Руководство ВВС Германии запросило у США секретные тактико-технические данные новейших стелс-самолетов F-35, чтобы сравнить их с другими машинами для замены нынешнего парка германских истребителей. Об этом 17 мая сообщило агентство Reuters.
Из запроса, с которым ознакомились журналисты, следует, что правительство ФРГ пока не определило программу закупок и не склонилось к какой-либо определенной модели для замены имеющихся в ВВС страны истребителей Tornado и Eurofighter. Секретные тактико-технические данные запрошены для углубленной оценки всех предложений по истребителям последних поколений. «Особенно интересны характеристики датчиков, системы обработки информации и оперативные возможности», — говорится в письме.
Интерес Германии к передовой американской разработке может удивить некоторых специалистов, учитывая, что страна вместе с Великобританией, Италией и Испанией входит в консорциум, который производит истребитель Eurofighter Typhoon поколения 4+.
В офисе программы F-35 в Пентагоне Reuters подтвердили получение запроса и ответили, что «работают над тем, чтобы поддержать просьбу ВВС Германии». Сложность в том, что Германия не входила в консорциум по финансированию программы F-35, поэтому соответствующий запрос на секретную информацию должен быть одобрен правительством США. Однако американские чиновники говорят, что не ожидают с этим каких-либо проблем.
Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Турция и Италия — ключевые союзники Германии по НАТО — уже покупают истребитель F-35, чтобы обновить свои авиапарки, а другие европейские страны, такие как Швейцария, Бельгия и Финляндия, также рассматривают вариант закупки самолета пятого поколения.
Как замечает Reuters, запрос сделан на фоне растущей напряженности в отношениях между Россией и Западом. Так, Москва поддерживает республики Донбасса на востоке Украины. И, по мнению агентства, усилила свою военно-морскую активность до уровня времен «холодной войны».
Что стоит за запросом ВВС Германии в Пентагон, и действительно ли F-35 могут помочь ФРГ парировать «российскую угрозу»?
— Трудно не согласится, что между Россией и Западом растет напряженность в отношениях, а также с тем, что у Германии и ее партнеров по консорциуму нет истребителей, способных справиться с задачей противостояния российским ВВС, — отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Партнерство с Францией здесь маловероятно. Также как и маловероятно, что из истребителя Dassault Rafale удастся сделать самолет, который будет более эффективным, чем F-35. В такой ситуации запрос — это разумное условие, чтобы понимать, какова цена вопроса по решению стоящих задач.
Скажем, европейцы заключили соглашение о совместной разработке новых боевых беспилотных летательных аппаратов, которые могут частично заменить истребители Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Но понятно, что до серийного производства и принятия на вооружение этой машине еще очень долго, а вот Минобороны России уже закупает Су-35 и в перспективе готовится к принятию на вооружение ПАК ФА. С точки зрения военного планирования, для Германии и других европейских стран — это уже очевидная угроза.
«СП»: — Гипотетически немцы действительно готовы закупить F-35?
— В каком формате может быть заключена сделка — это интересный вопрос. Сейчас уже никто не заключает крупные сделки (а речь все-таки идет о крупной партии истребителей) в формате «пришел-купил». Единственный вариант, который может быть реален применительно к Германии — это реализация каких-то масштабных офсетных программ, что позволило бы дать загрузку европейскому бизнесу и принесло бы серьезный профит местным компаниям.
«СП»: — F-35 действительно может решить «проблемы» Германии и парировать «российскую угрозу»?
— Угрозы бывают разные. Если Россия разместит ОТРК «Искандер» в Калининграде и в случае реального конфликта действительно захочет разнести «старушку Европу» ракетами с ядерными боевыми частями, то тут не F-35 надо покупать, а, простите, белые простынки. Но мы же реалисты и понимаем, что странам нужно решать вполне понятные прикладные задачи, которые трактуются не как глобальные войны с применением ядерного оружия, а как некие локальные конфликты, в которых силовое решение позволяет продемонстрировать противнику серьёзность намерений.
Вот для этих задач F-35 вполне подходит. Он выглядит не столь привлекательным, как F-16 в свои молодые годы, но сегодня это — самый современный и молодой многоцелевой истребитель в западном мире. Его возможности, несмотря на все негативные публикации в американских и других международных СМИ, будут подтягивать, и в ближайшей перспективе он вполне может стать носителем широкого спектра вооружений. В итоге поставленная задача — заместить F-16 в войсках, будет выполнена.
Преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин также допускает покупку Германией самолета пятого поколения.
— Немцы прорабатывают закупку самолета на перспективу — для замены с 2025 года. Несмотря на то, что F-35 еще «сырой» самолет и требуется несколько лет для его доработки, но к этому времени он должен приобрести «исправное крыло». А с учетом унификации и серийного производства цена на пятое поколение к тому времени может снизиться.
Понятно, что США будут лоббировать покупку F-35 Германией, поскольку это не только позволит получить заказы для своей промышленности и развивать программу модернизации истребителя, но еще теснее политически привяжет Берлин к Вашингтону. Поскольку нужно будет обучать летчиков, обслуживать машины и т. д.
Европейцы на это идут, поскольку, несмотря на искусственное нагнетание «антироссийской истерии», военное планирование и противостояние никто не отменял. Ведь российские ВКС уже сейчас получают современные истребители Су-35, которые проходят обкатку на сирийском ТВД, выполняют функции по контролю воздушной обстановки, прикрытию ударных самолетов и в состоянии наносить удары по наземным целям. Продолжаются испытания истребителя пятого поколения Т-50 в рамках проекта ПАК ФА, который через какое-то время все-таки примут на вооружение и начнут поставлять в войска. И вот представьте — к 2025 году Россия будет иметь Т-50, а европейцы максимум, что смогут выжать из Eurofighter, это сделать его полноценным истребителем поколения 4++. Разработка концептуально нового малозаметного, сверхманевренного и многофункционального самолета требует много времени и сил. Поэтому логично, что Германия прорабатывает варианты закупки F-35.
Особенность проекта F-35 в том, чтобы у США и их союзников появилась единая платформа самолета пятого поколения — и для ВВС, и ВМС, и для нужд Корпуса морской пехоты. Более того, реализация программы по созданию «Единого ударного истребителя» будет идти поэтапно: на каждом таком этапе самолет будет модернизироваться, подгоняться под новый стандарт. То есть задумана непрерывная цепочка совершенствования машины за счет улучшения характеристик, уменьшения массы некоторых систем, двигателя и т. д. Кроме того, уже сейчас понятно, что в будущем мы станем свидетелями новой концепции применения авиации, где истребители пятого поколения будут действовать в тесной координации с беспилотниками. А рой беспилотников вокруг истребителя — это серьезная нагрузка даже для комплексной и эшелонированной системы ПВО.
«СП»: — В СМИ часто критикуют F-35, говоря о том, что у него «нет никаких шансов уйти от Су-35» в воздушном бою из-за ставки на стелс-технологии…
— Я бы не стал делать такие смелые заявления. Американцы не идиоты, они же этот самолет закупают для своих войск. Более того, сейчас известны только рекламные характеристики и Т-50, и F-35, которые могут быть «мертвыми» в реальной боевой работе.
Да, характеристики военной техники — это важно, но отдельный элемент не может быть оценен в плане боевой эффективности в отрыве от общей системы и концепции ведения боя. Например, ближний бой для американских самолетов в принципе не характерен, поскольку маневренность всех их машин, насколько я знаю, довольно низкая по сравнению с нашими самолетами поколения 4+ - Су-30, Су-27СМ2/СМ3 и 4++ - Су-35. А расчет на дальний бой не всегда верен, поскольку даже при уже запущенной ракете противник имеет возможность совершить маневр или даже отвести ее от себя средствами РЭБ. При этом дальний воздушный бой подразумевает, что истребитель должен получить целеуказание от самолетов AWACS, которые, в свою очередь, могут быть «выключены» дальними ракетами российских средств ПВО.
Аналитики центра Air Power Australia постоянно критикуют F-35 за малую тяговооруженность, невозможность сверхзвукового полета без включения форсажа, сравнительно низкую живучесть и маневренность. Они даже смоделировали виртуальный воздушный бой между 240 истребителями F-35 и таким же количеством Су-35С поколения 4++, в котором российские самолеты были уничтожены полностью, но из 240 F-35 уцелели только 30. Но повторю, реальные боевые характеристики проявляются в боевой обстановке, а не в виртуальном бою. Все упирается в концепцию применения и грамотное военное планирование, ну и в мастерство летчика.
Впрочем, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает маловероятным выбор F-35 Германией.
— Запрос не означает покупку. Я вполне допускаю, что он связан не с желанием приобрести F-35, а с решением неких бизнес-вопросов. Очевидно, что сейчас Минобороны ФРГ ведет какую-то борьбу с Airbus, поскольку в последнее время крайне резко критикует и истребитель Eurofighter, и военно-транспортный самолет Airbus А400М. Возможно, что это связано с попытками выбить из Airbus какие-либо преференции. Я сильно сомневаюсь, что Бундесвер перейдет на F-35, который концептуально совсем другой. Этот самолет, конечно, посерьезнее Eurofighter, но вряд ли немцы готовы «перестраиваться» под новый самолет, тем более что он дороже. Не говоря уже о том, что ФРГ участвует в проекте Eurofighter.
Что касается истребителя Tornado, то это все-таки ударный самолет. А судя по всему, из F-35 «ударник» не очень, как, собственно, и из Eurofighter.