Операцию правительственных войск в Сирии без всяких сомнений можно называть успешной. Уже практически полностью зачищены от присутствия Исламского государства* и других террористов провинции Алеппо, Хама, Хомс и части некоторых прочих. А сейчас активными темпами идет освобождение восточных и южных районов провинции Дэйр-эз-Зор. Как сообщил директор департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России Илья Рогачев «Исламское государство» находится на последней стадии своего существования.
Вероятно, террористы в Дэйр-эз-Зор дадут еще свое последнее крупное сражение, так как в Сирии у них больше нигде нет своих территорий, а бежать к еще обладающим большой силой иракским сообщникам им, похоже, не позволят — есть информация, что шейхи ИГИЛ* грозили смертью тем, кто посмеет под натиском противников перейти границу с Ираком. Как видно, ситуация кардинальным образом поменялась за короткие сроки — еще недавно террористы обращали в бегство как правительственные войска и другие, сопротивлявшиеся им силы. Разумеется, из этого легко сделать вывод, что собственными силами Башар Асад не справился бы. Именно поэтому ему на помощь пришла Россия, довольно быстро осознавшая ту угрозу, что исходит от Исламского государства.
Союзничество Москвы и Дамаска оказалось чрезвычайно эффективным, как показывает меняющаяся с каждым днем карта влияния различных группировок в арабской республике. Правительственная армия контролирует большую часть страны.
Однако надо все же признать, что не менее упорны в своей борьбе против ИГИЛ отдельные части сирийской вооруженной оппозиции. Пожалуй, стоит выделить в первую очередь курдов, состоящих в Отрядах народной самообороны. Эти военизированные формирования составляют костяк Сирийской демократической армии, сформированной некогда под руководством Вашингтона. В отличие от занятых на многих фронтах правительственных сил, курды ведут войну в основном в северных регионах Сирии. Но сейчас они ввязались в боевые действия в Дэйр-эз-Зоре и, если верить заявлениям их американских кураторов, имеют намерения выйти к границе с Ираком, в том числе в районе Абу-Кемаля.
Так что вполне естественно, что эти две основные силы рассчитывают в будущем играть решающую роль в политической жизни государства. Плюс ко всему их в этом поддерживают могущественные союзники: Москва на стороне Дамаска, а Вашингтон всевозможными методами продвигает интересы курдов. И это становится еще одной причиной противостояния России и Соединенных Штатов Америки. Последние не довольны тем, что Кремль выработал эффективную сирийскую стратегию. В свою очередь, РФ сама часто обвиняет США в различных преступлениях — например, в сотрудничестве с террористическими группировками. Ситуация становится все сложнее, и побеседовать на эту тему мы решили с австралийским военным экспертом, также занимающимся анализом международным отношений, Ричардом Фрэнком, который, конечно же, отстаивает точку зрения Запада и во всем снова винит Россию.
— На восточном берегу Евфрата сейчас идут тяжелые бои. Армия Асада идет по странной траектории. Они еще не освободили город Дэйр-эз-Зор, но все равно перешли реку и начали атаковать ИГИЛ в ближайших поселках. Они оставили город, и перебросили большие силы к Евфрату. Им пришлось построить мост, двухсотметровый понтонный мост, чтобы перебросить технику. Зачем это нужно? Почему не закончить с крупнейшим городом? Террористы устраивают резню в контролируемых ими районах, но Асаду нужно было срочно перебросить своих людей для того, чтоб забрать несколько деревень (вероятно, речь о недавно освобожденном Хушаме, что близ восточного берега Евфрата — авт.). Это хорошо его характеризует как президента. Он бросает своих людей ради того, чтоб быстрее других добраться до нефти.
«СП»: — То есть сирийская армия хочет опередить Отряды народной самообороны?
— Конечно. Иначе Асад не торопился бы.
«СП»: — Курды тоже не закончили освобождать Салихийю, а начали двигаться юго-восточнее.
— Это было связано с необходимостью взять под полный контроль дорогу до эс-Сувара. Этот город почти полностью освобожден, но там все еще идут тяжелые бои, поэтому солдатам нужно обеспечение. Это совсем не похоже на то, как работает армия Асада. Они полностью полагаются на Россию. При помощи ее самолетов осуществляются атаки на различные районы, сейчас это делает практически хаотично. Они все торопятся, поэтому нет времени на подготовку и планирование. Из-за этого под удар попадают сирийские демократические силы. Это может привести к боям между курдами и армией, которую контролирует Асад. Что тогда будет делать Россия? Наверное, она продолжит атаковать те города и районы, в которые еще не зашли ее союзники. И это будет приводить как к жертвам, так и к разрушениям. После российских самолетов в городах почти не остается зданий. Кто это все будет восстанавливать? Асаду не хватить той нефти, за которую он борется, и которая у него уже есть. России придется самой восстанавливать страну. Это не гуманитарная помощь, а десятки миллиардов долларов. Этот вопрос необходимо поднять в ООН.
«СП»: — Разве США и их союзники не наносят авиаудары по территориям, контролируемым террористами и не разрушают вокруг себя все живое?
— У США есть ряд договоренностей с демократическими силами. Если посмотреть на города северных провинций, то можно понять, о каких договоренностях идет речь. Город Хасака отстраивается уже сейчас, он становится лучше, чем был до начала гражданской войны. А что с Алеппо? Разве кто-то начал его восстанавливать? Нет, Россия занята другими делами. У нее столько своих проблем, что ничего кроме войны она предложить не может, но она должна заплатить за то, что сделала в Сирии.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.