Газпром занял первое место в авторитетном рейтинге ведущих энергетических компаний мира. Главный же его американский конкурент, наоборот, резко потерял свои позиции. Почему российский монополист внезапно завоевал доверие иностранного рейтингового агентства – несмотря на то, что капитализация Газпрома существенно ниже, чем у других подобных компаний?
На мировом энергетическом рынке сменился лидер. 12 лет подряд соответствующий рейтинг возглавлял американский гигант ExxonMobil. Однако в этом году его потеснил российский Газпром. Он поднялся с третьего на первое место в рейтинге 250 ведущих нефтегазовых и энергетических корпораций мира по версии S&P Global Platts. Exxon Mobil опустился с первой сразу на девятую строчку.
Что же помогло российской компании превзойти многолетнего американского лидера отрасли?
Позиции компаний в данном рейтинге зависят исключительно от их собственных финансовых результатов, а не от мнения экспертов. И смена лидера объясняется изменением этих показателей – размера выручки за год, чистой прибыли, показателя рентабельности инвестированного капитала (ROIC) и среднегодовых темпов роста выручки за три последних года.
«Газпром улучшил свои результаты, что позволило ему обогнать многих конкурентов по выручке и размеру активов в долларовом эквиваленте, а также по показателю рентабельности инвестированного капитала», – указывает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.
Так, по данным Platts, Газпром среди энергетических компаний мира занимает первое место по прибыли – 16,7 млрд долларов, по стоимости активов он на пятом месте – примерно 287 млрд долларов, по выручке – на седьмом, 107,2 млрд долларов.
Кроме того, ExxonMobil проиграл Газпрому (и многим другим конкурентам из развивающихся стран) по показателю рентабельности инвестиционного капитала: у Газпрома он составляет 7%, а у ExxonMobil – только 4%.
Американская корпорация проиграла и по показателю среднегодовых темпов роста выручки за три года – у ExxonMobil они оказались отрицательными, у Газпрома составили почти 6%, отмечает Мильчакова. При этом ExxonMobil зарабатывает в год больше, чем Газпром. Но российская компания по этому показателю все равно опережает почти все компании в рейтинге.
«Отстает Газпром по капитализации, но только потому, что этот параметр определяется спекулянтами на бирже, а на их поведение влияют американские санкции и неопределенность вокруг «Северного потока – 2», – объясняет Мильчакова.
Однако акции Газпрома сильно недооценены, считают в «Альпари». Так, сопоставимая с Газпромом компания Saudi Aramco оценивает себя перед IPO в 2 трлн долларов, то есть почти в 40 раз дороже российского газового холдинга. Иными словами, если бы не негативный геополитический фон, то российская компания оценивалась бы в разы выше, чем сейчас.
Почему же так просела американская ExxonMobil, которая за три года почти не снижала добычу нефти? Дело в том, что ее финансовые показатели серьезно пострадали из-за снижения нефтяных цен. Однако стоимость нефти рухнула вдвое еще в 2014 году – как же американцам удавалось сохранять лидерство в рейтинге и в 2015-м, и в 2016-м? На самом деле это удавалось лишь благодаря финансово-бумажным манипуляциям.
«До недавнего времени ExxonMobil поддерживал на вершине рейтинга в основном технический момент. ExxonMobil единственная среди крупных компаний отрасли не отражала в отчетности уменьшение стоимости своих запасов при падении цен на сырье. Это завышало оценку активов, рентабельности инвестиций и прибыли. Но в 2016 году компания под давлением расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам США вынуждена была уменьшить стоимость активов более чем на 2 млрд долларов, и она показала минимальную за 20 лет прибыль. Именно это и обусловило столь резкое падение в рейтинге», – объясняет ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
В тройку лидеров после Газпрома и немецкой E.ON попала индийская Reliance Industries, которая поднялась с восьмого места в 2016 году. На четвертом месте корейская Korea Electric Power, на пятом – китайская China Petroleum & Chemical. В первую десятку рейтинга вошла еще одна российская компания – ЛУКОЙЛ, которая сохранила, как и в прошлом году, шестое место. Далее идут индийская Indian Oil, американские Valero Energy, ExxonMobil, и на десятом месте – французская Total.
Всего в рейтинг попали 12 российских компаний: удивила Транснефть, которая поднялась с 33-го на 14-е место, а вот Роснефть опустилась с седьмого на 22-е. Также в списке НОВАТЭК (44-е место), Татнефть (46-е), Россети (56-е), Башнефть (75-е), ИнтерРАО (68-е), РусГидро (91-е), Сургутнефтегаз (165-е) и Московская объединенная электросетевая компания (243-е).
«Наибольшего успеха в рейтинге достигли трубопроводные монополии, у которых иная модель бизнеса, чем у нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. Транснефть, например, практически не зависима от биржевой цены на нефть, тарифы на прокачку нефти устанавливает государство», – говорит Мильчакова.
Впрочем, добавляет она, все равно главный показатель успеха корпорации – это доля на рынке, от которой существенно зависят и операционные, и финансовые результаты. У Газпрома в любом случае с этим все хорошо. У него по-прежнему 34% европейского рынка газа, а экспорт природного газа – основной источник доходов компании и российского бюджета тоже. Спрос на российский газ со стороны Европы продолжает расти. Кроме того, повышается спрос на российские энергоресурсы со стороны азиатских покупателей.
В целом в глобальном рейтинге наиболее значительный прирост показателей продемонстрировали бразильская Centrais Eletricas Brasileiras (Eletrobras), переместившаяся со 193-го на 47-е место, британская генкомпания Centrica, которая поднялась со 156-го на 15-е место. А германская E.ON взлетела сразу со 114-го на второе место.
Аналитик S&P Global Platts Харри Уэбер объясняет, что лучше всех в рейтинге выросли в первую очередь компании, которые имеют диверсифицированную структуру бизнеса: они поставляют электроэнергию и газ не только промышленности, но также коммунальным компаниям и частным клиентам. «Большинство электроэнергетических компаний, доминирующих в списке мировых лидеров, в основном работает на регулируемых или финансово поддерживаемых властями рынках. Это дает им преимущество, поскольку их доходы меньше зависят от колебаний цен на нефть и газ», – поясняет Уэбер. Нефтедобывающие же компании во всем мире переживают отнюдь не лучшие времена.
Между тем в этом году нефть Brent в целом хоть и не вернулась к 100 долларам за баррель, однако показывает вполне крепкий уровень. Сейчас она уже превысила психологически значимую отметку в 55 долларов за баррель и штурмует максимумы начала года.
«Серия мощных ураганов в США и последующее сокращение количества активных буровых установок с 749 до 744 является одной из причин бурного роста нефти, что положительно сказывается и на курсе рубля», – говорит Мильчакова. До конца года доллар может опуститься до 56 рублей за доллар, а евро – до 67 рублей, считает аналитик.