ВМФ России запланировал строительство нового авианосца. Пока существует только макет проекта, который представлен Крыловским центром. Однако, как сообщил на Международном военно-морском салоне в Петербурге заместитель главкома по вооружению Виктор Бурсук, прорабатываются и другие разработки.
Сегодня у ВМФ сегодня есть только один авианосец — сданный в 1991 году тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который сейчас готовится к ремонту. Как заявил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев, модернизация корабля начнется в 2018 году. По его словам, после ремонта авианосец прослужит Военно-морскому флоту ещё 20 лет.
Есть все основания предположить, что Виктор Бурсук мог говорить о перспективном российском авианосце «Шторм». По его словам, к 2025 году этот научный центр намерен закончить работу над проектом нового авианосца водоизмещением до 100 тысяч тонн, способного нести авиагруппу из 90 летательных аппаратов. Ранее появлялась информация, что в разработку заложены самые передовые идеи гидродинамики и энергетики. К примеру, спроектированный корпус позволяет на 20 процентов снизить сопротивление движению. Возможно, «Шторм» будет оснащен паровой катапультой для взлета самолетов.
Кроме этого, как сообщил заместитель главкома Военно-морского флота РФ Виктор Бурсук, Крыловский государственный научный центр подготовил макеты двух вертолётоносцев под названием «Прибой».
Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что у РФ есть все возможности для создания авианосца, однако выражал сомнения в его необходимости, поскольку Россия, в отличие от США, является континентальной державой, а на строительство таких кораблей требуется немало средств.
Американские авианосные группы в основном находятся в разных точках мира, неся постоянное боевое дежурство. В то время как задача единственного российского авианосца, заключается в присутствии в океанской зоне. Поэтому, по мнению члена экспертного Совета по обороне Государственной думы ФС РФ, кандидата военных наук Бориса Усвяцова, строительство сверхдорогого авианосца нецелесообразно. Как пояснил собеседник газеты «Колокол России», с точки зрения боевого применения, эффективнее строить другие корабли океанской зоны и вооружать их высокоточным оружием, наподобие крылатых ракет «Калибр», которые ранее себя очень успешно зарекомендовали. Тем более, учитывая, что официальная российская военная концепция заключается не в нападении, а в оборонной доктрине.
«Мало того, что строительство такого вида корабля обойдется в очень значительную сумму, его обслуживания требует повышенного внимания. Для его охраны и безопасности требуются дополнительные корабли сопровождения, что также вызовет дополнительную финансовую нагрузку. Более того, Россия не является заморской страной, поэтому нам нет большой необходимости иметь такое оружие», — отметил эксперт.
Между тем сегодня бывшая владычица морей — Великобритания заявила о себе вновь как о серьезном игроке. Авианосец Queen Elizabeth — крупнейший корабль ВМС Великобритании за всю историю, его водоизмещение составляет 65 тысяч тонн, наконец-то вышел в море из дока в Шотландии, где был построен. Его стоимость, по данным СМИ, достигает 3,5 миллиарда фунтов стерлингов. Как заявил министр обороны Великобритании Майкл Фэллон, Россия будет «с завистью» смотреть на новый британский авианосец «Королева Елизавета». Однако многие военные эксперты сильно сомневаются в его высоких боевых качествах, но при этом соглашаются, что такой корабль усилит потенциал английского флота.
Учитывая, что у России сегодня есть амбиции по созданию систем проецирования силы в глобальном смысле, поэтому нашей стране нельзя отказываться от строительства авианосцев и вертолетоносцев, считает заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко. Более того, по мнению собеседника «Колокола России», не совсем корректно говорить о том, что российский авианосец является сверхдорогим проектом, потому что стоимость отечественного вооружения и западных аналогов будет не в пользу иностранного производителя.
«Дело в том, что западный оборонный комплекс находится фактически в руках частного бизнеса, который в большей степени заточен на зарабатывание денег, в свою очередь, российская оборонка в собственности у государства. Поэтому, в данном случае российский проект авианосца не выглядит суперзатратным проектом, как со стороны может показаться», — считает военный обозреватель.
Главная задача авианосцев – это отстаивание своих геополитических интересов в других частях света, однако, как показывает сегодня реальность, где бы наши интересы не пересекались с США, американцы сразу же выдвигают свои авианосные группировки. В свою очередь, по мнению Дмитрия Дрозденко, РФ сегодня американцам в этом плане ничего не может противопоставить. Более того, сравнивать российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», сданный в 1991 году, с американским авианосцем «Нимиц», как минимум смешно.
Ранее ВМС США получили новейший авианосец Gerald R. Ford. Приемные испытания корабля состоялись 26 мая, авианосец будет готов к полномасштабной эксплуатации только в 2020 году. USS Gerald R. Ford обошелся США примерно в 13 миллиардов долларов и считается самым дорогим военным кораблем в мире. Согласно открытым данным, новый авианосец не уступает по боевым возможностям своим предшественникам, однако конструкторы внедрили ряд новых технологий, в том числе и элементы стелс.
Сегодня Россия не обладает такими же современными технологиями в строительстве авианосцев, какие есть, к примеру, у США и Великобритании. Российский ВПК после распада СССР утратил многие знания в кораблестроении, поэтому, как отметил Дмитрий Дрозденко, сейчас в этой области Россия в роли догоняющего. Поэтому, следуя примеру Петра Первого, если не заняться сегодня строительством такого вида корабля и не выделять средства на этот проект, можно навсегда отстать от Запада.
«Сегодня РФ восстановила компетенцию по малым кораблям, тем самым шокировав Запад, когда Каспийская флотилия запускала «Калибры» по террористам ИГИЛ в Сирии на несколько сот километров. Ранее монополией на такой вид оружия обладали только американцы, однако, русские пошли дальше, и умудрились засунуть крылатую ракету в небольшие катера. Это стало большой неожиданностью для западных военных специалистов, потому что «Томагавки» стоят на эсминцах класса «Эрли-Берк». Более того в ценовом плане российские корабли также оказались в выигрышном положении, учитывая, что потопить один большой эсминец с крылатыми ракетами на борту гораздо проще, чем несколько маленьких кораблей с таким же вооружением», — пояснил собеседник издания.
В конце прошлого месяца Китай спустил на воду первый авианосец собственного производства, который стал вторым по счету в китайском флоте. Еще одна страна, обладающая единственным авианосцем является Франция.