Материал комментируют:
Андрей Фролов
Команда Вооруженных сил Индии отлично начала соревнования по танковому биатлону на Армейских международных играх в Алабино, но не дошла до финала из-за поломки «устаревших» Т-90 российской разработки, которые могут стать проблемой для армии, пишет индийское издание Hindustan Times.
В соревновании от Индии участвовали два танка Т-90С «Бхишма» российской разработки и индийской сборки и три экипажа, всего 21 человек. В самом разгаре гонки за выход в финал обе бронемашины — основная и запасная, вышли из строя. В итоге индийцы были сняты с соревнований.
По словам источников Hindustan Times, причиной поломки первого (запасного) танка стал ремень вентилятора, второго (основного) — утечка машинного масла. В итоге в финал вышли Китай с танком Тип-96Б, Россия, Белоруссия и Казахстан — с «различными вариациями Т-72».
Издание отмечает, что индийской армии нужно внимательно посмотреть на «не самые лучшие показатели» Т-90С, которые являются основными боевыми танками Сухопутных войск Индии. Якобы и ранее их военные жаловались, что танки не могут работать продолжительное время при высоких температурах в индийской пустыне Тар (штат Раджастан) — из-за проблем с радиатором. В итоге, отмечает Hindustan Times, Индии нужно будет потратиться на модификацию танков.
Индийские СМИ со ссылкой на военные источники не в первый раз критикуют российскую технику:
— в 2014 году контрольно-ревизионное управление Индии CAG (Comptroller and Auditor General) представило в парламенте доклад, в котором упрекнуло правительство в решении продолжить лицензионное строительство танков Т-90С. Упомянутая причина — поставленные танки не были оборудованы кондиционерами или использовали технически не подходящую для данного региона аппаратуру;
— в 2015 году индийские журналисты сообщили, что аудиторы CAG представили в парламент Индии доклад, где говорилось о низком уровне эксплуатационной готовности российских многофункциональных истребителей Су-30МКИ;
— в 2016 году индийские надзорные ведомства опубликовали отчет о состоянии вооруженных сил страны, сообщив, в частности, о многочисленных проблемах с новейшими палубными истребителями российского производства МиГ-29К и МиГ-29КУБ, связанных с планером самолетов, двигателем РД-33МК и электродистанционной системой управления (ЭДСУ).
Теперь индийцы возложили на российскую технику ответственность за неудачное выступление на танковом биатлоне. Насколько обоснованы их претензии?
Кроме китайцев в полуфинале все участники соревнований ездили на танках российской разработки, и ни у кого никаких непреодолимых проблем не возникло, а у индийцев вот — «протекло». Конечно, техника имеет свойство ломаться, но тут уже все зависит от квалификации техников и экипажей, замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Теоретически можно допустить, что имел место производственный дефект. Но сразу на двух образцах? Которые, к тому же, должны обслуживать лучшие специалисты, учитывая престиж страны на международных соревнованиях и участие в биатлоне твоего соперника — КНР. Причин отказа техники, на самом деле, может быть огромное количество — ошибка экипажа, недосмотр техников, чего-то не то залили и прочее.
«СП»: — Если допустить, что проблемы в «железе», то гипотетически они могут объясняться индийской сборкой танков?
— Бронетехнику собирали из машинокомплектов, но по факту двигатели российские. Другое дело, что без какой-либо специальной комиссии никак не проверишь, кто виноват и из-за чего на самом деле танки встали. Огульно обвинять российскую технику, просто потому что она — российская, мягко говоря, некорректно. Кстати, по этому поводу в соцсетях шутят, мол, вы хотите «самолетов и танков»? Тогда «давайте споем и спляшем об этом!».
«СП»: — То есть публикации с явным намеком, что российские танки ломаются по разным причинам, могут быть инициированы специально?
— Да. Что-то пролоббировать, где-то сторговаться. Видите, ваша техника отказывает, но мы ведь ее все равно покупаем, поэтому сделайте нам скидку и т. д. Понятно, что такие статьи мало влияют на конкретные деловые переговоры, тем не менее, они создают фон для возможной торговли и пересмотра уже вроде бы достигнутых соглашений. Не секрет, что была информация о продвижении в Индию Т-90МС и возможном подписании контракта на замену двигателей у тысячи индийских Т-72.
В любом случае, индийцы очень любят критиковать своих партнеров, и не только Россию. То им взятки дают, то некачественные товары поставляют. А потом выясняется, что они вели переговоры с украинскими компаниями, которые через подставные фирмы в разных странах пытались закупить российские двигатели УТД-29 для последующей перепродажи в Индию — для того, чтобы заменить на индийских БМП-2 старые силовые агрегаты УТД-20.
Также сами индийские СМИ писали со ссылкой на отчет инспекции военного ведомства, что как минимум на 18 истребителях Су-30МКИ, собранных по лицензии на индийском заводе корпорации HAL, устанавливались двигатели АЛ-31ФП, уже побывавшие в эксплуатации.
Что касается критики корабельных МиГов, то в принципе проблемы с ними действительно могли быть. Другое дело, что индийцы закупали 45 машин в двух партиях. Но если все оказалось так плохо, то, наверное, вторую партию незачем было брать…
Проблемы с индийскими танками в полуфинале — вина техников, обслуживающих бронемашины, уверен замдиректора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев.
— Понятно, что выполнение достаточно интенсивных упражнений в ходе соревнований требует повышенного внимания к состоянию бронетехники. Скажем, российские специалисты довольно оперативно решали возникающие вопросы с танками Т-72Б3. Другое дело, что нормативы биатлона требуют четкого прохождения этапов дистанции, и здесь уже выявляется реальная выучка экипажей и, соответственно, техников.
Индия первый раз принимала участие в танковом биатлоне, и, естественно, раздосадована таким результатом, хотя индийские экипажи довольно успешно выступали. Но здесь надо не стрелки переводить, а оценивать работу своих специалистов, которые в пылу соревнований, видимо, не доглядели за состоянием основного и запасного танков или что-то сделали не так, что встали сразу две машины. За время эстафеты в машине должны смениться три экипажа, и каждый из них должен выполнить целый комплекс учебно-боевых задач. Насколько можно судить, запасной танк остановился у подъема на холм. Тогда индийцы перешли на основной, который уже откатал. Вроде бы снова включились в гонку, но тут заглох и он. А, кстати, Иран и Венесуэла вообще соревновались на «хозяйских» российских танках.
В общем, подобные публикации индийцев не выдерживают никакой критики. Снялись с соревнований — ищите причину, а если вдруг есть претензии, то предъявляете их конкретно, по делу и без лишней шумихи. Но, видимо, свою роль играет менталитет, ведь не секрет, что по части закупок вооружений — объявления тендеров, согласования деталей контрактов — индийцы считаются одними из самых сложных переговорщиков в мире. Они часто переигрывают договоренности, которые, казалось бы, давно согласованы, и в итоге подписание контракта растягивается на годы. Ну и вбросы в СМИ для того, чтобы поторговаться, стали уже обычной практикой.