Антироссийская истерия в немецких СМИ достигла уровня абсолютного сумасшествия. 6 июня авторитетная в Германии ежедневная газета Frankfurter Allgemeine Zeitung в рубрике «Проблемы Бундесвера» под тревожным заголовком «Landsturm steht, Gegner geht…» («Ополчение стоит, враг идёт…») опубликовала статью политического обозревателя Ханса-Дитера Вихтера, занимавшего в период 1992—1998 годов пост пресс-секретаря министра обороны ФРГ. Начинается статья так: «Бундесвер: не готов к обороне? Встречный вопрос: Владимир Путин готов к нападению? На самом деле, не совсем. Но квалифицированный офицер тайной полиции (то есть Путин — автор) может в будущем делать ставку на ассиметричное ведение войны — использование повстанцев, кибероружия и пятой колонны. В конце концов, именно таким способом он завоевал Крым, а сейчас на очереди Восточная Украина. Возможно, он в будущем вернётся к власти со стратегией Реконкисты по отвоёвыванию исторических русских территорий для укрепления величия России. Но будет ли это угрожать государствам Балтии, Восточной Польше, Румынии и части Балкан? Едва ли, однако лишь до тех пор, пока НАТО сможет переводить управляемые Москвой партизанские «освободительные акции» в самоуничтожение самих русских.
Что всё это означает для НАТО и Бундесвера? Для более масштабных наземных операций большое значение снова приобретают обычные силы НАТО с их высоким потенциалом устрашения: бронетанковые соединения, механизированная пехота и мощные Военно-воздушные силы. Естественно, при адекватной стратегии. Но немецкая армия в настоящее время имеет только две дивизии, которые лишь в некоторой степени способны проводить масштабные операции во взаимодействии с танками, пехотой и артиллерией. Даже вместе с союзниками они в кризисной ситуации смогли бы только на короткое время стать фактором устрашения.
Для защиты страны силой оружия нужно привлечь 400 000 добровольцев — мужчин и женщин, которые испытывают моральное желание служить интересам Родины. Эти легковооружённые «ополченцы выходного дня» (нем. «Wochenend-Miliz») будут защищать страну от зловредных российских лазутчиков, а при необходимости пополнят ряды Бундесвера".
Вышеприведённая цитата — не бред сивой кобылы. Это плод военной мысли профессора политологии университета Регенсбурга, полковника Бундесвера в запасе, 56-летнего Мартина Зебальдта. Подробно изложив эту его «концепцию», FAZ заключает:
«Идея кадрового резерва для действующих Вооружённых сил, безусловно, похвальна. Но при всей её позитивности, единая доктрина отсутствует. Главный планировщик Бундесвера генерал-лейтенант Эрхард Бюлер вместе с Генеральным инспектором Фолькером Викером признают наличие проблем, на которые указывает Зебальдт».
Иными словами, по FAZ получается, что начальник отдела планирования Генштаба Бундесвера Бюлер вкупе с самым высокопоставленным военнослужащим Вооружённых сил Германии Викером согласны с заштатным полковником Зебальдтом в части «зловредных российских лазутчиков». А что это за лазутчики — об этом своей аудитории пару месяцев тому назад подробно рассказали ведущие немецкие СМИ. Вот, например, как это излагал медиапортал Deutsche Welle. В материале от 15 апреля, озаглавленном «Боевики Путина ждут команды из Москвы», говорилось, в частности следующее:"В Германии созданы подпольные спецподразделения Кремля — фактически диверсионные группы. По оценкам экспертов спецслужб, это в общей сложности от 250 до 300 человек, то есть гораздо меньше, чем армия. Но такое явление существует, его нельзя игнорировать. Эти подразделения формируются на базе школ боевых искусств, в которых преподаётся так называемая «Система» — боевое искусство, применяемое российским спецназом.
Такие школы в последнее время растут на Западе, как грибы после дождя. Но 99% людей, которые ходят в эти школы и занимаются там единоборствами, никакого отношения к подпольным группировкам не имеют, и ни в коем случае нельзя подозревать всех, кто этим занимается, в том, что все они — скрытые российские спецназовцы. Но каких-то людей удалось завербовать. Их отправляют в Москву под прикрытием повышения квалификации, там они проходят уже более серьёзное обучение по программе спецназа. Их учат не только приёмам ближнего боя, например, но и обращению со взрывчаткой, с огнестрельным оружием, учат приёмам диверсионной деятельности…
А потом они возвращаются в Германию, спокойно живут себе здесь, ожидая команды из Москвы. Некоторые из них даже работают в правоохранительных органах Германии — в силовых ведомствах, как принято говорить в России, — в полиции, служат в Бундесвере… В основном, они имеют гражданство Германии. Или у них два паспорта — немецкий и российский. Преимущественно — это русскоговорящие люди, которых в Германии до четырёх миллионов. Разумеется, огромное большинство выходцев из бывшего СССР, которые живут в Германии, — лояльные граждане. Это нужно снова и снова подчёркивать, чтобы ни у кого не возникло мысли, что они все — пятая колонна Путина… Может быть, сам Путин и мечтает об этом, но ничего подобного нет. Подавляющее большинство — люди, понимающие, что такое демократические ценности, и принимающие их. Но человек 250−300 — это российские диверсанты, которые ждут своего часа".
Автор этого материала — немецкий журналист Борис Райтшустер, проработавший с 1999 по август 2015 года в Москве и специализирующийся на России, — завершил его следующим пассажем: «И хотя у нас нет никакой информации, что они в чём-то конкретном замешаны, не очень-то приятно думать, что где-то зарыта или даже уже подложена взрывчатка и ждёт своего часа. А вдруг дождётся?..»
Борису Райтшустеру вторит живущий в Берлине бывший московский архитектор Дмитрий Хмельницкий, которого португальская газета Público в статье «Россия вербует агентов через бойцовские клубы в Европе» от 30 мая величает «экспертом по российскому шпионажу»: «Все клубы боевых искусств, в которых обучают приёмам нападения под общим названием «Система», прямо или косвенно связаны с военной разведкой ГРУ или внутренними разведывательными службами ФСБ, — цитирует Дмитрия Сергеевича автор статьи Эндрю Реттман. — ГРУ использует их для вербовки агентов на Западе подобно тому, как это делалось в период «холодной войны» на территории бывшей Восточной Германии, где располагались советские базы. В интервью EUobserver Хмельницкий заявил, что «при наличии в среднем от трёх до пяти агентов в каждой учебной группе, можно предположить, что пятая колонна ГРУ в Германии насчитывает до 315 новобранцев. Согласно главным принципам ГРУ, в случае войны с НАТО этих агентов могут задействовать при нападении на такие объекты, как военные базы или гражданские аэропорты, кроме того в их обязанности может входить организация общего террора в тылу врага или внушение подозрительности, неуверенности и страха жителям вражеской страны в мирное время».
«Они организуют спящие боевые ячейки, — сказал Хмельницкий, проводивший своё расследование при поддержке автора нашумевшего в своё время „Аквариума“, беглого советского военного разведчика Виктора Суворова (Резуна). — В преддверии сентябрьских выборов в Германии российские агенты могут попытаться развязать насилие на почве расизма до начала голосования. Их могут использовать для того, чтобы дестабилизировать ситуацию, например, через подстрекательство к насилию во время антиправительственных демонстраций или поджог „коктейлями Молотова“ мечетей или убежищ для мигрантов».
Но если столь «взрывной» информацией располагают господа Райтшустер и Хмельницкий, не говоря уж о Суворове-Резуне, то куда, спрашивается, смотрит немецкая контрразведка (тем более, что, как объявил сам Хмельницкий, свои изыскания он проводил по открытым интернет-источникам)? Почему этих 315 «боевиков Путина» до сих пор не вывели на чистую воду, не арестовали или, как минимум, не депортировали?
На этот незаданный вопрос ответ дал в той же статье Эндрю Реттмана главный контрразведчик ФРГ — президент Федерального ведомства по охране конституции Ханс-Георг Маасен. По его словам, если уж и видеть какую-то угрозу германским институтам со стороны российского ГРУ, то это кибератаки. В свою очередь, как далее пишет Реттман, «службы разведки и полиции Германии отказались поделиться с EUobserver своим мнением о том, представляют ли российские спецслужбы физическую и киберугрозу».
Не знаю, как уж там насчёт «главных принципов ГРУ», но с начала миграционного кризиса в Германии действительно наблюдается ажиотажный спрос на курсы самообороны — листы ожидания в спортивных центрах, где этому обучают, заполнены на месяцы вперёд. Но учат там не какой-то засекреченной «Системе», а основам израильского военного рукопашного боя без правил «крав-мага», на практике доказавшего свою эффективность. В курсанты же рвутся коренные немки, чьим побудительным мотивом стали печально известные события кёльнской новогодней (2015/16 года) «ночи длинных рук», когда сотни немецких женщин стали жертвами сексуальных домогательств со стороны свыше тысячи распалённых алкоголем, наркотиками и похотью арабских и североафриканских мигрантов (аналогичные нападения в ту же ночь были отмечены и в десятке других крупных городов Германии).
Но тема преступности мигрантов сейчас, за три месяца до выборов в Бундестаг, фактически табуирована. Зато немецкие СМИ вовсю педалируют тему «русская мафия в Германии». В конце мая все ведущие издания ФРГ сообщили об итоговом докладе специальной объединённой следственной группы Федерального ведомства по уголовным делам и рейнвестфальского Земельного ведомства по уголовным делам, выявившей мошенническую схему, по которой «русские» фирмы в Германии выводят из немецкого бюджета многомиллионные суммы.
«Как следует из доклада, — пишет, к примеру, Die Welt, — около 230 фирм по уходу за больными и инвалидами, учреждённых в ФРГ выходцами из республик бывшего СССР, создали целую систему скоординированной подделки счетов об оказанных услугах. Находясь в сговоре с пациентами и врачами, эти фирмы выставляют счета за услуги, которые на самом деле не оказывались. Наиболее активно фирмы-мошенники действуют в Берлине, Северном Рейне-Вестфалии, Нижней Саксонии, Бранденбурге и Баварии. Почти две трети этих фирм связаны друг с другом через различные сети на территории всей страны, а руководят этой преступной сетью из центра в Берлине».
Однако информация эта отнюдь не нова — об этих махинациях сообщалось ещё в прошлом году. Но как тогда, так и сейчас никаких конкретных данных о результатах расследования, о лицах, привлечённых к уголовной ответственности, о точной сумме выведенных средств и прочего доказательственного материала СМИ не приводят, что косвенно свидетельствует об отсутствии таких данных в самом докладе объединённой следственной группы.
Тем не менее, заголовки газет и журналов пестрят словами «русская мафия». Как, например, в публикации той же Deutsche Welle, вышедшей под «шапкой» «Русская мафия управляет во всей ФРГ сотнями фирм по уходу за больными».
В Федеративной Республике есть определённые силы, которые сознательно разогревают и провоцируют конфликт с Россией. Для них все средства хороши — «боевики-каратисты Путина», «русская санитарная мафия», призывы к созданию «ополчения выходного дня»… И всю эту развесистую клюкву немецкие СМИ с удовольствием тиражируют.
Вот только немецкие бюргеры уже не особо принимают на веру такие сообщения. По данным недавнего опроса, проведённого американским исследовательским центром Pew Research, 53% немцев не желают оказывать военную помощь Польше и странам Балтии в случае нападения на них России. Больше всего противников среди женщин — 62%. По результатам опроса, шестеро из десяти немцев останутся дома в случае военной агрессии со стороны России. С таким результатом Германия оказалась наименее поддерживающей НАТО страной (в Голландии, Польше, Канаде и США против поддержки союзников по Альянсу высказались от 20 до 30%% респондентов, в Британии и Франции — 43%). И это при том, что 67% жителей ФРГ в целом Альянс оценивают положительно.
Германия