Секретарем СНБО Турчиновым анонсирован закон «О восстановлении государственного суверенитета над оккупированными территориями», согласно которому Киев готовится ввести военное положение на неподконтрольных ему территориях Донецкой и Луганской областей.
Комментируя новшество, нардеп от Блока Порошенко, член комитета Верховной Рады по обороне Иван Винник по поводу объявления АТО вместо военного положения заявил следующее: «В условиях военного положения, согласно действующей конституции, никакие выборы проводить невозможно. С другой стороны, нам нужно было найти нормативно-правовую базу для применения Украинской армии, потому что против нас действовали военные формирования, пусть и гибридные… И третья проблема — у нас собственно, армии тогда не было. Поэтому мы должны были считаться с мнением наших западных партнеров. А западные партнеры говорили, что ни в коем случае не идите ни на какую эскалацию против Российской Федерации.
И была найдена такая конструкция, как проведение Антитеррористической операции… Эта конструкция фактически руководила военными действиями в ручном режиме. Потому что де-юре, военными действиями руководил Антитеррористический центр СБУ, де-факто, руководил Верховный главнокомандующий, через руководителя Генерального штаба. Но фактически, любой выстрел из тяжелого орудия должен был получить разрешение от 4 человек. В условиях активных боевых действия такая конструкция небоеспособна.
ОБСЕ, единственная международная организация, которая работает на оккупированных территориях, до сих пор не замечает регулярных российских войск и до сих пор не понимает, где они берут оружие, ГСМ и т.д., нам нужно уже наконец на уровне закона, на уровне юридически-правовых основ установить, что против нас совершена военная агрессия, и Украина применяет армию на собственной территории, не нарушая Конституцию, поскольку мы объявляем соответствующее военное положение на отдельной территории, которая сейчас оккупирована регулярной российской армией.
Для того, чтоб наконец, наблюдательные структуры, совместно с ОБСЕ, зафиксировала наличие российской армии де-юре, чтоб российская дипломатия не паразитировала на том, что будет привлекать украинскую армию в Гаагу, за преступления против человечности, потому что они читают нашу нынешнюю Конституцию: Вооруженные силы Украины не могут быть применены на территории Украины против украинского народа, если только не объявлено военное положение».
Помимо Донбасса возможно и объявление военного положения в Крыму, заявил Винник: «По Крыму, мы безусловно объявим военное положение такое же самое в Крыму, для установления юридического факта на уровне украинской дипломатии и наших международных партнеров, но безусловно, освобождать Крым мы сейчас не сможем, возможности украинской армии не позволяют это сделать. Мы можем пока что говорить, если Россия не применит авиацию, об освобождении Донецкой и Луганской областей».
Кроме того необходимо отметить, что ряд Украинских военных аналитиков расценивает заявление Рекса Тиллерсона о возможном решении конфликта на Донбассе вне рамок минского соглашения, как индульгенцию для реализации силового сценария.