Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Станислав Бышок
НАТО и США неофициально поставляют Киеву оружие. Об этом заявил заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
«Один из последних подтверждающих фактов — это осколочные гранаты к РПГ-7 болгарского производства, которыми подразделения ВСУ [Вооруженных сил Украины] с позиций в районе Авдеевки в ночь с 30 на 31 июля обстреляли район, прилегающий к городу Ясиноватая», — рассказал представитель ДНР.
Напомним, 31 июля американское издание The Wall Street Journal сообщило, что Пентагон и Государственный департамент США разработали план поставок на Украину противотанковых ракет и другого вооружения, однако реакции Белого дома на него пока не последовало. В сентябре прошлого года палата представителей Конгресса США единогласно одобрила закон, позволяющий включить в перечень военной помощи Киеву «летальное» вооружение. Этот акт, тем не менее, до сих пор не утвержден ни сенатом, ни президентом страны. Хотя советник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер заявил, что США изучает варианты поддержки Киева для противостояния «дестабилизирующему поведению России» и не исключил поставку оружия на Украину, оговорившись, что Америка давно помогает Украине.
— «Новость», конечно, не новая, — отмечает главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов. — Еще СССР использовал оружие, произведенное Болгарией и Румынией для поставок тем режимам, которым сам поставлять по каким-то причинам не мог. Сейчас «бывшие братья» поменяли ориентацию, но оружейные производства-то остались, грех простаивать. Я не удивлюсь, если и сегодня исламисты на Ближнем Востоке обстреливают американские конвои болгарскими РПГ и румынскими «калашами» с такой характерной ручкой на цевье. А уж поставки для Украины и обсуждать смешно…
Я бы рассмотрел другой аспект — это непризнанность донбасских республик, в том числе и Россией. Из этого есть масса неприятных следствий. Например, ну и что, что там сказал Басурин. Кто такой Басурин? Формально частное лицо. А с украинской позиции, которую как правило разделяют в НАТО, ЕС и США, и вообще «террорист». Ну и что с того, что соседние страны поставляют Украине оружие для борьбы с «терроризмом»? Святое же дело… Вот эта вот непризнанность ставит, скажем, того же Басурина на одну доску с Удуговым, если помните, был такой талантливый пиарщик у чеченских сепаратистов. А Захарченко — это такой «донецкий Басаев». Правда, Захарченко детей в заложники не захватывал, но это уже «несущественные» детали. Непризнанный статус ДНР и ЛНР вообще позволяет Украине применять там неконвенциональное оружие и не соблюдать вообще никаких договоренностей. А что уж там какие-то «серые» поставки…
«СП»: — Речь может идти только о т.н. «оборонительном» оружии, или все же о чем-то посерьезнее?
— Сейчас речь идет только о военном снаряжении, не являющимся оружием и об ограниченном ассортименте оружия, способного убивать. Но общеизвестно, что Украина не способна производить стволы даже для стрелкового оружия, не говоря уже о ствольной артиллерии. Судя по количеству потерь артиллерии, особенно в 2014−15 годах, в ВСУ уже давно должны были закончиться все резервы. Но ведь с украинской стороны и сегодня нет-нет, да и происходят обстрелы территории непризнанных республик. Откуда артиллерия? Поставки комплектующих для наступательного вооружения — это «нелетальное» вооружение или как? У Украины должен был наступить кризис боеприпасов, там вообще всего один пороховой завод в Шостке, да и тот давно в значительной степени разорен. Это не говоря о поставках сырья — хлопок, как известно, на Полтавщине не произрастает… Серьезно это или нет? Особенно, когда в начале войны поставки, скажем, двигателей для танков и БТР шли из России.
«СП»: — Зачем вообще украинцам западное оружие? Своего не хватает даже для гражданской войны с ополченцами?
— Как я уже сказал, оружие условно «западное» — у стран бывшего Варшавского договора огромные складские остатки, мало востребованные, поскольку они старательно переходят на стандарты НАТО. И сохранилось оборонное производство, которое очень здорово расконсервировать и зарабатывать деньги, осваивая американские инвестиции. Это, в общем, бизнес такой.
«СП»: — Почему американцы не решаются снабжать Киев оружием в открытую? Чего им бояться?
— Для поддержания боеспособности Украины на нынешнем уровне организации поставок американского оружия просто не требуется. Вопрос же не стоит в том, чтобы создать из ВСУ вторую турецкую армию. Никому не нужно организовывать масштабное переобучение украинских военных на другие стандарты. Всех вполне устраивает вялотекущий конфликт — люди зарабатывают неплохие деньги, по сути, не имея обычных связанных с войной проблем. Россия тоже ликвидирует складские остатки — анонсированное Рогозиным перевооружение нашей армии тоже, наверное, идет.
«СП»: — Понятно, что и на этот раз никто не обратит внимание на заявления Басурина. Что должно произойти, чтобы мир узнал о том, что США напрямую участвуют в войне? Захватить эшелон с американскими боеприпасами? Или американского наемника в полном вооружении?
— А нет там эшелона с американскими боеприпасами. Как не было его, скажем, еще во время Афганской войны, когда моджахеды стреляли специально разработанным под «Калашников» американским патроном без маркировки. А грузовик с болгарскими РПГ — не сенсация. Правда, сейчас обсуждаются поставки из США «по-белому» переносных комплексов FGM-148 Javelin на сумму около 50 миллионов долларов — это, если я правильно считаю, около 500 выстрелов. Пентагон настаивает. Трамп, как я понимаю, немного помнется, и подпишет. Ну тогда это будет уже другая реальность, больше похожая на Вьетнам… Там ведь тоже долгое время считали Вьетконг «террористами».
По словам политического аналитика международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислава Бышка, донбасская война вообще полна тем, что можно назвать несекретными секретами, тайнами, которые известны всему миру.
— Это касается и поставок оружия. Вместе с тем, поскольку официально эти «секреты» не признаются, сторонам конфликта приходится всякий раз об этом напоминать в информационных сообщениях.
«СП»: — США или НАТО являются инициаторами этих поставок? Кто на этом реально зарабатывает, а для кого это вопрос политики?
— НАТО — это огромная военная машина, в центре которой находится американский ВПК, производящий гораздо больше оружия, чем может «употребить». Настоятельные рекомендации США своим союзникам закупать их военную продукцию во многом обусловлены не только и не столько политическими расчётами, сколько желанием избавиться от излишков ВПК, да ещё и заработать на этом.
«СП»: — Ранее The Wall Street Journal информировало, что Пентагон и Государственный департамент США разработали план поставок на Украину противотанковых ракет и другого вооружения. Кто в итоге принимает решение? Конгресс? Президент? План Пентагона что-то весит?
— В США за внешнюю политику и всё, что связано с военными действиями, отвечает президент. Вместе с тем, учитывая специфику американской системы сдерживания и противовесов, конгресс может заблокировать те или иные решения президента — и наоборот. Учитывая межпартийный антироссийский консенсус, а также практически неограниченные лоббистские возможности комплекса ВПК, поставки американского оружия Украине вполне могут быть одобрены на официальном уровне.
«СП»: — Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в ответ на публикацию заметил, что информацию о подготовке в Вашингтоне плана по поставкам оружия на Украину пока можно расценивать только как гипотетические рассуждения. Доказательства, предъявленные Басуриным недостаточны? Что еще нужно, чтобы мир, а главное — Москва, увидели, что поставки оружия действительно осуществляются?
— Украина — это признанное всем миром государство, полномочия президента Порошенко, пришедшего к власти после государственного переворота, также не ставятся под сомнение мировым сообществом, включая и Россию. Народные республики Донбасса наличием такой общепризнанной легитимности похвастаться не могут. Такова политическая реальность. В этой связи поставки американского оружия Украине, даже и «непрозрачные», вряд ли могут вызвать сколько-нибудь серьёзное возмущение в мире. Одна страна торгует оружием с другой — что здесь криминального? Соответственно на протесты Москвы, если таковые будут, возражением, скорее всего, станет что-то вроде: «А вы Асаду всё это поставляете, нас не спросив». И к аргументам морального характера здесь наши визави будут принципиально глухи.
«СП»: — Если все же вскроется реальная практика поставок, или американцы начнут поставлять в открытую, как реагировать Москве?
— Война на Донбассе идёт или прекращается не в связи с наличием или отсутствием у ВСУ танков или снарядов, в этом у них недостатка не было и нет. Донбасский вопрос будет решён в политической плоскости, другой вопрос, что это произойдёт не скоро. Пока же поставки американского оружия Украине следует воспринимать как крайне недружественный шаг не только по отношению к России, но и к нашим партнёрам по «нормандскому формату». Франция и Германия гораздо больше заинтересованы в прочном мире на Донбассе, чем США, которым по большому счёту безразлично, идут ли боевые действия низкой интенсивности на окраине далёкого европейского континента или нет.
Если же на линии разграничения начнётся серьёзная эскалация, Москве, я полагаю, следует выступить с официальным заявлением, обозначающим «красную линию» в Донбассе, при пересечении которой силами ВСУ Россия будет считать себя вправе вмешаться всеми доступными военными средствами во избежание гуманитарной катастрофы, для сохранения жизней мирных граждан и для выполнения пункта минских соглашений, касающегося полного прекращения огня и отведения тяжёлого вооружения от линии фронта. Кто-то скажет, что это нужно было делать три года назад. Возможно. Однако ценность спасённых жизней не имеет срока давности.