Какими бы ни были итоги американского вояжа лидера киевского режима, официальная украинская пропаганда неизбежно назовет их исключительно положительными, историческими и прорывными. Со стороны американской администрации скорее всего не будет никаких пространных заявлений. Зато из-за стен конгресса наверняка послышатся громкие здравицы в адрес Порошенко и «свободной Украины», перемешанные с призывами «дать отпор ревизионистской России» и прочими ритуальными заклинаниями.
Но что осталось за кадром?
Задача Порошенко заключается в том, чтобы продать Трампу новейший план так называемой реинтеграции Донбасса. Он предусматривает, в частности, прекращение режима антитеррористической операции (АТО) на востоке Украины и замену его неким новым форматом, дающим Киеву право использовать армию. До сих пор такой возможности не было, поскольку, по украинским законам, вооруженные силы могут использоваться лишь в рамках военного положения, а оно не было введено.
Причина — отсутствие войны, то есть отражения внешней агрессии. Дело в том, что несмотря на постоянные обвинения в агрессии в адрес России никаких фактов, подтверждающих этот пропагандистский тезис, не существует. На деле в эту мифическую агрессию не верят даже в Киеве.
Таким образом, первое, чего хотел бы добиться Порошенко — это одобрения своих намерений получить право использовать армию в мирное время.
По сути, речь идет о стремлении создать параллельную структуру управления, опирающуюся на вооруженные силы.
Вся эта конструкция должна иметь законодательное оформление. В рамках действующей конституции Украины это невозможно. Значит, нужно принять ряд специальных законов, то есть нечто вроде параллельной конституции, которую можно было бы использовать при необходимости.
Понимаете, к чему идет дело? Да-да: к военному перевороту.
Если Порошенко удастся привлечь на свою сторону армию и спецслужбы и совершить переворот под видом введения особого режима во имя реинтеграции Донбасса, это освободит его от постоянной и крайне изнурительной политической борьбы. Став диктатором, он сможет по-новому позиционировать себя и внутри Украины, и на международной арене. Если у Эрдогана получилось, то почему бы не попробовать и Порошенко?
Это предположение отнюдь не лишено оснований. Ведь в действительности Порошенко и его команда очень практичные люди, и они прекрасно понимают, что наиболее актуальный вопрос для них сегодня — это власть, ее консолидация и получение стабильной политической опоры. До сих пор по этой части у них провалы: упрощенно говоря, киевская власть всерьез никем не воспринимается.
Так что пока главарям режима не до Донбасса и его реинтеграции. Сперва нужно добиться достаточно сильных, уверенных, стабильных позиций.
Единственной силой, способной стать опорой нынешней власти и поддерживать ее, является армия. Эпоха националистических батальонов проходит. Они отработали свое во времена Арсения Яценюка. Теперь все решает не просто человек с винтовкой, а войско, как называл его Ленин.
Но просто вывести танки на улицы и устроить переворот по типу латиноамериканской классики жанра на Украине не получится. Как ни крути, вокруг сплошная Европа. Соседи при всей их симпатии к свободолюбивым украинцам не поймут такого прочтения свободы.
Остается кривой путь через выдумывание особых режимов, особых штабов и тому подобного. Декораций. И все во имя реинтеграции.
Так неужели этот сценарий Порошенко и поехал продавать в вашингтонский Голливуд? Неужели он надеется, что Трамп согласится поддержать военный переворот на Украине?
И да и нет.
Наверняка киевские гости не раскроют в Белом доме все карты. Скорее всего, они упаковали свой товар в коробку из-под минских соглашений: мол, отмена АТО прописана в этих документах, и вот мы принимаем это условие. Более того, мы от всей широты души открываем двери реинтеграции нашим заблудшим братьям, готовы им пенсии платить и все такое… Неужели пан Трамп не возьмет наши предложения для того, чтобы изучить их? Неужели он откажется поддержать наш творческий порыв, направленный исключительно на достижение мира, чтобы мы буквально задушили в объятьях ненаглядных жителей Донбасса?
Но вы же понимаете, пан Трамп, что нам нужны гарантии. А вдруг Россия вероломно нападет? Вы же знаете, они такие! Так вот, чтобы не оказаться беззащитными, нам придется ввести некоторые поправки в законы, дать немножечко больше полномочий для использования армии, но без каких-либо нарушений демократии! Это — ни-ни, это для нас свято!
Надо сказать, что для продвижения такого плана Порошенко и не нужно больших приемов и долгих переговоров в Белом доме. Все свои идеи он вполне откровенно может изложить друзьям вроде сенатора Маккейна, который двумя руками поддержит все, что будет выглядеть противным России. А Трамп тут нужен будет лишь для антуража, чтобы Порошенко смог показать всему миру фото с рукопожатием.
Но ведь Трамп и его советники отнюдь не глупцы, они прекрасно понимают, к чему клонит украинский президент. Вопрос в том, согласятся ли они на его план? Поддержат ли?
Возможно, что да. Но с тем условием, что сам возможный переворот и режим, который будет установлен, никак не будут связаны с США. И чтобы потом Порошенко (или кто там будет главным) не обращался в Вашингтон за помощью. Пусть с этой кашей разбираются Европа и Россия.
Но возможно, что нет. Ведь остается одно большое неизвестное: какова будет реакция Кремля? Трамп пока этого не знает. И до личной встречи с Владимиром Путиным он никаких принципиальных решений по Украине принимать не будет.
Да, а что там будет с Донбассом, с его жителями, с их реинтеграцией, со всей Украиной — объясните, пожалуйста, почему это должно интересовать Америку?