Депутат Верховной Рады Украины Надежда Савченко предложила создать специальный легион, чтобы украинцы с опытом боевых действий в Донбассе могли реализовать себя после окончания войны в других горячих точках на планете. Об этом нардеп рассказала в эфире телеканала NewsOne.
По ее словам, создание такого формирования помогло бы бывшим бойцам «АТО» справиться с поствоенным синдромом.
«Мы — страна, которая воевала с Россией. Это очень ценный опыт, мало кто из наших партнеров имеет подобный опыт. В мире постоянно есть горячие точки, а потому легионы очень популярные. Есть французский легион. Почему бы нам не создать украинские легионы, где люди, которые понимают, что не смогут вернуться к обычной жизни, смогли бы применить свой опыт и зарабатывать себе деньги, а также престиж государству. Почему бы не работать легионом по миру, не создать частные военные компании, как в США?», — сказала Савченко.
Савченко также добавила, что подобные воинские формирования востребованы в мире, поскольку вооруженные конфликты происходят постоянно.
— Власти такое предложение не поддержат, — уверен директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин, — в первую очередь потому, что оно исходит от Надежды Савченко, любая ее инициатива будет восприниматься в штыки.
— Да и для нее это, видимо, не обдуманное предложение, а спонтанно высказанное в беседе с журналистом. А так, на Украине многие участники «АТО» хотели бы создания не столько «иностранного легиона», сколько ЧВК и соответствующей правовой базы под них, об этом говорили публично представители тербатов, в том числе Ярош. Но не думаю, что украинская власть в восторге от этой идеи.
«СП»: — Действительно ли ветераны «АТО» могли бы найти себе применение в военных операциях за рубежом? Если да, то в каких странах?
— Почему нет? Профессионалы-военные есть и на Украине, кроме того имеется какое-то количество пассионариев, которые, получив определенный боевой опыт, готовы воевать за рубежом, особенно если это будет нормально оплачиваться. Что касается того, в каких странах, думаю, абсолютно в любых, куда пошлют.
«СП»: — Насколько актуальна проблема с занятостью для возвращающихся с фронта? Почему государство не занимается их адаптацией?
— Нельзя сказать, что государство не занимается их адаптацией: они, например, могут получить льготы на оплату коммунальных услуг, транспортные льготы, ставшие инвалидами получают компенсацию. Проводятся различные курсы и тренинги для бывших «атошников». Другой вопрос: насколько это все эффективно?
Ну а проблема с занятостью и получением достойных зарплат на Украине актуальна не только для демобилизованных участников «АТО», но и для всего социума. Какая-то часть из них, собственно, и шла в армию от безработицы, а также за тем, чтобы получить статус участника боевых действий. Но после возвращения им все равно трудно трудоустроиться, тем более, что многие работодатели не хотят брать бывших «атошников».
«СП»: — Ранее военный психолог Олег Скрипкин в интервью «Украинским новостям» заявил о том, что 60−70 тыс. бывших военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств, участвовавших в «АТО» имеют синдром посттравматического стрессового расстройства психики. Представляет ли это серьезную угрозу для общества и власти?
— Мы, действительно, видим регулярные публичные истерики и всплеск преступлений, совершенных бывшими и действующими участниками «АТО». При этом достоянием общественности становится лишь незначительная их часть. Проблем украинскому обществу это добавит. Но человечество воюет на протяжении всей своей истории, так что ничего уникального в нынешней украинской ситуации нет.
Власть же уже сейчас вынуждена учитывать то, что в стране появилось много людей с боевым опытом и готовых взять в руки оружие, которого тоже немало на руках. Но, на мой взгляд, это была осознанная политика: протащить через «АТО» как можно больше людей, особенно из юго-восточных регионов и центра Украины, чтобы закрепить образ врага за противниками действующей власти и максимально упрочить свои позиции в гражданском противостоянии в стране. Пока для власти значительное число участников боевых действий дает больше плюсов, чем минусов.
— «Донецкий синдром» превратился в серьезную внутреннюю угрозу для Украины, — уверен заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Познавшие вкус крови и почувствовавшие безнаказанность за военные преступления в Донбассе националисты начинают требовать от власти свою долю пирога. Но делить больше нечего, экономика катится в пропасть. Власть не может им предложить ничего, кроме продолжения донецкой мясорубки. К идейным националистам добавились и те, кто попал в Донбасс не по своей воле, а по призыву. Они тоже не видят для себя перспектив на гражданке.
Ветераны «АТО» понимают, что их обманули. Да, официальная пропаганда называет их героями. Но героев без победы не бывает. Киев сам попал в свой капкан. Надо каким-то образом канализировать нарастающее недовольство людей. Киевская власть, действительно, ищет способы выдавить часть боевиков за пределы страны, потому что сама их боится.
«СП»: — Савченко говорит, что ее страна имеет уникальный опыт войны с Россией. Понадобится ли кому-либо за рубежом такой опыт виртуальной войны?
— Савченко при всей своей несистемности все равно не может выступить против позиции киевской власти. Иначе она окажется в тюрьме, как «агент Кремля». На Украине нельзя называть войну в Донбассе иначе как войной с Россией или антитеррористической операцией. Понятно, что Савченко говорит о конфликте в Донбассе. И в данном случае она действует в строгом соответствии с логикой киевского режима. Именно этот так называемый «опыт войны с Россией» Киев и «продает» Западу. Единственная европейская страна, которая столкнулась с «российской агрессией», это Украина, говорят в Киеве. И продолжают: поэтому нам необходима помощь. Мифическая «российская угроза» позволяет оправдывать любые проблемы и объяснять любые запросы.
«СП»: — Если серьезно, действительно ли ветераны т.н. «АТО» могли бы найти себе применение в военных операциях за рубежом?
— К сожалению, горячих точек полно по всему миру. И везде требуется пушечное мясо. Думаю, что вскоре мы увидим украинских боевиков и на Ближнем Востоке, и в Африке, везде, где будут платить за убийства. Они и раньше, задолго до донецких событий, были замечены и в Чечне, и в грузино-абхазском конфликте.
«СП»: — Возможно ли сегодня создание на Украине ЧВК? И нужно ли это кому-либо?
— Украинские олигархи де-факто уже давно имеют частные армии. Некоторые из них составили ядро националистических батальонов, как, например, батальона «Днепр 1», созданного Коломойским. А «Азов» сейчас все называют частной армией министра внутренних дел Авакова. Таких армий, закамуфлированных под службы безопасности и прочие полувоенизированные организации, на Украине множество. Их численный состав будет пополняться как раз «ветеранами АТО». Будут ли хозяева отправлять сейчас своих боевиков в заграничные турне? Не уверен. Думаю, придержат возле себя. Не только для обеспечения личной безопасности, а, думаю, для организации нового переворота. Но всех «ветеранов» им не прокормить. Именно по этой причине Савченко и выступила со своей инициативой.
— На данный момент Украина аккумулировала все имеющиеся силы, кроме части нацбатовской вольницы в Киеве и в регионах, на границе с республиками Донбасса, — отмечает политолог Эдуард Попов.
— По всей стране проходят облавы. Недавно я общался с закарпатскими русинами: ситуация с «мобилизацией» в их крае аховая. Людей хватают прямо на работе, тут же вручают им в руки повестки, сажают в автобусы и везут в военкоматы…
Когда-то Владимир Святославич, будущий креститель Руси, использовал наемников-варягов для захвата власти в Киеве. А когда задача была решена, эти варяги стали представлять угрозу уже для него самого. Так и здесь. Режим Порошенко сегодня испытывает острую потребность в боевиках «АТО», но завтра они станут его злейшими врагами. Точнее, они уже сегодня его самые опасные враги, но пока соблюдают режим относительного перемирия перед лицом общего врага — республик Донбасса и России.
«СП»: — Участники «АТО» регулярно участвуют в различных антиправительственных акциях, их специально для этого выдергивают с фронта. Исходя из этого, предложение Савченко могло бы заинтересовать власть…
— Они многочисленны, хорошо организованы, у них есть четкая, пусть и примитивная идеология, которой нет у так называемой украинской власти. А главное — они испытывают острейшую ненависть к действующему режиму, который именуют режимом внутренней оккупации — на мой взгляд, совершенно справедливо. Боевики-нацисты привели олигарха Порошенко к власти, но чувствуют себя обманутыми: ни одного обещания, данного на Майдане, он и его камарилья не выполнили, ситуация стала много хуже. И дело не только в плачевной социально-экономической ситуации.
На Украине всегда были сильны традиции антисемитизма. Недаром евреи всего мира проклинают Богдана Хмельницкого и вождей Колиивщины Гонту и Зализняка, которые поднимали восстание против польской власти и одновременно вырезали еврейское население, сотрудничавшее с поляками. То же самое повторилось в годы Великой Отечественной войны во Львове и на Волыни.
Сегодня многие высшие посты в государстве (включая посты президента и премьера) принадлежат евреям, что бесит украинских нацистов. С самого начала Евромайдана я прогнозировал начало еврейских погромов на Украине. Это отложенный вопрос и все, включая самого Порошенко, понимают это. Но если этот квази-президент успеет сбежать из страны, то 1−2 миллиона евреев Украины станут заложниками нового нацистского режима или местных отрядов украинских нацистов, которые выплеснут на них всю ненависть и злость. Тогда уже никакая внешняя сила, ни Россия, ни страны ЕС, не спасут от новой Колиивщины.
К слову, далеко не случайно на стороне ополчения ДНР воевали добровольцы, пусть и немногочисленные, из Израиля. Сегодня подавляющее большинство украинского еврейства поддерживают режим Порошенко, многие евреи даже влились в ряды «Правого сектора» * — но этот от недопонимания. Прямолинейные галичанские нацисты уже начали преследование русскоязычных союзников. Евреи тоже не избегут подобно участи, но месть им будет куда страшнее. Главный враг украинского еврейства — президент Порошенко, который своим воровством и политикой провоцирует ненависть к евреям.
«СП»: — Савченко и ранее отмечалась экстравагантными заявлениями и предложениями. На этот раз это ее инициатива, или кто-то всерьез лоббирует создание на Украине ЧВК?
— Думаю, инициатива «Пули» — это часть её предвыборной борьбы. Раз она заявила о своем желании баллотироваться в президенты, то должна начать озвучивать свою программу. А ядро её потенциального электората — военные, точнее, участники «АТО». Эти люди — социальные неудачники, «лузеры», которых власть цинично использует для решения своих политических задач, наживая огромные деньги. Государству эти люди не нужны, более того, опасны, уже сейчас, поэтому правящий режим пытается утилизировать их в разных «котлах» и наступлениях. Когда завершится война в Донбассе, эти люди станут смертельными врагами режима Порошенко. При всей экстравагантности заявлений Надежды Савченко в этом также имеется здравое зерно.
«СП»: — Мог бы такой «украинский легион» представлять интерес для других стран, имеющих горячие точки? Опыт «войны с Россией» может быть востребован?
— Савченко весьма прозрачно намекает как раз на это. У бедной и клептократической Украины нет денег на содержание такого легиона. Но они легко найдутся для «благородных» целей у американцев и именно под задачи, кои описывает Савченко. Потенциальную зону применения украинских наемников всегда можно найти, и их опыт действительно богат…
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.