Материал комментируют:
Денис Денисов
6 февраля лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко на заседании согласительного совета Верховной Рады призвала ввести военное положение на территории Донецкой и Луганской областей. Такое требование Тимошенко выдвинула в связи с обострением ситуации в Донбассе, которое началось 29 января.
«Нам необходимо точно принять закон об оккупированных территориях, необходимо ввести военное положение в Донецкой и Луганской областях. Нужно прекратить это хамство с торговлей с оккупированными территориями», — заявила Тимошенко.
Разговоры о введении военного положения на территории двух областей или всей Украины ведутся с самого начала вооруженного конфликта на Востоке. Но на деле на такие решительные шаги власти «незалежной» не шли даже в самые острые фазы противостояния. В августе прошлого года президент Украины Петр Порошенко говорил, что вынужден был бы ввести военное положение, если бы началась эскалация насилия в Донбассе и сохранилась напряженность на границе с Крымом.
Сейчас ситуация вполне отвечает этим условиям, а если учесть, что украинским властям отчаянно нужно привлечь к себе внимание новой администрации США и уставшей от затянувшегося конфликта Европы, не исключено, что такой вариант рассматривается всерьез.
По крайней мере, эту возможность не исключила и замглавы фракции «Блок Петра Порошенко» Ирина Луценко. «Если такое обострение будет продолжаться длительный период, и это будет грозить экологической безопасности, гуманитарной безопасности, мы допускаем введение военного положения», — сообщила она. А нардеп от БПП Борислав Розенблат даже заявил, что законопроект о введении военного положения может обсуждаться 7 февраля на заседании специального парламентского комитета.
«В среду будет законопроект. Я считаю, что все политические силы, которые хотят это обсуждать, должны прийти на комитет. У нас парламентско-президентская республика, где парламент является высшим законодательным органом власти в нашей стране. Мы должны выразить свое мнение, а потом вместе его выразить уже на весь мир», — сказал нардеп.
Официально, правда, украинские власти пока не обещают ввести военное положение. «На данный момент, пока что, этот вариант не обсуждается… Вы знаете, что ситуация на Донбассе на фронте изменчива, поэтому это будет решаться коллективным способом, есть у нас Совет национальной безопасности и обороны, который будет принимать соответствующее решение», — уклончиво прокомментировал инициативу замглавы администрации президента Константин Елисеев.
Народный депутат от «Оппозиционного блока» Евгений Мураев полагает, что у такой позиции властей, которые то собираются вводить военное положение на Украине, то отказываются от этого решения, есть вполне конкретное объяснение. Угрозу крайней меры, по мнению нардепа, власти используют для запугивания украинцев, недовольных падением уровня жизни.
«На этот шаг никто не пойдет, и его в очередной раз достают в качестве козырного туза для того, чтобы всех напугать», — заявил Мураев в эфире одного из украинских телеканалов.
Скорее всего, Мураев прав, потому что введение полноценного военного положения серьезно скажется на жизни страны. По закону Украины, военное положение — это особый правовой режим, который вводится в случае вооруженной агрессии, как на всей территории государства, так и в отдельных его местностях. Власть переходит к военному командованию, во главе которого стоит президент, руководящий через Генеральный штаб.
Военное положение на Украине предусматривает ряд ограничений, который может применять руководство страны. Это комендантский час, ограничение передвижения граждан и транспорта, контроль средств массовой информации, попросту говоря, цензура, в том числе в интернете.
Государство получает право использовать частное имущество граждан, будь то квартиры, автомобили или заводы, для нужд обороны. Граждан, в том числе работающих, могут привлекать к трудовой повинности. Все митинги и протестные акции запрещаются, равно как и политические партии и общественные организации, которые дестабилизируют ситуацию. Могут также запретить продажу оружия и алкоголя, провести принудительную эвакуацию из прифронтовых зон. У граждан разрешается проверять документы, проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа, грузов и даже служебных помещений и жилья.
С одной стороны, такой режим выгоден власти, так как позволяет зачистить даже зачатки оппозиции и любые проявления недовольства среди населения. С другой, введение военного положения приведет не только к падению и без того скудных инвестиций, но и к прекращению финансирования Международным валютным фондом. МВФ, если только не решит снова изменить собственные правила, не выдает кредиты странам в состоянии войны. А без денег МВФ Киеву будет очень сложно рассчитаться с внешними долгами и поддерживать платежный баланс.
Что касается Донбасса, эксперты сходятся на том, что на ДНР и ЛНР введение военного положения практически никак не повлияет. Ведь эти территории и так не подконтрольны Киеву. Хотя жителям республик, возможно, будет еще труднее ездить на территорию Украины.
Директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов считает, что власти не пойдут на введение военного положения еще по одной важной причине.
— Закон в принципе предусматривает введение военного положения на всей территории Украины или в отдельных районах. И действительно, сейчас целый ряд политиков снова обсуждают введение военного положения. Это и Юлия Тимошенко, и замминистр по оккупированным территориям Георгий Тука. Но я считаю, что до этого не дойдет в силу целого ряда обстоятельств.
«СП»: — Каких?
— В первую очередь потому, что в рамках военного времени нужно определиться с субъектом, против которого идет война. Но хотя украинские власти традиционно много говорят на камеру о «российской агрессии», объявить официально, на государственном уровне, что они воюют с Российской Федерацией, боятся. Скорее всего, и сейчас Порошенко не пойдет на введение военного положения, фактически, на объявление войны России. Потому что в этом случае можно получить симметричный ответ, а это для Украины будет очень и очень неприятно.
Также этот шаг подразумевает целый ряд изменений внутри государства, порой довольно жестких. На что Порошенко также идти не хочет, опасаясь, что это скажется на его положении и власти. Поэтому не сомневаюсь, что тема военного положения будет регулярно подниматься в обсуждениях политиков и в СМИ, но окончательное решение по нему будет откладываться до бесконечности.
«СП»: — Но если все же Порошенко решится на этот шаг, или, к примеру, введет военное положение только на территории Донецкой и Луганской областей, это как-то скажется на республиках Донбасса?
— Практически не скажется. Просто потому, что в настоящее время Киев и без военного положения делает все, чтобы жители ЛНР и ДНР ощущали себя изолированными и заблокированными со стороны Украины. В этом отношении введение военного положения ситуацию никак не ухудшит.