Материал комментируют:
Григорий Ярыгин
Натовская коалиция тайно построила на севере Сирии (на границе с Турцией) семь военных баз, выяснили журналисты агентства Reuters. При этом американские политики заявляют, будто бы «долгосрочных» интересов в регионе у них нет и после победы над «Исламским государством» * США покинут Сирию. Но в эти обещания никто, разумеется, не верит.
Пентагон все «окапывается»
Пресс-секретарь Госдепартамента США Хизер Науэрт во время очередного брифинга, который состоялся 18 августа, разъяснила журналистам официальную позицию внешнеполитического ведомства по ситуации в Сирии. По словам Науэрт, возглавляемая США натовская коалиция очень довольна результатами борьбы с «Исламским государством»: они потеряли 70% территории, которую первоначально контролировали в Ираке, и более 50% - в Сирии.
Коалиция плотно сотрудничает с Сирийскими демократическими силами (тех, кого в России называют «вооруженная оппозиция»), и сейчас основная задача этого сотрудничества — вернуть контроль над Раккой. По словам Науэрт, стратегическая важность Ракки связана с тем, что именно из этого города, который «Исламское государство» провозгласило своей столицей, координировались террористические атаки в Европе.
Турецкий журналист Омур Сахин из левацкой газеты BirGün («Однажды») попросил пресс-секретаря Госдепартамента прокомментировать интервью, которое дал информагентству Reuters официальный представитель Сирийских демократических сил Талял Сило.
Сирийский повстанец, в частности, заявил: после того, как будет одержана победа над «Исламским государством», американские военные останутся в северных районах Сирии. Они известны как Роджава — это часть самопровозглашенного государства Курдистан.
«У них есть стратегия на десятилетия вперед. Она включает военные, экономические и политические договоренности на долгосрочную перспективу между руководством северных территорий и американской администрации», — заявил Сило. По его словам, американское командование регулярно проводит встречи с лидерами повстанцев и обещает им поддержку.
Разумеется, такое заявление сирийского повстанца произвело на Ближнем Востоке эффект разорвавшейся бомбы. Особенно в Турции, которая считает курдов одной из главных угроз национальной безопасности (ничуть не меньшей, нежели «Исламское государство»).
И ведь сама Хизер Науэр на брифинге в Госдепартаменте августа заявляла, что Турция — это «важный и ценный союзник НАТО». Америка, по словам чиновницы, как и турецкие власти обеспокоены нарастающей террористической активностью со стороны Рабочей партии Курдистана (она признана террористической организацией НАТО, Евросоюзом, а также 16 государствами, включая США, Великобританию, Германию и даже Иран).
И вот теперь на новом брифинге Хизер Науэр пришлось оправдываться за слова сирийского повстанца. Который то ли выдал желаемое за действительное, то ли и вправду сболтнул лишнего.
«Будь то в Ираке, или в Сирии наша цель — победить ИГИЛ и не делать ничего больше. Мы хотим, чтобы Сирия управлялась сирийцами, а не Соединенными Штатами или другими силами», — заявила Науэр в ответ на вопрос турецкого журналиста.
Курдам нужен свой Сталинград
Сегодня натовская коалиция развернула свои силы сразу в нескольких местах в Роджаве: Reuters выяснили, что здесь у американцев уже семь военных баз… Точное их местоположение в командовании коалиции не комментируют, ссылаясь на требования безопасности.
Между тем журналисты Reuters сами видели, как американские военные вертолеты Blackhawk и Apache взлетали с территории цементного завода к юго-востоку от Кобани — именно здесь, предположительно, находится крупнейшая американская авиабаза.
Напомним, за контроль над Кобани в конце 2014 года развернулось сражение между курдскими ополченцами (пешмерга) и боевиками «Исламского государства». Битва за Кобани была одной из самых кровопролитных в новейшей истории Ближнего Востока: на стороне курдов в ней участвовали многие добровольцы из России, которые по аналогии со Сталинградом называли это место Кобаниград.
Сейчас же это один из основных укрепленных районов натовской коалиции на севере Сирии. Отсюда бойцов Сирийских демократических сил натовские войска поддерживают авиа- и артиллерийскими ударами. Кроме того, натовцы поддерживают и курдских ополченцев, которые сегодня контролируют всю 400-километровую сирийско-турецкую границу.
И именно этот альянс США и Курдистана — главный раздражитель для Турции, которую Госдепартамент лишь для вида называет «союзником». Похоже, что реальных союзников у США на Ближнем Востоке нет — любой альянс мимолетен, поскольку американцы преследуют сугубо собственные цели.
Именно так происходит и с Россией. 9 августа уже знакомая нам Хизер Науэр втолковывала журналистам, что едва ли не единственная точка дипломатического соприкосновения США и России на Ближнем Востоке — это договоренности о прекращении огня на юго-западе Сирии.
За неделю до этого, 1 августа, глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон на встрече с журналистами пенял России за то, что она продолжает поддерживать режим Башара Асада. По мнению Тиллерсона, общая задача Москвы и Вашингтона в Сирии — помочь вернуть единство стране, чтобы сирийский народ самостоятельно создал новую Конституцию, провел свободные и справедливые выборы и выбрал новое руководство.
«Мы по-прежнему считаем, что режим Асада не может играть никакой роли в будущем управлении Сирией», — заявил Рекс Тиллерсон.
«Курдский вопрос» бьет по России?
Как же так получается: пресс-секретарь Госдепартамента заявляет журналистам, что США готовятся окончательно уйти из Сирии и Ирака после победы над «Исламским государством», а тем временам Пентагон строит огромные военные базы на сирийской территории? Не лицемерие ли это?!
Этот вопрос «Свободная пресса» обсудила с политологом Григорием Ярыгиным, который работает на кафедре американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
«СП»: — Григорий Олегович, стоит ли верить заявлению Науэрт о том, что Америка готова «покинуть» Сирию и Ирак?
— Это рабочее заявление. Формально американцев там нет. Есть советники, оперативное командование, агенты ЦРУ для обеспечения их деятельности. И их присутствие в принципе нормально и понятно. То есть формально иного присутствия (или как у России, постоянных военных баз) нет и не декларируется в будущем.
Но история участия американцев в военных конфликтах показывает, что США, если уж приходят, то потом очень редко уходят. Конечно, это пафосная закономерность, которая в новых геополитических условиях может быть нарушена. Однако, история есть история.
«СП»: — Зачем вообще США нужна Сирия? Очевидно, что кроме победы над «Исламским государством» у Америки есть в ближневосточном регионе и другие интересы.
— Конечно, у США есть свои интересы в регионе, и, в частности, в Сирии. Они будут поддерживать нестабильность в регионе посредством поддержки курдов. Это игра против усиления Эрдогана, да и вообще Турции при любом ее руководстве.
Сейчас США стремятся развить успех неизбежной победы над «Исламским государством» при своем участии: торопятся, наращивают численность советников и комбатантов. На определенном этапе заявят об окончании военной операции и выводе Вооруженных сил, но сохранят военных специалистов у курдов.
США не рассматривают Сирию в будущем как единое государство. De facto — Сирия уже и не существует как единое государство. Сменить режим Асада, выдавить Россию из региона у американцев не получается. В таком случае этот минирегион российского присутствия сделают нестабильным. А это и будет происходить через поддержку курдов.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.