Поучительная история создания одного из предков «Томагавка» - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Поучительная история создания одного из предков «Томагавка» - «Новости Дня» 14:00 Суббота 0 338
23-09-2017, 14:00

Поучительная история создания одного из предков «Томагавка» - «Новости Дня»


Поучительная история создания одного из предков «Томагавка» - «Новости Дня»

Стратегические крылатые ракеты сегодня стали мерилом способности того или иного государства осуществлять влияние на военно-политическую ситуацию в различных, даже самых удаленных уголках планеты.


Американские военные осознали это еще в годы Второй мировой войны, когда им вместе с англичанами пришлось потратить огромные ресурсы на борьбу с немецкими ракетами «Фау-1». В итоге на момент окончания войны в США в разной стадии проработки существовали 19 программ по созданию управляемого (с собственными двигательными установками) и корректируемого (без двигательных установок) ракетного оружия. К январю 1946-го их число выросло до 21, а к середине года – до 47. Но уже в декабре в рамках бюджета на 1947 год расходы на них были урезаны с 29 до 13 млн долл., что вынудило Пентагон оставить лишь самые важные программы.


Одной из наиболее перспективных тогда была термоядерная стратегическая крылатая ракета (КР) SM-62 «Снарк», созданная компанией «Нортроп» и получившая свое название по имени вымышленного и чрезвычайно опасного существа из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка». Начальник Командования материально-технического обеспечения ВВС США генерал Джозеф Макнерни даже называл «Снарк» самым перспективным ракетным проектом Америки. В реальности на боевом дежурстве эта ракета простояла всего лишь чуть более года, установив своеобразный антирекорд.


Подготовленное в августе 1945 года тактико-техническое задание предусматривало создание КР с дальностью полета около 8 тыс. км, способной нести боевую часть (БЧ) массой 907 кг и развивать скорость 965 км/ч. Специалисты «Нортроп» в ответ в январе 1946 года предложили создать дозвуковую КР, оснащенную турбореактивным двигателем (ТРД) и способную совершать полет на дальность 4830 км. Однако через два месяца компания получает от военных контракт с целью изучения возможности создания уже двух вариантов крылатой ракеты с БЧ массой 2268 кг (тип БЧ – термоядерная): дозвуковой с дальностью полета 2400 км и сверхзвуковой с дальностью полета 8000 км.


Президент компании Джон «Джек» Нортроп присвоил первой ракете обозначение «Снарк» (индекс MX-775A). Вторая же ракета получила название «Буджум» (MX-775B), также заимствованное из поэмы Кэрролла. Буджум, напомним, – это самый опасный вид снарков, встретив которого, «Ты внезапно и плавно исчезнешь из глаз / И для нас пропадешь навсегда!».


Ракета «Снарк», которой в компании-разработчике присвоили шифр N-25, представляла собой существенно более крупный образец, чем все ранее создававшиеся «воздушные торпеды» и «летающие бомбы». Она оснащалась ТРД J33, который позволял ей развивать скорость до М=0,9 и совершать полет на дальность до 2495 км. Однако работы по ней с самого начала пошли наперекосяк, и вместо требуемого по контракту марта 1949 года, первый пуск удалось выполнить лишь в декабре 1950 года. Да и тот оказался неудачным. Лишь третий пуск в апреле 1951 года принес успех – ракета продержалась в воздухе 38 минут. В марте 1952 года завершился первый этап летных испытаний, в ходе которого была подтверждена максимальная скорость М=0,9, а максимальная продолжительность полета составила 2 часа 46 минут.


Отличительными особенностями N-25 были полное отсутствие хвостового горизонтального и небольшое вертикальное оперение, а также отсутствие элеронов и рулей высоты, роль которых играли симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла элевоны.


Принимая во внимание большую дальность полета ракеты, разработчик создавал ее систему управления и наведения на базе инерциальной навигационной системы (ИНС) с блоком астрокоррекции. Первое наземное испытание ИНС в дневных условиях состоялось в январе 1948 года, а летные испытания прошли в 1951-52 годах на борту самолета В-29. В 1953-58 годы испытания ИНС провели уже на борту стратегического бомбардировщика В-45 – в ходе 196 полетов наработка ИНС составила 450 часов. По расчетам специалистов «Нортроп», ИНС, масса которой составляла почти тонну, позволяла обеспечить ракете точность наведения на цель (КВО) порядка 2,59 км.


В июне 1950 года ВВС США изменили требования к перспективной крылатой ракете. Теперь им нужна была сверхзвуковая КР с дальностью полета более 10100 км, способная нести полезную нагрузку 3175 кг (позже ее снизили до 2835 кг) и обладающая КВО не хуже 457 м. Военные потребовали также, чтобы ракета на конечном участке траектории резко пикировала на цель. В результате компании пришлось проектировать фактически новую ракету – N-69 «Супер Снарк». Она отличалась увеличенной стартовой массой, удлиненным фюзеляжем, заостренной носовой частью, конформным воздухозаборником и крылом большей площади. Сначала на ракету поставили ТРД J71 (модификации N-69A/B/C), но в декабре 1957 года его заменили на J57 (N-69D).


Летные испытания новой КР начали 6 августа 1953 года, но при первых же пусках, первая пятерка из которых оказалась полностью неудачной, выявилась масса проблем разного характера. Потребовалось провести дополнительные работы, хотя на февраль 1953 года перерасход средств по данной программе уже и так составлял 18,3 млн долл. В ходе испытаний также выяснилось, что изначальный вариант атаки цели – с пикированием на нее – не жизнеспособен, а потому на N-69C, летные испытания которой начались 26 сентября 1955 года, установили отделяемую боевую часть, которая падала на цель по баллистической траектории.


В ноябре 1955 года в воздух поднялась КР модификации N-69D, оснащенная двумя дополнительными топливными баками на пилонах под крылом и имевшая увеличенную на 3643 кг взлетную массу. Ее управляемый полет с ИНС состоялся в октябре 1956 года. А в июне 1957 года в первый полет отправилась потяжелевшая на 2268 кг ракета N-69E, но продержалась она в воздухе всего несколько секунд. В марте того же года командование ВВС утвердило первое место размещения новых крылатых ракет (база Преск-Айл, штат Мэн), 1 октября первую стрельбу КР выполнил боевой расчет ВВС США, а в январе 1959 года на упомянутой базе было сформировано 702-е стратегическое ракетное авиакрыло, получившее первую КР в мае того же года. Наконец, в марте 1960 года «Снарк» поставили на боевое дежурство. Впрочем, спасти программу это уже не могло.


Стратегическое авиакомандование к тому времени уже разочаровалось в новом «чудо-оружии» и сделало ставку на пилотируемые стратегические бомбардировщики. Не в последнюю очередь это произошло ввиду низкой надежности ракеты и большого КВО, которое при пусках на дальность 3380 км достигало 32,2 км. Примечательно, что из первых семи пусков, выполненных боевыми расчетами 702-го авиакрыла, лишь в двух ракеты долетели до района цели, и лишь одна из них упала в радиусе 6,5 км от точки прицеливания. В этой связи 16 декабря 1958 года глава Стратегического авиакомандования прославленный генерал Томас Пауэр без обиняков заявил еще более прославленному генералу Кертису Лемею, замначальника штаба ВВС США, что «ограниченные оперативные возможности данной системы почти или даже вовсе никак не повышают боевой потенциал стратегических наступательных сил».


Что еще хуже, программа «Снарк» серьезно «просела» в глазах у политиков и общественности. Острословы даже нарекли акваторию в районе мыса Канаверал, где проходили испытания, не иначе как «Воды, кишащие снарками», поскольку в ходе неудачных испытаний здесь действительно нашли свой конец десятки ракет. А в декабре 1956 года один из «Снарков» и вовсе «отбился от рук», улетев в сторону Бразилии. Лишь в 1982 году один из фермеров случайно нашел ракету-«дезертира».


С другой стороны, сторонники продолжения работ по данной ракете указывали на ее лучшие по сравнению с пилотируемыми стратегическими бомбовозами эксплуатационные характеристики (полет «в один конец» не требовал наличия огромной команды летчиков и техников, флота самолетов-заправщиков и мощностей для хранения и ремонта), равную пилотируемым бомбардировщикам скорость полета, возможность выполнять полет по низковысотной траектории (152 м), а также малую стоимость – один В-52 стоил как 20 ракет. В итоге, несмотря на рекомендацию Стратегического авиакомандования в ноябре 1959 года снять «Снарк» с вооружения, командование ВВС США отказалось это сделать.


Все решила смена хозяина Овального кабинета. Новый президент США Джон Кеннеди открыл свою «Охоту на Снарка». Вскоре после вступления в должность он закрыл программу, указав в послании конгрессу от 28 марта 1961 года, что сама ракета – устарела, ненадежна в управлении и эксплуатации, а также неспособна преодолевать ПВО противника. Ее стартовые позиции – беззащитны от вражеских ударов. А самое главное – по боевой эффективности она уступает баллистическим ракетам, которые постепенно завоевывали статус главного стратегического средства поражения и устрашения противника. 25 июня 1961 года ВВС расформировали 702-е авиакрыло.


Так быстро и бесславно завершилась история «чудо-оружия» по имени «Снарк» (в отличие от его «однофамильца» из поэмы Кэррола). «Империя зла», как назвал Советский Союз президент США Рональд Рейган, даже испугаться не успела. А еще через год Москва сама подбросила «ежа» Америке, разместив ракеты – те самые баллистические – на Кубе. Конечно, затем американцы создали знаменитый «Томагавк», но и он, как показал недавний опыт в Сирии, не всегда способен поразить даже слабо защищенные объекты. А вот наш «Калибр» всегда знает – куда он летит и зачем. И это, судя по всему, многим не по душе.


Стратегические крылатые ракеты сегодня стали мерилом способности того или иного государства осуществлять влияние на военно-политическую ситуацию в различных, даже самых удаленных уголках планеты. Американские военные осознали это еще в годы Второй мировой войны, когда им вместе с англичанами пришлось потратить огромные ресурсы на борьбу с немецкими ракетами «Фау-1». В итоге на момент окончания войны в США в разной стадии проработки существовали 19 программ по созданию управляемого (с собственными двигательными установками) и корректируемого (без двигательных установок) ракетного оружия. К январю 1946-го их число выросло до 21, а к середине года – до 47. Но уже в декабре в рамках бюджета на 1947 год расходы на них были урезаны с 29 до 13 млн долл., что вынудило Пентагон оставить лишь самые важные программы. Одной из наиболее перспективных тогда была термоядерная стратегическая крылатая ракета (КР) SM-62 «Снарк», созданная компанией «Нортроп» и получившая свое название по имени вымышленного и чрезвычайно опасного существа из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка». Начальник Командования материально-технического обеспечения ВВС США генерал Джозеф Макнерни даже называл «Снарк» самым перспективным ракетным проектом Америки. В реальности на боевом дежурстве эта ракета простояла всего лишь чуть более года, установив своеобразный антирекорд. Подготовленное в августе 1945 года тактико-техническое задание предусматривало создание КР с дальностью полета около 8 тыс. км, способной нести боевую часть (БЧ) массой 907 кг и развивать скорость 965 км/ч. Специалисты «Нортроп» в ответ в январе 1946 года предложили создать дозвуковую КР, оснащенную турбореактивным двигателем (ТРД) и способную совершать полет на дальность 4830 км. Однако через два месяца компания получает от военных контракт с целью изучения возможности создания уже двух вариантов крылатой ракеты с БЧ массой 2268 кг (тип БЧ – термоядерная): дозвуковой с дальностью полета 2400 км и сверхзвуковой с дальностью полета 8000 км. Президент компании Джон «Джек» Нортроп присвоил первой ракете обозначение «Снарк» (индекс MX-775A). Вторая же ракета получила название «Буджум» (MX-775B), также заимствованное из поэмы Кэрролла. Буджум, напомним, – это самый опасный вид снарков, встретив которого, «Ты внезапно и плавно исчезнешь из глаз / И для нас пропадешь навсегда!». Ракета «Снарк», которой в компании-разработчике присвоили шифр N-25, представляла собой существенно более крупный образец, чем все ранее создававшиеся «воздушные торпеды» и «летающие бомбы». Она оснащалась ТРД J33, который позволял ей развивать скорость до М=0,9 и совершать полет на дальность до 2495 км. Однако работы по ней с самого начала пошли наперекосяк, и вместо требуемого по контракту марта 1949 года, первый пуск удалось выполнить лишь в декабре 1950 года. Да и тот оказался неудачным. Лишь третий пуск в апреле 1951 года принес успех – ракета продержалась в воздухе 38 минут. В марте 1952 года завершился первый этап летных испытаний, в ходе которого была подтверждена максимальная скорость М=0,9, а максимальная продолжительность полета составила 2 часа 46 минут. Отличительными особенностями N-25 были полное отсутствие хвостового горизонтального и небольшое вертикальное оперение, а также отсутствие элеронов и рулей высоты, роль которых играли симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла элевоны. Принимая во внимание большую дальность полета ракеты, разработчик создавал ее систему управления и наведения на базе инерциальной навигационной системы (ИНС) с блоком астрокоррекции. Первое наземное испытание ИНС в дневных условиях состоялось в январе 1948 года, а летные испытания прошли в 1951-52 годах на борту самолета В-29. В 1953-58 годы испытания ИНС провели уже на борту стратегического бомбардировщика В-45 – в ходе 196 полетов наработка ИНС составила 450 часов. По расчетам специалистов «Нортроп», ИНС, масса которой составляла почти тонну, позволяла обеспечить ракете точность наведения на цель (КВО) порядка 2,59 км. В июне 1950 года ВВС США изменили требования к перспективной крылатой ракете. Теперь им нужна была сверхзвуковая КР с дальностью полета более 10100 км, способная нести полезную нагрузку 3175 кг (позже ее снизили до 2835 кг) и обладающая КВО не хуже 457 м. Военные потребовали также, чтобы ракета на конечном участке траектории резко пикировала на цель. В результате компании пришлось проектировать фактически новую ракету – N-69 «Супер Снарк». Она отличалась увеличенной стартовой массой, удлиненным фюзеляжем, заостренной носовой частью, конформным воздухозаборником и крылом большей площади. Сначала на ракету поставили ТРД J71 (модификации N-69A/B/C), но в декабре 1957 года его заменили на J57 (N-69D). Летные испытания новой КР начали 6 августа 1953 года, но при первых же пусках, первая пятерка из которых оказалась полностью неудачной, выявилась масса проблем разного характера. Потребовалось провести дополнительные работы, хотя на февраль 1953 года перерасход средств по данной программе уже и так составлял 18,3 млн долл. В ходе испытаний также выяснилось, что изначальный вариант атаки цели – с пикированием на нее – не жизнеспособен, а потому на N-69C, летные испытания которой начались 26 сентября 1955 года, установили отделяемую боевую часть, которая падала на цель по баллистической траектории. В ноябре 1955 года в воздух поднялась КР модификации N-69D, оснащенная двумя дополнительными топливными баками на пилонах под крылом и имевшая увеличенную на 3643 кг взлетную массу. Ее управляемый полет с ИНС состоялся в октябре 1956 года. А в июне 1957 года в первый полет отправилась потяжелевшая на 2268 кг ракета N-69E, но продержалась она в воздухе всего несколько секунд. В марте того же года командование ВВС утвердило первое место размещения новых крылатых ракет (база Преск-Айл, штат Мэн), 1 октября первую стрельбу КР выполнил боевой расчет ВВС США, а в январе 1959 года на упомянутой базе было сформировано 702-е стратегическое ракетное авиакрыло, получившее первую КР в мае того же года. Наконец, в марте 1960 года «Снарк» поставили на боевое дежурство. Впрочем, спасти программу это уже не могло. Стратегическое авиакомандование к тому времени уже разочаровалось в новом «чудо-оружии» и сделало ставку на пилотируемые стратегические бомбардировщики. Не в последнюю очередь это произошло ввиду низкой надежности ракеты и большого КВО, которое при пусках на дальность 3380 км достигало 32,2 км. Примечательно, что из первых семи пусков, выполненных боевыми расчетами 702-го авиакрыла, лишь в двух ракеты долетели до района цели, и лишь одна из них упала в радиусе 6,5 км от точки прицеливания. В этой связи 16 декабря 1958 года глава Стратегического авиакомандования прославленный генерал Томас Пауэр без обиняков заявил еще более прославленному генералу Кертису Лемею, замначальника штаба ВВС США, что «ограниченные оперативные возможности данной системы почти или даже вовсе никак не повышают боевой потенциал стратегических наступательных сил». Что еще хуже, программа «Снарк» серьезно «просела» в глазах у политиков и общественности. Острословы даже нарекли акваторию в районе мыса Канаверал, где проходили испытания, не иначе как «Воды, кишащие снарками», поскольку в ходе неудачных испытаний здесь действительно нашли свой конец десятки ракет. А в декабре 1956 года один из «Снарков» и вовсе «отбился от рук», улетев в сторону Бразилии. Лишь в 1982 году один из фермеров случайно нашел ракету-«дезертира». С другой стороны, сторонники продолжения работ по данной ракете указывали на ее лучшие по сравнению с пилотируемыми стратегическими бомбовозами эксплуатационные характеристики (полет «в один конец» не требовал наличия огромной команды летчиков и техников, флота самолетов-заправщиков и мощностей для хранения и ремонта), равную пилотируемым бомбардировщикам скорость полета, возможность выполнять полет по низковысотной траектории (152 м), а также малую стоимость – один В-52 стоил как 20 ракет. В итоге, несмотря на рекомендацию Стратегического авиакомандования в ноябре 1959 года снять «Снарк» с вооружения, командование ВВС США отказалось это сделать. Все решила смена хозяина Овального кабинета. Новый президент США Джон Кеннеди открыл свою «Охоту на Снарка». Вскоре после вступления в должность он закрыл программу, указав в послании конгрессу от 28 марта 1961 года, что сама ракета – устарела, ненадежна в управлении и эксплуатации, а также неспособна преодолевать ПВО противника. Ее стартовые позиции – беззащитны от вражеских ударов. А самое главное – по боевой эффективности она уступает баллистическим ракетам, которые постепенно завоевывали статус главного стратегического средства поражения и устрашения противника. 25 июня 1961 года ВВС расформировали 702-е авиакрыло. Так быстро и бесславно завершилась история «чудо-оружия» по имени «Снарк» (в отличие от его «однофамильца» из поэмы Кэррола). «Империя зла», как назвал Советский Союз президент США Рональд Рейган, даже испугаться не успела. А еще через год Москва сама подбросила «ежа» Америке, разместив ракеты – те самые баллистические – на Кубе. Конечно, затем американцы создали знаменитый «Томагавк», но и он, как показал недавний опыт в Сирии, не всегда способен поразить даже слабо защищенные объекты. А вот наш «Калибр» всегда знает – куда он летит и зачем. И это, судя по всему, многим не по душе.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 948 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl