Одним из символов уходящей советской империи стали так называемые «танковые кладбища». Тысячи танков и бронемашин, некогда готовые к «броску к Ламаншу» и наводившие ужас на НАТО, ржавели никому не нужные под дождем и снегом. Преимущественно, это была техника Западной группы войск (на вооружении которой было пять тысяч танков и более 10 тысяч БТР, БМП, БМД), выведенная, в соответствии с «мудрыми» решениями Горбачева и Ельцина, в никуда и превратившаяся в металлолом.
Впрочем, помимо этих трагических памятников предательства национальных интересов, осталось и немало советской техники новой и после капитального ремонта на складах длительного хранения. Ее как морально устаревшую приговорили к утилизации, и была принята соответствующая федеральная целевая программа. ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 года и на период до 2020 года» предполагала демонтаж и последующую переработку около 10 тыс. единиц бронетанкового вооружения и техники советского производства, накопленного на базах хранения и высвободившегося после сокращения вооруженных сил, и как тогда считалось, не имевшего перспектив дальнейшего применения. Об этом на днях заявил начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-лейтенант Александр Шевченко, рассказавший, что в связи с тревожной международной обстановкой и увеличением объема боевой подготовки Российской Армии, утилизации будет подлежать только 4000 бронемашин. Остальные будут модернизированы – часть поступит в ВС России, часть пойдет на экспорт в союзные страны в рамках военно-технического сотрудничества.
Как отметил Александр Шевченко, в последнее время появились новые технические и технологические решения по глубокой модернизации устаревшей техники и превращению ее в современные образцы.
И это действительно так. Например, ОАО «Муромтепловоз» разработал технологии модернизации, большинства образцов легкой советской бронетехники –ПТ-76, БТР 60-70-80, БТР-50 и БМП-1. А на базе МТЛБ создан целый комплекс боевых машин различного назначения.
Свои способы модернизации техники предлагает тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП), группа компаний Metapol (Россия, Беларусь и Словакия), разработавшие боевые модули для БТР и БМП.
Собственно в рамках модернизации идет замена бензиновых двигателей (как на БРДМ и БТР-60) на дизельные, увеличение их мощности, замена боевой части и усиление вооружения, установка тепловизионных и ночных прицелов, новейших систем связи, усиление защитного комплекса, в том числе и системами активной защиты, вроде «Арены-Э», и даже установка автоматических боевых модулей. Очень часто, от первоисточника остается только корпус и ходовая часть. Но, даже этот подход позволяет не только сэкономить значительные средства, и ускорить процесс перевооружения, но и резко повысить количество брони в войсках.
Между прочим, большинство вариантов модернизированной техники прошли боевые испытания в условиях локальных конфликтов, в том числе в Сирии, и показали оправданность и успешность такого подхода. По сути дела, речь идет уже о совершенно новой, современной технике, с радикально улучшенными боевыми характеристиками.
Надо сказать, подобные работы ведутся не только российскими оружейниками. «Вестник Мордовии» рассказал о сирийской модернизации (осуществленной, скорее всего, с помощью иранцев) советской разведывательной бронемашины БРДМ-2 с дистанционно управляемой пушкой. «Спаренная скорострельная 23-мм зенитная пушка ЗУ-23-2 управляется дистанционно изнутри корпуса БРДМ с помощью смонтированной в верхней части боевого модуля видеокамеры. Подобное сейчас можно увидеть лишь на самой современной технике, вроде российской средней унифицированной платформы «Бумеранг», – сообщает издание, подчеркнув, что, по мнению экспертов, этот образец можно считать одним из лучших образцов модернизации БРДМ-2 в мире.
Модернизируют не только легкую технику. Богатый опыт усовершенствования советских танков, доставшихся в качестве трофеев, в ходе войн с арабскими странами, имеют израильские оружейники. Они не только модернизировали танки Т-54/55 и Т-62, но, и превращали их в тяжелые БТР. Начиная с 90-х годов израильские фирмы предлагали модернизацию старого советского танкового парка зарубежным странам. В частности, часть грузинских танков, участвовавших в нападении на Южную Осетию в августе 2008 года, была модернизирована израильтянами.
Модернизируются старые советские танки и другими странами, в том числе и членами НАТО (ранее входившими в Организацию Варшавского договора).
Что же касается упомянутой выше российской программы, то сегодня точно известно, что для Вооруженных Сил будут модернизированы «танки первого удара» — Т-80. Эти машины с уникальными газотурбинными двигателями, способные идти со скоростью 70 км в час, создавались для прорыва обороны НАТО и броска к Ла–Маншу. Силовая установка Т-80 может работать практически на любой «горючке», от мазута до бензина, которую танкисты могли добыть где угодно – на АЗС, железнодорожной станции, в порту, даже на аэродроме.
Минобороны и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» уже сформулировали требования к новому облику «реактивного» танка Т-80 (так его прозвали из-за характерного звука работы двигателя, напоминающего тот, что издает реактивный самолет). Он получит динамическую броню, активную защиту, новый прицельный комплекс, автомат сопровождения целей, а также боеприпасы повышенного могущества. И, что немаловажно – топливную экономичность. Напомним, что расход топлива у немодернизированного Т-80 достигает до 8 литров на километр, что в 2-4 раза больше, чем у Т-90. В новом варианте, расход будет значительно снижен.
Долгосрочный контракт на модернизацию был подписан на выставке-форуме «Армия-2017». И «Омсктрансмаш» начинает работу по приданию нового облика «танку Ламанша». По мнению специалистов, через эту программу может пройти до 3500 этих машин.
Как мы видим, провокационная и агрессивная политика Запада вызывает к новой жизни его главные кошмары периода Холодной войны, подзабытые сегодня. Бронированные армады, внушавшие ужас Европе, возврашаются на западные рубежи нашей Родины, наглядно показывая что оборона России не будет пассивной.