В начале сентября президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с очередной миротворческой инициативой по Донбассу. Она заключается в привлечении контингента ООН, которые должны обеспечивать безопасность членов постоянной мониторинговой миссии.
«Разумеется, речь может идти только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ — первое. Второе — эти силы должны находиться в этой связи на линии разграничения и ни на каких других территориях. Третье — решение этого вопроса должно состояться не иначе как после разведения сторон и отвода тяжелой техники. И это не может быть решено без прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик — ДНР и ЛНР», — подчеркнул Владимир Путин.
В ходе своего выступления президент дал поручение Министерству иностранных дел РФ подготовить резолюцию Совета Безопасности ООН по этому вопросу. В проекте резолюции, в частности, указывается, что Россия предлагает создать вооруженную стрелковым оружием миссию ООН для защиты наблюдателей ОБСЕ на востоке Украины на первоначальный период в шесть месяцев после отвода войск и военной техники от линии соприкосновения.
Как передает ТАСС: «В соответствии с документом, предложенная миссия ООН по содействию охране Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на юго-востоке Украины будет учреждена «после полного разведения сил и средств сторон от фактически существующей линии соприкосновения на период шесть месяцев», а ее глава «будет докладывать (о ситуации — авт.) непосредственно генеральному секретарю» ООН Антониу Гутерришу. Согласно проекту резолюции, спецконтингент «будет представлять собой вооруженную стрелковым оружием миссию, уполномоченную обеспечивать безопасность групп наблюдателей СММ ОБСЕ», которые осуществляют «круглосуточный мониторинг в зонах разведения сил и средств сторон».
В случае принятия документа, генсеку ООН будет поручено «незамедлительно начать подготовительную работу и как можно скорее представить Совету Безопасности на рассмотрение и утверждение подробные рекомендации в отношении численности и национального состава» будущей миссии, а также ее полномочий. Эти рекомендации, подчеркивается в тексте, должны быть согласованы «с правительством Украины и с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины».
В проекте резолюции говорится о «полном уважении суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины», а также подчеркивается, что урегулировать конфликт в Донбассе «можно только путем полного выполнения» комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года и одобренного резолюцией Совбеза 2202. В этой связи Россия предложила членам СБ призвать к «полному, всестороннему и последовательному выполнению» Минских соглашений, а также согласованию в рамках трехсторонней контактной группы «практических шагов по выполнению договоренностей о разведении сил и средств» от линии соприкосновения.
Инициатива В. Путина вызвала бурные дискуссии среди всех участников урегулирования конфликта в Донбассе. Украинская сторона, не удосужившись даже ознакомиться с документом, постаралась его представить, как неприемлемый. Данная ситуация не удивительна, так как В. Путин фактически перехватил инициативу у Киева по вовлечению международных организаций в вопрос разрешения конфликта. Тут необходимо сразу сделать оговорку, Украина на протяжении последних нескольких лет пыталась инициировать вопросы, связанные с привлечением различных миротворческих контингентов в зону конфликта, но все эти предложения были достаточно неоднозначными.
Так, официальные представители Украины озвучивали инициативы по привлечению миротворческого контингента ООН, вооруженной миссии ОБСЕ и даже каких-то мифических представителей сил безопасности ЕС. Следует сразу отметить, что инициативы Киева традиционно базировались на лозунгах, то есть озвучивалась инициатива, и не говорилось о формате миссии, ее мандате и ключевых условиях ее привлечения в зону конфликта. По сути, украинская сторона забрасывала идеи и отслеживала реакцию со стороны партнеров. В тоже время следует отметить, что инициативы Киева в данном аспекте далеко не всегда преследовали миротворческие идеи.
Например, многие украинские политики, относящиеся к условной группе «ястребов», неоднократно заявляли относительно приверженности решения проблемы Донбасса по аналогии с «хорватским сценарием». Напомним, что в 1993 году хорватская армия предприняла массированное наступление на территории Сербской Краины, а миротворческий контингент ООН, находившийся на линии разграничения, пассивно наблюдал за продвижением хорватов. Более того, некоторые части миротворцев просто покинули свои позиции, предоставив возможность хорватской армии уничтожать сербские города и села.
Кроме того, среди украинских политиков активно обсуждалась идея, связанная с привлечением миротворцев в качестве удобного объекта для провокаций и как следствие — постоянного поддержания внимания со стороны Запада.
В ходе дискуссии вокруг инициативы В. Путина были раскрыты основные предпосылки возможной реализации данного плана. Были выделены четыре параметра, без соблюдения которых данная миссия не сможет выполнить свою функцию.
В политическом аспекте это — урегулирование вопроса, связанного с имплементацией закона об особом статусе Донбасса в соответствии с «формулой Штайнмайера». Тут необходимо отметить, что несмотря на то, что данный закон был проголосован парламентом Украине, в действие он так и не был введен. В самом же документе записано, что он имеет силу три года, соответственно, его действие истекает осенью текущего года. В тоже время Украина, по заявлениям руководителей государства, не планирует ни пролонгировать данный закон, ни имплементировать.
Не урегулированным остается и вопрос, связанный с увеличением количества наблюдателей Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ, что необходимо для всеобъемлющего и эффективного мониторинга ситуации на Донбассе.
Понятно, что подобные инициативы должны, как минимум, пройти обсуждение в рамках минского переговорного процесса с участием представителей ДНР и ЛНР, оптимальным же вариантом остается прямое включение руководства ДНР и ЛНР на уровне равноправной стороны конфликта в обсуждение вопросов, связанных с кризисом на площадках ООН и ОБСЕ.
Инициатива В. Путина стала прорывной в дискуссии вокруг урегулирования конфликта в Донбассе, поскольку следует признать, что миротворческий процесс в данном регионе стагнирует. В очередной раз было продемонстрировано, что и без мнения официального Киева можно и нужно добиваться мира. Сейчас очень важным является фактор готовности западных партнеров к конкретным действиям, то есть к обсуждению и поддержке инициативы, так как без этого сложно рассчитывать на эффективное разрешение конфликта.