. Но пусть лучше обойдется без него. В таком деле миру спокойней жить в неведении.

Нельзя не отметить и еще одно обстоятельство. Пока американцы пытаются «догнать и перегнать» российские «Калибры», на подходе новый вызов для их флота. Есть серьезные основания предполагать, что до конца этого десятилетия ВМФ России получит на вооружение гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон». Пока про них по понятным причинам мало что известно. Ясность существует только со скоростью полета — в пять раз выше скорости звука.

Сложнее с дальностью. В некоторых источниках указано, что она будет в пределах 800−1000 километров. Что, вообще-то сомнительно. Дело в том, что достижение гиперзвуковых скоростей потребует во много раз более значительного расхода топлива. Но у «Циркона» его не может быть существенно больше, чем у «Калибра». Поскольку и ту, и другую ПКР собираются устанавливать в одну и ту же подпалубную унифицированную пусковую установку вертикального пуска 3С-14. А ее габариты неизбежно станут для конструкторов своеобразным прокрустовым ложем.

То есть — за гиперзвуковую скорость нам придется заплатить серьезным сокращением предельной дальности полета. Но если в пусковых установках 3С-14 будет «джентльменский» набор из «Калибров» и «Цирконов», то у командира российского боевого корабля возникнет ситуация приятного выбора в зависимости от складывающейся боевой ситуации. Что сильно повысит наши шансы в гипотетическом сражении за океан.


Уроки любой войны генералы, конструкторы и военные аналитики всего мира изучают буквально с лупой в руках. Многолетний вооруженный конфликт в Сирии — не исключение. Тем более, что в нем впервые за последние десятилетия на столь опасную дистанцию сошлись две самые могучие в мире боевые машины — вооруженные силы США и России. Вероятно, самым значимым пока событием на ближневосточном поле боя стало внезапное для американцев применение нашей страной высокоточного ракетного оружия большой дальности. Прежде всего — крылатых ракет «Калибр». Судя по реакции из-за океана, его характеристики стали абсолютной неожиданностью для Запада. Наши вероятные противники, как теперь выяснилось, многое просто проспали. Проспали их разведки, политики, военачальники. Проспали все. Очередным свидетельством этому стала статья под заголовком «Огромный „ракетный пробел“ с Китаем и РФ волнует руководство США» в нью-йоркском издании Businessinsider.com. В материале, в частности, констатируется: «США имеют самый крупный и мощный флот в мире, однако последние ракетные разработки Китая и России представляют серьезную угрозу надводному флоту Соединенных Штатов, так как РФ и КНР улучшили не только дальность ракет, но и их скорость… РФ и КНР опережают США. Их корабли и ракетные войска уже представили полевые дальнобойные высокоточные ракеты, которые могут поразить американские корабли на огромном расстоянии, даже не приближаясь к ним. Кроме того, Россия и Китай работают над гиперзвуковым оружием, скорость которого будет более чем в пять раз быстрее скорости звука. Они будут лететь так быстро, что современные корабли США могут только надеяться выдержать оборону в случае противостояния». Прежде чем попытаться понять, что именно так взволновало Пентагон, и каковым может быть его военно-технический ответ в ближайшие годы, отметим, что однажды Соединенные Штаты и их союзники уже становились жертвой собственной близорукости в области ракетных вооружений на море. Обнаружилось это в 1967 году. К тому времени взгляды советских и американских адмиралов на борьбу с корабельными группировками противника различались кардинально. ВМС США не видели необходимости тратиться на разработку противокорабельных крылатых ракет (ПКР), в противостоянии с нашими эскадрами уповали на наличие многочисленной палубной авиации, в том числе и с наличием тактического ядерного оружия на борту. Потихоньку занимались проектированием сравнительно маломощной ракеты с радиусом действия всего в 45 километров для поражения всплывших подводных лодок. По аналогии с китобойным промыслом ее заранее нарекли «Гарпуном». Как выяснилось вскоре, за океаном совершенно напрасно легкомысленно отнеслись к появлению у ВМФ СССР еще в 1960 году ракетных катеров проекта 183-Р «Комар» и проекта 205 «Оса». Несмотря на сравнительно скромные размеры, вооружены они были ПКР П-15 «Термит», которые несли боеголовку с 375 килограммами взрывчатого вещества. Тепловая головка самонаведения «Кондор» позволяла с большой точностью доставлять этот заряд на дальность до 50 километров. Это была первая в мире противокорабельная крылатая ракета. И никого на Западе она поначалу не волновала. Когда обстановка на Ближнем Востоке в очередной раз обострилась, ракетные катера обоих проектов Советский Союз срочно поставил своим союзникам египтянам. Возможность оценить боевые качества ракетных катеров у Израиля, победителя в так называемой «шестидневной войне» в июне 1967 года, появилась всего через несколько месяцев — в октябре. Тогда патрулировавший побережье Синайского полуострова израильский эсминец «Эйлат» был обнаружен военными Египта в 15 милях от Порт-Саида. Навстречу был срочно послан стоявший у причала ракетный катер типа «Комар». Четыре его «Термита» не оставили «Эйлату» никаких шансов. Среди военных моряков всего мира был шок. Такая боевая эффективность сравнительно небольших и недорогих в строительстве корабликов заставила флоты всего мира срочно менять кораблестроительные программы. Противокорабельными крылатыми ракетами экстренно занялись во всех ведущих морских державах. В Израиле через несколько лет появилась ПРК «Габриэль», у французов — «Экзосет». Американцы немедленно переориентировали свою программу «Гарпун» на борьбу не только с подлодками, но и с надводными кораблями противника. Сначала «Гарпуны» собирались подвешивать только под крылья патрульных самолетов. Но вскоре решили, что правильнее ставить их и на другие носители. К тому времени стало ясно, что для преодоления системы ПВО оптимальным является подлет к цели на сверхмалых высотах. Предельную дальность стрельбы сначала увеличили до 120 километров, а потом — до 280 километров. Версия AGM/RGM/UGM-84 Harpoon, стоимостью в 1,5 миллиона долларов за штуку, была принята на вооружение ВМС США ровно сорок лет назад. И с тех пор в ней практически ничего не менялось. Итог: сегодня старые-престарые «Гарпуны» стоят на всех новейших кораблях ВМС США, включая эсминцы класса «Арли Берк» и ракетные крейсера типа «Тикондерога». И вот теперь, после применения в Сирии российских крылатых ракет «Калибр», вдруг выяснилось, что на самом деле это оружие — вчерашний день вооруженной борьбы на море. Призрак разбитого вдребезги в Красном море эсминца «Эйлат» стал снова мучить ночами заокеанских адмиралов. Для самых недоверчивых сошлемся еще на одно авторитетное мнение. Кайл Мизоками, эксперт американского журнала The National Interest, считает, что «после длительного периода стремительного новаторства и смелых изобретений работы по созданию противокорабельных ракет на Западе в условиях окончания холодной войны и начала глобальной войны с террором были практически остановлены. Из-за нового упора на наземные операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии западные флоты оказались в забвении». А ПКР «Гарпун» безнадежно состарилась и не подлежит дальнейшей модернизации. Хотя корабли с этим комплексом по-прежнему строятся на заокеанских верфях. В сущности, об этом недавно рассказывал журналистам в Арлингтоне Крис Манг, вице-президент по разработкам тактических ракет и боевых маневренных систем компании Lockheed Martin. Он пояснил, что новые ракеты для ВМС США должны соответствовать стратегии «увидеть первыми, понять первыми, выстрелить первыми». Но, по сведениям Манга, оружие, способное сравниться с противокорабельным вариантом «Калибра», у его страны появится не ранее 2020 года. Манг, скорее всего, точно знает, о чем говорит. Ведь именно его компания сегодня в страшной спешке за 70 миллионов долларов разрабатывает замену «Гарпуну» — противокорабельную ракету большого радиуса действия LRASM (англ. — Long Range Anti-Ship Missile). Согласно техническому заданию, на выходе должна появиться малозаметная и помехоустойчивая ПКР с максимальной дальностью стрельбы до 800 километров и с боевым зарядом проникающего действия весом в 450 килограммов. Попадать должна не просто в корабельный борт, а практически в заранее назначенный иллюминатор. Но что получится на деле — посмотрим. Пока с 2013 года идут испытания с различных типов носителей. Впрочем, не только принципиально и многократно улучшенные тактико-технические характеристики заставляют ВМС США с особым нетерпением ждать LRASM. «Гарпун» не устраивает американских моряков еще и тем, что требует отдельной пусковой установки на надстройке или на палубе. В отличие от зенитных ракет класса SM-6 и противолодочных ASROC, которые на эсминцах «Арли Берк» и «Зумвальт» заняли штатные места в подпалубных установках вертикального пуска Mk. 57. И тем существенно снизили радиолокационную заметность корабля и увеличили его боезапас. Теперь в ту же ячейку конструкторы фирмы Lockheed Martin вознамерились затолкать и будущие противокорабельные ракеты. Получится ли из LRASM достойный противник противокорабельных версий «Калибров» 3M54T и 3M54К (SS-N-27 Sizzler в натовской классификации)? Только время покажет. Но нельзя не отметить, что на этом поприще российская и американская конструкторские школы уже в очередной раз кардинально разошлись. Вкратце ситуация такова. Весь полет «их» LRASM до цели будет проходить исключительно в дозвуковом режиме. Прорыву вражеской ПВО должна способствовать малозаметность ракеты. То есть — малые размеры ПКР и технология «стелс». Иначе с «Калибрами». Они существенно крупнее перспективного американского аналога — от шести до девяти метров в длину. Большую часть полета тоже проходят на дозвуковых скоростях (М=0,8) на высоте порядка 20 метров над морской поверхностью. Предельное расстояние до цели — от 440 до 660 километров. Но наши ПКР оснащены поворотными соплами, позволяющими им резко маневрировать на подлете. К тому же на конечном участке траектории они резко увеличивают скорость полета — до сверхзвуковой (М=3). Высота при этом уже не превышает 4,6 метра. Что оставляет зенитчикам противника считанные секунды на попытку отразить атаку. Какой конструкторский путь окажется эффективней? Точный ответ способна дать только реальное вооруженное столкновение на море между ВМФ РФ и ВМС США. Но пусть лучше обойдется без него. В таком деле миру спокойней жить в неведении. Нельзя не отметить и еще одно обстоятельство. Пока американцы пытаются «догнать и перегнать» российские «Калибры», на подходе новый вызов для их флота. Есть серьезные основания предполагать, что до конца этого десятилетия ВМФ России получит на вооружение гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон». Пока про них по понятным причинам мало что известно. Ясность существует только со скоростью полета — в пять раз выше скорости звука. Сложнее с дальностью. В некоторых источниках указано, что она будет в пределах 800−1000 километров. Что, вообще-то сомнительно. Дело в том, что достижение гиперзвуковых скоростей потребует во много раз более значительного расхода топлива. Но у «Циркона» его не может быть существенно больше, чем у «Калибра». Поскольку и ту, и другую ПКР собираются устанавливать в одну и ту же подпалубную унифицированную пусковую установку вертикального пуска 3С-14. А ее габариты неизбежно станут для конструкторов своеобразным прокрустовым ложем. То есть —
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 966 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl