Минэкономразвития РФ дало свое обоснование падению доходов населения России. На самом деле, как заявил глава ведомства Максим Орешкин, такая тенденция объясняется методикой расчета, технической частью, так как основополагающие категории доходов граждан показывают активный рост.
Как подчеркнул министр, «на самом деле доходы растут», сославшись на темпы роста заработной платы. По его словам, индикаторы дохода населения, как рост заработной платы, составляют около 3% в реальном выражении. Негативную динамику глава МЭР связывает с «методикой расчета баланса доходов и расходов», а на общих показателях негативно сказывается статья прочих расходов.
Однако, как говорится в оперативном докладе Росстата, реальные располагаемые доходы россиян в июле 2017 года сократились на 0,9% в годовом выражении, в январе-июле спад составил 1,4%. В июле, по сравнению с июнем, реальные доходы упали на 3,1%. Средняя по России зарплата, по данным Росстата, в июле выросла на 8,6% в номинальном выражении, или на 4,6% с поправкой на инфляцию, и составила 39355 рублей, следует из доклада Росстата.
С начала 2017 года цены на продтовары в целом возросли на 2,2%, тогда как в 2016-м в этот период фиксировался рост в 3,9%. Ранее в Центробанке РФ пояснили, что Росстат, подсчитывая инфляцию, учитывает динамику цен более чем на 700 видов товаров и услуг. «Расчетам Росстата можно доверять», — подчеркнул регулятор.
Вокруг российской экономики образовалась некая парадоксальная ситуация на фоне того, что в реальности экономика падает, однако министр Орешкин утверждает совершенно обратное. Как пояснил газете «Колокол России», известный российский экономист Михаил Хазин, в связи с этим, у Орешкина возникают большие расхождения с другими официальными данными, которые ему, как федеральному чиновнику, отвечающему за развитие экономической отрасли в стране, необходимо каким-то образом объяснить.
«Все, что говорит федеральный министр о росте экономики и доходов населения — является чистой воды «отмазкой» и не имеет никакого отношения к реальной экономической ситуации в стране. Команда министра Орешкина и весь либеральный экономический блок правительства не могут признать, что их методика управления ведет к непрерывному экономическому спаду. В связи с этим они придумывают различные методики расчета, которые показывают, что в реальности «экономика страны медленно растет». Однако беда заключается в том, что никто в стране кроме них этого роста не видит. Несмотря на то, что это прямое «очковтирательство», пока никто в России не запретил этим заниматься, и никто за это не несет ответственности. Сегодня их главная задача заключается в том, чтобы как можно дольше удержаться у власти, поэтому их не волнует, как реально живет население страны. А для сохранения рычагов управления государством, им необходимо показывать экономический рост, а значит, статистику приходится адаптировать под нужные показатели», — пояснил Михаил Хазин.
Ранее Центробанк рекомендовал россиянам меньше думать о росте цен, так как такие настроения помогают росту инфляции. Как заявил директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ РФ Александр Морозов, «если наши инфляционные ожидания высоки, мы считаем, что нормально, когда цены постоянно пересматриваются, это дает возможность части производителей часто и сильно повышать цены на свою продукцию и не бояться, что потребители уйдут к конкурентам». Однако позже ЦБ сообщил, что инфляционные ожидания населения в июле ухудшились на фоне роста продовольственных цен и индексации тарифов ЖКХ.
Стоит напомнить, что слова президента РФ Владимира Путина, сказанные в ходе прямой линии в середине июня, совсем не вяжутся с заявлением министра Орешкина. Тогда глава государства сказал о том, что реальные доходы граждан за последние несколько лет в России снизились, особенно тревожно увеличение числа людей, живущих за чертой бедности. Говоря о проблемах, которые стоят наиболее остро сейчас в экономике, президент отметил снижение реальных доходов граждан.
«Методика министра Орешкина принималась изначально из расчета, что российская экономика несмотря ни на что показывает пусть и медленный, но рост. И поскольку в экономике не бывает, что все всегда падает одновременно и с одинаковой скоростью, на общем фоне есть моменты, которые немного, но все же растут. К такой схеме и прибегло Минэкономразвития, манипулируя весами и показателями, вводя поправочные коэффициенты, обосновывая это тем, что люди могут использовать неподконтрольные государству платежи, прибегая к наличности, а значит можно и прибавить процентов двадцать их теневого дохода», — резюмировал Хазин.
Между тем, как отмечают многие российские экономисты, вопреки самым пессимистичным прогнозам, российская экономика к концу первого полугодия все же заметно оживилась — в мае рост ВВП в годовом выражении ускорился по сравнению с апрелем почти вдвое, потребительский спрос осторожно пробует закрепиться в положительной зоне после двух лет спада, уверенный рост демонстрируют и инвестиции.
Однако суровая реальность говорит сама за себя, и тому лучшее доказательство – поход в магазин. Не так давно журналисты сравнили стоимость одних и тех же продуктов в 2017-м и три года назад. Старые цены взяли из чеков, оставшихся от покупок в российских гипермаркетах летом 2014-го. Оказалось, что одна и та же продуктовая корзина три года назад стоила 4,5 тысячи рублей, а сегодня — почти 7,5 тысячи. Рост превысил 66%.
Поэтому, как бы чиновники не кормили россиян разными индикаторами роста экономики и показателями личных доходов, подсчитывая это «новейшими методами», в брюхе рядового гражданина сытнее от этого не станет. Как показал недавний опрос ВЦИОМ, в рейтинге главных проблем в стране, по мнению россиян, лидируют низкие зарплаты и уровень жизни в целом — в июле их называют 24% россиян (против 18% в январе 2017 года и 14% в июле 2016 года). Каждого пятого (21%) беспокоит состояние экономики.