Почему падают «Томагавки» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Почему падают «Томагавки» - «Военные действия» 09:00 Воскресенье 0 488
16-04-2017, 09:00

Почему падают «Томагавки» - «Военные действия»


Почему падают «Томагавки» - «Военные действия»

Пентагон и американские СМИ повторяют как мантру, что «всё 59 крылатые ракеты, кроме одной, попали в цель». Ситуация напоминает громкую и широко пропиаринную премьеру «Томагавков» во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Тогда западная пресса тоже не скупилась на похвалы, сообщив, что наступила эра бесконтактных войн и «безграничной досягаемости».

Однако холодным душем оказался доклад Минобороны США, опубликованный в 1992 году, в котором были описаны уроки, извлеченные во время войны в Персидском заливе. Оказалось, что из 288 крылатых ракет (КР), выпущенных с кораблей и подводных лодок США по стационарным объектам в Ираке, только 50% поразили свои цели.

Позднее некоторые эксперты, в том числе и российские, даже такую низкую эффективность оценили, как чересчур оптимистичную. Впрочем, Пентагон отказался обсуждать детали и точность своих ракетных ударов, засекретив реальные результаты. Но в 1996 году Минобороны США все-таки были вынуждены признать, что «Томагавки» показали себя еще хуже, чем предполагали аналитики-пессимисты, и не шли в сравнение с авиабомбами.


В то же время нельзя не отметить, что американские крылатые ракеты постоянно совершенствовались, причем достаточно успешно, поэтому шапкозакидательство здесь не уместно. Об этом красноречиво говорит статистика атак. За последние 26 лет вооруженные силы США запустили более двух тысяч «Томагавков», что, по заявлению Пентагона, позволило поразить жизненно важные точечные цели противника.

Денег на это оружие американцы не жалеют. Как результат, сегодня ВМС США оснащены более чем 3500 крылатыми ракетами этого типа.

Кстати, о деньгах. Нынешняя стоимость одной крылатой ракеты RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk составляет $ 832 тысячи, тогда как в 1999 году её предшественница стоила $ 569 тысяч, хотя в ходе последней модернизации металлический корпус поменяли на пластиковый и поставили более дешевый движок.

Обзор прессы показывает, что «Томагавк» все же и сейчас имеет немало слабых мест. Прежде всего, ракету критикуют за низкую скорость полета, слабые маневренные возможности по преодолению системы ПВО противника, длительный цикл коррекции полета, что не позволяет уничтожать мобильные объекты, а также за уязвимость со стороны средств РЭБ.

Понятное дело, американцы постарались по максимуму ограничить работу своих радиоэлектронных приборов, прежде всего РЛС, следящей за подстилающей поверхностью. И все-таки отказаться от радиосигналов сегодня технически невозможно. Ни баросенсоры, ни инерциальные системы наведения, ни всевозможные гироскопы и акселерометры не в состоянии обеспечить автономное и, главное, точное позиционирование КР в пространстве на большом удалении от старта. Порывы ветра и естественную циркуляцию воздуха вблизи земли еще никто не отменял.

В целом опыт войн в Ираке и Югославии показал, что самыми уязвимыми для «Томагавка» с точки зрения перехвата средствами ПВО и методами радиоэлектронной борьбы являются граница моря/суша и участки вблизи цели, а также холмы и возвышенности, над которыми крылатая ракета поднимается на 150 метров. Здесь в обязательном порядке включаются РЛС и радиовысотомеры для сверки координат.

Что любопытно, американцы старательно «вычерчивали» маршруты, опасаясь длительных участков одинаковой местности. Накоплен даже определенный опыт противодействия, позволяющий прогнозировать «место встречи», где с наибольшей вероятностью пролетят «топоры», например, вдоль дорог.

Самой главной проблемой «Томагавка» является несовершенство системы наведения TERCOM (Terrain Contour Matching — отслеживание рельефа местности). О том, с каким задачами столкнулись разработчики КР, написано слишком много, чтобы повторяться. Напомним лишь, что траектория полета современных «топоров» во многом базируется на данных РЛС обзора и радиовысотомеров, работающих в диапазоне частот 4−8ГГц и имеющих ширину луча 13−15°. Именно эти устройства, наряду с приборами DSMAC (инфракрасная картинка местности) и GPS, обеспечивают движение ракет на сверхмалых высотах.

Вообще-то, наличие большого числа дублирующих приборов, скорей всего, свидетельствует о неуверенности разработчиков «Томагавка». Например, вряд ли поможет установленный в TERCOM барометрический датчик высоты, если откажет радиовысотомер, или когда цифровая картинка сканера местности не соответствует эталонной.

Если учесть, что бортовому компьютеру приходится обрабатывать огромные массивы данных для обеспечения нормальной работы круиз-контроля, то TERCOM достаточно часто включает радиовысотомер, РЛС обзора и даже GPS.

В последней (четвертой) версии системы наведения TERCOM предусмотрено таргетирование курса, и даже имеются ре-таргетинг команды для преодоления средств ПВО и РЭБ-угроз. То есть в привычный режим «выстрелил и забыл» теперь может вмешаться оператор, работающий через спутник. Складывается впечатление, что программное обеспечение «топора» явно не справляется с нестандартными проблемами.

Что касается ситуации с атакой на Шайрат, то наиболее беззащитными крылатые ракеты были у берегов Ливана, а также непосредственно на подлете к аэропорту. При этом критически опасными для них могли стать помехи, вызвавшие сбой радиовысотомеров, РЛС обзора и GPS.


Авторитетный итальянский портал The Aviationist, который газета New York Times называет живой библиотекой современной авиации, один из первых западных порталов поставил под сомнение результаты атаки 59 «Томагавков» на сирийский военный аэропорт. «Согласно первым сообщениям, все самолеты, базирующиеся там, были разрушены или серьезно повреждены, — пишет The Aviationist, — однако более поздние… кадры из Шайрата показывают, что рулежные дорожки, укрытия, фартуки и т. д. оказались практически без повреждений». В статье также приводятся свидетельства ряда арабских источников, которые утверждают, что только 23 ракеты достигли своей цели.

Здесь уместно привести слова высокопоставленного чиновника Пентагона, который еще в 1992 году на упрек о низкой эффективности «Томагавков» ответил, «когда вы из автомата убиваете преступника, вы же не считаете, сколько пуль прошло мимо».


Пентагон и американские СМИ повторяют как мантру, что «всё 59 крылатые ракеты, кроме одной, попали в цель». Ситуация напоминает громкую и широко пропиаринную премьеру «Томагавков» во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Тогда западная пресса тоже не скупилась на похвалы, сообщив, что наступила эра бесконтактных войн и «безграничной досягаемости». Однако холодным душем оказался доклад Минобороны США, опубликованный в 1992 году, в котором были описаны уроки, извлеченные во время войны в Персидском заливе. Оказалось, что из 288 крылатых ракет (КР), выпущенных с кораблей и подводных лодок США по стационарным объектам в Ираке, только 50% поразили свои цели. Позднее некоторые эксперты, в том числе и российские, даже такую низкую эффективность оценили, как чересчур оптимистичную. Впрочем, Пентагон отказался обсуждать детали и точность своих ракетных ударов, засекретив реальные результаты. Но в 1996 году Минобороны США все-таки были вынуждены признать, что «Томагавки» показали себя еще хуже, чем предполагали аналитики-пессимисты, и не шли в сравнение с авиабомбами. В то же время нельзя не отметить, что американские крылатые ракеты постоянно совершенствовались, причем достаточно успешно, поэтому шапкозакидательство здесь не уместно. Об этом красноречиво говорит статистика атак. За последние 26 лет вооруженные силы США запустили более двух тысяч «Томагавков», что, по заявлению Пентагона, позволило поразить жизненно важные точечные цели противника. Денег на это оружие американцы не жалеют. Как результат, сегодня ВМС США оснащены более чем 3500 крылатыми ракетами этого типа. Кстати, о деньгах. Нынешняя стоимость одной крылатой ракеты RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk составляет $ 832 тысячи, тогда как в 1999 году её предшественница стоила $ 569 тысяч, хотя в ходе последней модернизации металлический корпус поменяли на пластиковый и поставили более дешевый движок. Обзор прессы показывает, что «Томагавк» все же и сейчас имеет немало слабых мест. Прежде всего, ракету критикуют за низкую скорость полета, слабые маневренные возможности по преодолению системы ПВО противника, длительный цикл коррекции полета, что не позволяет уничтожать мобильные объекты, а также за уязвимость со стороны средств РЭБ. Понятное дело, американцы постарались по максимуму ограничить работу своих радиоэлектронных приборов, прежде всего РЛС, следящей за подстилающей поверхностью. И все-таки отказаться от радиосигналов сегодня технически невозможно. Ни баросенсоры, ни инерциальные системы наведения, ни всевозможные гироскопы и акселерометры не в состоянии обеспечить автономное и, главное, точное позиционирование КР в пространстве на большом удалении от старта. Порывы ветра и естественную циркуляцию воздуха вблизи земли еще никто не отменял. В целом опыт войн в Ираке и Югославии показал, что самыми уязвимыми для «Томагавка» с точки зрения перехвата средствами ПВО и методами радиоэлектронной борьбы являются граница моря/суша и участки вблизи цели, а также холмы и возвышенности, над которыми крылатая ракета поднимается на 150 метров. Здесь в обязательном порядке включаются РЛС и радиовысотомеры для сверки координат. Что любопытно, американцы старательно «вычерчивали» маршруты, опасаясь длительных участков одинаковой местности. Накоплен даже определенный опыт противодействия, позволяющий прогнозировать «место встречи», где с наибольшей вероятностью пролетят «топоры», например, вдоль дорог. Самой главной проблемой «Томагавка» является несовершенство системы наведения TERCOM (Terrain Contour Matching — отслеживание рельефа местности). О том, с каким задачами столкнулись разработчики КР, написано слишком много, чтобы повторяться. Напомним лишь, что траектория полета современных «топоров» во многом базируется на данных РЛС обзора и радиовысотомеров, работающих в диапазоне частот 4−8ГГц и имеющих ширину луча 13−15°. Именно эти устройства, наряду с приборами DSMAC (инфракрасная картинка местности) и GPS, обеспечивают движение ракет на сверхмалых высотах. Вообще-то, наличие большого числа дублирующих приборов, скорей всего, свидетельствует о неуверенности разработчиков «Томагавка». Например, вряд ли поможет установленный в TERCOM барометрический датчик высоты, если откажет радиовысотомер, или когда цифровая картинка сканера местности не соответствует эталонной. Если учесть, что бортовому компьютеру приходится обрабатывать огромные массивы данных для обеспечения нормальной работы круиз-контроля, то TERCOM достаточно часто включает радиовысотомер, РЛС обзора и даже GPS. В последней (четвертой) версии системы наведения TERCOM предусмотрено таргетирование курса, и даже имеются ре-таргетинг команды для преодоления средств ПВО и РЭБ-угроз. То есть в привычный режим «выстрелил и забыл» теперь может вмешаться оператор, работающий через спутник. Складывается впечатление, что программное обеспечение «топора» явно не справляется с нестандартными проблемами. Что касается ситуации с атакой на Шайрат, то наиболее беззащитными крылатые ракеты были у берегов Ливана, а также непосредственно на подлете к аэропорту. При этом критически опасными для них могли стать помехи, вызвавшие сбой радиовысотомеров, РЛС обзора и GPS. Авторитетный итальянский портал The Aviationist, который газета New York Times называет живой библиотекой современной авиации, один из первых западных порталов поставил под сомнение результаты атаки 59 «Томагавков» на сирийский военный аэропорт. «Согласно первым сообщениям, все самолеты, базирующиеся там, были разрушены или серьезно повреждены, — пишет The Aviationist, — однако более поздние… кадры из Шайрата показывают, что рулежные дорожки, укрытия, фартуки и т. д. оказались практически без повреждений». В статье также приводятся свидетельства ряда арабских источников, которые утверждают, что только 23 ракеты достигли своей цели. Здесь уместно привести слова высокопоставленного чиновника Пентагона, который еще в 1992 году на упрек о низкой эффективности «Томагавков» ответил, «когда вы из автомата убиваете преступника, вы же не считаете, сколько пуль прошло мимо».
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 934 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl