В феврале текущего года универсальный десантный корабль (УДК) USS America LHA-6 завершил квалификационные испытания судовых систем, в марте — его протестировали на живучесть. А в апреле с борта «Америки» бойцы 1-го батальона 5-го полка 15-го экспедиционного отряда морской пехоты произвели высадку десанта на остров Сан-Клементе во время учений PMINT (Phibron-MEU).
Речь идет о новейшем десантном корабле, разработанном в качестве альтернативы стареньким УДК типа «Тарава». Причем второй УДК «Триполи» (LHA-7) уже строится на судоверфи в г. Паскагула (штат Миссисипи), где и сошла со стапелей «Америка», которая обошлась казне США в $ 3,4 млрд.
УДК LHA-6 впечатляет своими размерами. Он имеет длину 257,3 метра и водоизмещение 45700 тонн, развивает скорость до 22 узлов (более 41,8 километра в час) и способен транспортировать от 1800 до 2500 морпехов. Экипаж составляет 1204 человек, включая 60 офицеров. Позаботились американцы также о корабельном госпитале на 600 коек и реанимационном отделении на 24 места. Всего планируется ввести в строй 11 таких монстров, правда, в разной модификации.
Для сравнения водоизмещение французского «Мистраля», которому так и не было суждено стать российским десантным вертолетоносцем, составляет 21300 тонн.
Как пишет военный обозреватель Брайан Кальман, бывший офицер в ВМС США, Пентагон, задумывая этот проект, рассчитывал получить идеальный корабль для десантирования большого числа морпехов в условиях преодоления береговой обороны противника.
Для этого решено было обеспечить принципиально иную поддержку с воздуха. Авиапарк УДК включает в себя 3 многоцелевых вертолета UH-1Y Venom, 4 тяжелых транспортных CH-53 Sea Stallion, 2 вертолета Sikorsky SH-60 Sea Hawk, 4 вертолета Bell AH-1 Sea Cobra, 12 конвертопланов MV-22 Osprey и 6 истребителей 5-го поколения с укороченным/вертикальным взлётом F-35 В.
Всего ангары корабля способны вместить 53 летательных аппаратов, при этом полетная палуба имеет размеры 249,6×36 м, на которой оборудовано 9 взлетно-посадочных площадок. Чтобы втиснуть в себя такое количество авиации и дополнительные емкости топлива, заказчики из ВМС США пожертвовали доковой камерой, без которой реальные возможности для десантирования по морю резко снижаются.
В то же время, в LHA-6 сохранены возможности для использования плавсредств, в том числе 3-х катеров на воздушной подушке LCAC, и плавающих БТР AAV7, число которых может достигать 61 единицу.
Что касается технических характеристик и живучести «Америки», у многочисленной инспекционной группы Пентагона вопросов нет: всё — ок! При этом специалисты испытали «с пристрастием» все ключевые компоненты на соответствие спецификациям. В частности, в самых разных режимах проверяли судовую двухвальную дизель-электрогазотурбинную силовую установку (с предельной мощностью 70 тысяч л.с.), палубное оборудование, боевые системы, авиационное оборудование и другую технику.
Само собой, жесткому тестированию подверглось автономное пожаротушение, когда в самых неожиданных местах, в том числе на капитанском мостике и в критически важных помещениях, устраивали возгорания. При этом отключали электропитание и блокировали проходы. И здесь не выявлено отклонений от норм. Тэд Дуарте, ведущий инспектор, оценил судно LHA-6 на «отлично».
По большому счету, разработчикам есть, чем гордится, а нам — увы, позавидовать. В частности, при скорости до 12 узлов работает гребной электродвигатель. А если требуется «плыть на всех парах», включаются две газовые турбины. Учитывая запредельные нагрузки на вал и частоту гребного электродвигателя, составляющую в момент переключения на турбины 1800 об/мин, остается только поаплодировать проектировщикам. Между тем, решение этой сложнейшей инженерной задачи позволило американцам сэкономить до 75% топлива по сравнению с традиционными схемами.
Но после недавнего десантирования на остров Сан-Клементе среди экспертов ВМС США разгорелись жаркие споры. Высадка на песчаный берег проводилась в тумане. В операции участвовали суда на воздушной подушке, ударные вертолеты AH-1 Sea Cobra и тяжелые транспортные вертолеты CH-53 Sea Stallion.
По легенде учений ставилась задача «зачистки деревни от боевиков, вооруженных типичным для отрядов экстремистов оружием, включая гранатометы и ПЗРК». Для реалистической оценки использовалось специальное оборудование, фиксирующее «попадание». Короче, атака на берег была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить аутентичность. В итоге выяснилось, что морпехи понесли потери, неприемлемые с поставленной целью.
Если небольшая группа «условных боевиков» численностью 20 человек осложнила высадку и даже нанесла ущерб, о котором руководство учений отказалось информировать, что тогда ждать от встречи с реальными войсками, задаются вопросам на интернет форумах американцы.
«Горстка русских или китайских солдат, вооруженная новейшими ПЗРК, легко остановит „Америку“, в распоряжении которой всего 3 катера на воздушной подушке, — пишет некий Tom Mor, сержант морпехов. — Такое впечатление, что корабль рассчитан на десант морпехов на пустынный пляж в ясную безветренную погоду. Но как на таком огромном авианосце незаметно подплыть к месту высадки?».
Предметом разбирательства также стали MV-22 Osprey (скопы — пер. с англ.) и F-35 В. Оба самолета оказались источником непримиримых противоречий по целому ряду причин.
Руководство операции «по захвату Сан-Клементе» не решилось применять «скопу» в виду уязвимости даже перед старенькими ПЗРК, которыми, по идеи, могут быть вооружены «боевики». И вообще у этого конвертоплана оказалось столько хейтеров, что впору проводить новые тесты. Дело в том, что среди летательных американских аппаратов MV-22 Osprey имеет печально известный антирекорд безопасности: в общей сложности 36 смертельных случаев.
Более того, после 2-х десятилетий постоянных усовершенствований «скопа» оказалась на 40% дороже, чем планировалось, приблизительно $ 100 миллионов за единицу. Это почти в 4 раза больше, чем ценник вертолета МН-60С.
Что касается F-35 В, то и здесь больше вопросов с подковыркой, чем положительных отзывов. Мало того, что самолет по-прежнему является сырым, так еще и палуба LHA-6 не выдерживает высоких тепловых нагрузок истребителя при вертикальном взлете. Раскаленные струи воздуха из двигателей буквально прожигают взлетно-посадочные площадки. Так что не совсем ясно, насколько эффективно F-35 В сможет противостоять частым атакам авиации противника. Здесь уместно дополнить, что когда разрабатывали и строили «Америку», считалось, что к 2017 году появятся композитные материалы, которые решат проблему. Однако этого не случилось, и сейчас инженеры ломают голову над другими идеями.
Учитывая, что на самолет F-35 уже потрачено в общей сложности $ 1,3 трлн., потребность в новом финансировании для реинжиниринга полетной палубы «Америки» и последующих десантных кораблей вызывает в Минобороны США нервный смех. Между тем, командование Корпуса морской пехоты напомнило, что её вполне устраивал штурмовик вертикального взлёта и посадки AV-8B «Харриер» II.
«Ориентир на универсальную платформу для перевозки морских пехотинцев США, которые тренируются, чтобы преуспеть во всех формах войны, будь то на суше, в море или в воздухе, вызывает большие сомнения, — пишет Брайан Кальман. — Департамент обороны санкционировал эти изменения и, несомненно, будет продолжать сопротивляться дельным предложениям морпехов, которые настаивают на возвращение доковой камеры и колодезной палубы за счет авиационной поддержки».
Скорей всего, так оно и будет, во всяком случае, генерал Джон Келли, один из «толкачей» нового проекта УДК, пообещал переформатировать последующие после «Америки» и «Триполи» корабли. Правда, как быть с авиапарком, пока никто не знает.
Кстати, в те дни, когда морпехи «Америки» высаживались на Сан-Клементе, Китай заявил о начале реализации программы оснащения своего флота большими десантными судами нового поколения. «Строительство кораблей Type 075 водоизмещением 40 000 тонн займет более двух лет, но первый вертолетоносец войдет в строй не позже 2020 года», — говорится в авторитетной китайской газете South China Morning Post.
А ВМФ России придется довольствоваться десантными кораблями проекта 11711 водоизмещением каких-то 5 тысяч тонн, способными транспортировать 300 морских пехотинцев, 13 танков или 36 БТР. Как говорится, «по одежке протягиваем ножки». Впрочем, возможно, это и неплохо, учитывая развитие ракетной техники, способной поражать объекты практически в любой точке мира.