В Пекине сегодня заканчивает свою двухдневную работу первый форум «Один пояс — один путь». Россия, пока не являясь его участником, поддержала проект и намерена активно в нем участвовать, заявил президент Владимир Путин. О новой стратегии в КНР объявили три года назад. Проект включает два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях.
На первый саммит в Пекин приехали главы 29 государств из Европы, Азии, Латинской Америки. Всего в мероприятиях форума, который завершится 15 мая, примут участие более чем 1500 делегатов из 130 стран и около 70 международных организаций
Президент России Владимир Путин на пресс-конференции по итогам визита в Китай заявил, что проект «Один пояс — один путь» вносит стабильность в мировую экономику на фоне внутриполитической борьбы в США и Brexit, которые создают нервозность, и высоко оценил идею о создании пояса экономического развития и взаимовыгодной торговли между Азией и Европой, назвав ее актуальной и важной инициативой. При этом, как заявил глава государства, реализуемые совместно с Китаем бизнес-проекты не приведут в будущем к экономическому поглощению России КНР. «Мы принимаем решения совместно и не принимаем решения, которые идут нам во вред», — сказал он.
Три года назад, когда только китайская инициатива находилась в зачаточном состоянии, уже тогда роль России в этом проекте отводилась одна из главенствующих, отметил президент АНО «Российско-китайский аналитический центр» Сергей Санакоев. Если говорить об интеграции и поисках товаропотоков и промышленной кооперации с цепочкой добавленной стоимости, на Евроазиатском континенте, то, по мнению собеседника «Колокола России», сегодня сложно найти более идеальных партнеров, чем Россия и Китай, с учетом того, что две страны определяют контуры этого континента. Более того, РФ со своим уникальным географическим местоположением более всех других государств на материке способна выступать, как транзитная страна.
«Россия со своим местоположением на карте идеально вписывается в концепцию проекта «Один пояс — один путь». Сегодня у РФ есть два транспортных маршрута – более ста лет существует железная дорога Транссиб, которую планируется реконструировать, и Северный морской путь, с учетом ухудшающейся геополитической ситуации в Южно-китайском море, может стать не просто запасным морским транспортным коридором через Арктику, но и более коротким. Кроме этого, есть задумка совместно с китайскими партнерами восстановить российскую дорогу в Забайкалье между Владивостоком и Иркутском через китайский Харбин. Подобные меры смогут значительно разгрузить Транссиб и справиться с возрастающим грузопотоком», — пояснил эксперт.
Несмотря на существенную роль России в проекте «Один пояс — один путь» как транзитной страны, по мнению китаеведа Сергея Санакоева, не стоит рассматривать РФ исключительно в этом качестве, потому что участие в этом грандиозном проекте заключается не только в поставке грузов, и экономике в целом. «Один пояс — один путь» — это глобальный интеграционный цивилизационный проект, где сопряжены различные культуры и сферы жизни, и роль РФ в нем отводится как главному партнеру Китая.
Пока роль российской стороны в китайском проекте больше политическая, чем экономическая, учитывая, что президент Владимир Путин выступил на форуме в Пекине сразу после председателя КНР Си Цзиньпина. Москва поддержала китайский проект, потому что он, по сути, предлагает альтернативный американскому вариант глобализации. Однако РФ сегодня не является официальным партнером КНР по проекту «Один пояс — один путь». Москва не подписала определенные отношения, как это сделали несколько десятков стран, поэтому, вряд ли стоит сейчас говорить о каких-то экономических выгодах от этого проекта и китайских инвестициях в российскую транспортную инфраструктуру.
Выступая на форуме, российский лидер Владимир Путин заявил о необходимости создания большого евразийского партнерства, которое свяжет Азию и Европу. Его формирование, пояснил Путин, возможно за счет сложения потенциалов таких интеграционных форматов, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), «Один пояс, один путь», Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. В ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.
Как отметил Путин, интерес к сотрудничеству с ЕАЭС проявляют порядка 50 государств Европы, Азии и Латинской Америки.
«Ни о какой конкуренции между проектами «Один пояс — один путь» и ЕАЭС речи не может идти, потому что у них несколько разные задачи и цели. ЕАЭС изначально подразумевал построение союзного образования внутри нескольких государств путем экономической интеграции. «Один пояс — один путь» может помочь российской экономике в плане обеспечения комплектующими различных производств. Однако самое главное, это строительство инфраструктуры, которая так необходима РФ», — пояснил собеседник издания.
Как отмечают многие наблюдатели, китайский проект «Один пояс — один путь», это новая модель всего мирового устройства и прямой вызов американской экономической гегемонии.
«Китайский проект представляет альтернативу западной формуле глобализма, которая осуществляется на бессп-ом лидерстве американского доллара. Кроме этого, китайская модель готова стать реальной альтернативой существующим мировым финансовым институтам, которые диктуют из США всему миру, каким образом необходимо вести свою экономическую политику. Сегодня КНР имеет очень серьезные институты для финансирования «Один пояс — один путь», такие как, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом $100 млрд и Фонд Шелкового пути объемом более $40 млрд», — добавил Сергей Санакоев.
Между тем Москва намерена расширять сотрудничество с Пекином. Как заявил президент Путин, «сегодня страны сотрудничают в космосе, достаточно успешно, и есть все шансы, что это сотрудничество будем увеличивать. Более того, планируются поставки в Китай наших ракетных двигателей». Кроме этого, Москва и Пекин могут реализовать совместный проект создания широкофюзеляжного самолета.
А глава «Газпрома» и председатель совета директоров CNPC Ван Илинь подписали документы по развитию российско-китайского сотрудничества в области подземного хранения газа, электроэнергетики и автодорожной инфраструктуры в Пекине.