Материал комментируют:
Денис Денисов
Павел Салин
Президент Украины Петр Порошенко продолжает просить у Вашингтона летальные вооружения «оборонного характера». В очередной раз это требование украинский лидер выдвинул 30 августа на встрече с делегацией Конгресса США под руководством главы подразделения по внешнеполитической деятельности Гарольда Роджерса.
Во время встречи Порошенко выразил благодарность за ведущую роль Конгресса США «в защите суверенитета и территориальной целостности Украины». Он также отметил «благосклонную позицию» представителей Комитета по вопросам ассигнований в вопросе выделения средств на программы поддержки Украины в проекте бюджета США на 2018 год.
«Петр Порошенко также призвал рассмотреть возможность увеличения ассигнований на программы помощи в вопросах безопасности Украинскому государству, включая предоставление вооружений оборонного характера, а также лечение и реабилитацию украинских военнослужащих», — говорится в пресс-релизе на сайте украинского президента.
В свою очередь, члены Конгресса заверили, что будут продолжать политически и финансово поддерживать Украину в ее борьбе за восстановление суверенитета и территориальной целостности, а также «реформаторские усилия украинской власти».
Летальные вооружения киевские власти просят на каждой встрече с представителями американского руководства последние три года. Об этом Порошенко говорил и на встречах с высокопоставленными американскими чиновниками в рамках двухдневного тура в США в июне. А недавний визит главы Пентагона Джеймса Мэттиса в «незалежную» на День независимости 24 августа сенатор Джон Маккейн назвал «возможностью для поставок летального оружия». Однако ясности в этот вопрос Мэттис так и не внес.
Тем не менее, 15 августа украинский журналист Юрий Бутусов на своей странице в «Фейсбук» написал, что американское летальное оружие уже на Украине. Правда, речь идет не о государственных поставках, а о покупке Киевом партии снайперских винтовок Barrett, а также партии ручных гранатометов PSRL-1.
«Главное, конечно, в этой истории — отнюдь не 100 гранатометов — поставка символическая на самом деле. Главное — что вслед за Barrett Украине удалось осуществить еще одну поставку летального оружия из США. Нет сомнений, что американские контролирующие органы сделку зафиксировали, однако не отменили, несмотря на действующий запрет на поставку летального оружия в Украину», — написал Бутусов. Он добавил, что такие сделки приближают решение правительства о предоставлении летального оружия Украине в рамках программ американской военной помощи.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов считает, что муссирование темы летальных вооружений в последние месяцы не случайно, и Вашингтон действительно готов пойти на то, на что не решался последние три года.
— Вся эта риторика вокруг поставок летального оружия в настоящий момент является подготовкой к этому решению, чтобы ни для кого оно не стало новостью. Как мы видим из последних событий, Соединенные Штаты готовы на реализацию этого плана.
Они прекрасно понимают, что подобные действия спровоцируют обострение конфликта, но исходя из своих геополитических интересов, администрация настроена на осуществление этих поставок. Их не устраивает нынешнее положение дел. Поэтому им необходима ситуация конфронтационного характера, которая позволит им в дальнейшем изменять свою позицию в рамках переговоров. Об этом говорят заявления спецпредставителя США Курта Волкера и других американских чиновников.
Видимо, это решение о предоставлении оружия не за горами. Удивляет только акцентирование внимания на том, что это вооружение оборонительное. Уже более года как конфликт перешел в степень средней интенсивности, и ни с одной, ни с другой стороны не наблюдается масштабных акций наступательного характера.
Вызывает тревогу, что украинские вооруженные силы, получив эти вооружения, смогут безнаказанно совершать провокации против вооруженных сил ДНР и ЛНР, а те, в свою очередь, будут сдержаны в оборонительном наступлении. Это очень тревожные сообщения, но, похоже, что данный план будет реализован в ближайшее время.
«СП»: — Вашингтон хочет изменить не устраивающий их статус-кво?
— Действия Вашингтона направлены на дестабилизацию ситуации в Донбассе. Поставки любого вооружения в настоящий момент являются провокационными и точно не направлены на разрешение конфликта.
«СП»: — Но при этом Дональд Трамп недавно снова заявил о том, что надеется «поладить» с Россией…
— Мы же читали недавнее заявление Рекса Тиллерсона о том, что новые санкции призваны нормализовать отношения между Россией и США. То, что озвучивают государственные чиновники, — далеко не всегда то, к чему на самом деле стремятся Соединенные Штаты.
«СП»: — Зачем обострение нужно США — для новых санкций, Минска-3?
— На мой взгляд, говорить о Минске-3 преждевременно. Новые санкции возможны, но их уже столько ввели, а результата нет, так что американские партнеры наверняка понимают их бесперспективность.
Скорее, идет торг с использованием ситуации в Донбассе. США пытаются выторговать для себя уступки со стороны России, причем не только в отношении Украины, но и по другим вопросам. Лично мне кажется, что это не самая адекватная политика, а для США — откровенно проигрышная позиция. Российские власти неоднократно заявляли, что не позволят Украине дальше наступать на донбасские республики, а, тем более, пытаться отвоевать территорию по хорватскому сценарию.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин также считает, что рано или поздно администрация США пойдет на поставки летальных вооружений Украине, но не придает этому факту большого значения.
— У Вашингтона есть интерес в том, чтобы поддерживать у украинских властей веру в то, что их не бросят. Они хотят убедить весь мир, что в любой ситуации не бросают своих союзников. Сама по себе Украина стратегически американцам, может, и не очень нужна, но если они о ней забудут, это негативно скажется на их репутации в глазах союзников в том же Азиатско-Тихоокеанском регионе, который для них приоритетен.
Задача Вашингтона в том, чтобы проводить как можно больше вербальных интервенций для поддержания своего реноме. Но рано или поздно вербальные интервенции нужно подтверждать реальными действиями. Поэтому, думаю, поставки летального вооружения Украине будут осуществлены. Но я бы из этого не делал сенсации.
«СП»: — Почему?
— Потому что никакого решающего влияния на боеспособность украинской армии или на решимость Киева сменить стратегию в Донбассе на более агрессивную это не окажет. Поставки будут носить скорее символический характер. Рано или поздно они будут осуществлены, но это не приведет к смене политики украинских властей.
Своими действиями они показывают, что готовы отказаться от ставки на силовое возвращение Донбасса. Вместо этого они делают ставку на соревнование двух систем, как говорили советские власти. Они будут пытаться сделать из подконтрольной им части Донбасса Украину, при этом всячески демонстрируя, что за другую часть они снимают с себя всю ответственность. А после этого сказать, что люди сами должны решать, где им жить — в «процветающей Украине» или в непризнанных республиках.
Поэтому я бы не придавал такого большого значения летальным вооружениям. Эта тема муссируется специально и в Киеве, чтобы украинские власти демонстрировали оппонентам внутри страны, что пользуются расположением Вашингтона, и в России силами, которые заинтересованы в будировании украинской темы.
На самом деле Вашингтон внес очень серьезный вклад в строительство украинской армии в 2014—2015 годах. Еще в апреле 2014 года у Украины армии не было, а к концу 2015 она уже появилась. Во многом это произошло благодаря Америке, ее инструкторам и помощи. На этом фоне вопрос поставки летальных вооружений — это уже дело десятое.