Сразу после унижения России в Сирии Назарбаев приказал вывести Казахстан из Русского мира, переведя казахский язык на латиницу. Впрочем официальные сообщения всячески сглаживают суть происходящего: президент Казахстана всего лишь "предложил разработать новый стандарт казахского алфавита на латинице" до конца года. А перевод на латиницу де будет предельно медленным и займет аж два года...
Но в целом ситуация предельно ясна.
"Предложения" Елбасы (дословно – "отец нации") обязательны для исполнения едва ли не в большей степени, чем прямые приказы. И учитывая, что Назарбаев действительно создал казахстанское государство и обеспечил его весьма успешное развитие – это положение не просто заслуженно и понятно, но и правильно.
В столь деликатной и инерционной сфере как язык два года, за которые предполагается перевести казахский язык на латиницу – это стремительный, молниеносный рывок. Это бегство из Русского мира очертя голову.
Еще 10 лет назад казахстанская элита, практически вся казахская по своему национальному составу, владела казахским языком в лучшем случае на бытовом уровне. И Казахстан провел титаническую работу, развив казахский язык до необходимого для современного управления уровня и обучив ему свое чиновничество.
Когда процесс был завершен, государственный документооборот был переведен на казахский. И теперь наступил новый этап отдаления от России: переход на латиницу.
Для России это ужасная новость, так как азбука прямо участвует в формировании культурных кодов, и перевод языка на латиницу означает культурный уход на Запад. Причем не в угаре национализма и русофобии, как это было сделано, например, в Молдавии или некоторых странах бывшей Югославии. А "в здравом уме и твердой памяти", в рамках системной государственной политики.
Это стратегический, продуманный и осмысленный выбор нынешнего руководства Казахстана, а не эмоции или недоразумение.
Конечно, ужасающая беспомощность России перед демонстративной ракетной атакой США против сирийской авиабазы с последующим публичным и столь же безнаказанным ультиматумом Тиллерсона оказала катализирующее воздействие. Но внешняя политика Казахстана определяется интересами, а не отдельными, пусть даже шокирующими, событиями.
Строго говоря, это очень четкое и внятное выражение отношения нынешнего руководства Казахстана к Евразийскому экономическому союзу и в целом к интеграции с Россией. С нас хотят получать доходы от сотрудничества, но будущее Казахстана и казахского народа совершенно однозначно связывается с Западом.
И винить в этом выборе Назарбаева нелепо.
Он заботится о своем государстве – и четко видит слабость российского, в котором порывы к отстаиванию национальных интересов жестко усмиряются компрадорской "оффшорной аристократией". Она же желает видеть Россию колонией Запада при беспощадно разрушающей нас либеральной социально-экономической политике в стиле 90-х годов.
Такая Россия не имеет будущего ни для себя, ни для других.
Правильная реакция России на этот шаг Казахстана может быть только одна: оздоровление и нормализация государства, постановка его на службу народу, завершение 30-летней эпохи национального предательства, переход от разграбления страны к ее созиданию.
И лишь когда мы сами для себя создадим успешный Русский проект – его можно будет предлагать другим в качестве политического выбора.
Если мы поторопимся, то еще успеем по крайней мере начать реальный, а не фиктивно-демонстративный разговор об этом с Назарбаевым. Пора понять, что происки Запада – это одно, а происки родных ворюг и компрадоров, обложивших сейчас страну и власть своим мамаевым нашествием – другое, и куда более пагубное для нас дело.