Командующий материальным снабжением ВВС генерал Эллен Павликовски на недавно прошедшей сентябрьской конференции по вопросам кибербезопасности Ассоциации ВВС, которая состоялась в городе Нэшнл-Харбор (штат Мэриленд), заявил, что 109-и самолетам А-10С из 281-го находящегося в строю или в резерве, необходимо продлить срок службы до 16000 летных часов. Генерал сообщил, что очень рассчитывает на средства, которые выделяются Конгрессом в рамках нового военного бюджета".
Эллен Павликовски кратко напомнил историю А-10 «Тандерболт», которая началась в марте далекого 1967 года, когда ВВС США запросило у всех своих оборонных подрядчиков информацию о возможности создания ими нового штурмовика. Командование рассчитывало получить самолет, который мог бы достаточно долго и низко лететь на предельно малой скорости, при этом быть маневренным, обладать мощной огневой силой и иметь запредельную живучесть. В качестве примера для подражания был указан советский ИЛ-2. При этом машина должна была стоить менее $ 3 млн.
В мае 1970 года Пентагон объявил конкретный запрос-тендер на самолет, детализировав свои требования. Согласно им, штурмовик предназначался для борьбы с советской бронетехникой и пехотой. Он должен быть вооружен 30-мм роторной пушкой, нести 7300 кг боевой нагрузки и действовать в радиусе 460 км. Указана была и цена — не более $ 1,4 млн.
Такой самолет разработала компания «Фэйрчайлд Эйркрафт». 10 февраля 1976 года началось его серийное производство по 15 машин в месяц, что позволило к 1984 году ввести в строй ВВС США 715 штурмовиков.
В процессе выпуска штурмовик постоянно модернизировался. В 1978 году на нем появились лазерные целеуказатели, в 1980-м — инерциальная навигационная система, в 1990-х — компьютеризированное прицельное оборудования, а также приборы раннего предупреждения ракетных атак. Для защиты экипажа и ключевых узлов начали использовать так называемую «ванну из 540 кг титановой брони», что наряду с двойной резервной гидравлической системой управления полетом, делало его самым неуязвимым штурмовиком своего времени.
Сегодня А-10 «Тандерболт» является морально устаревшим. Если поднять отчеты ВВС США 2003−2010 годов, то можно найти сотни аргументов, касательно его несоответствия современным реалиям. Сами американские эксперты в недавнем прошлом называли его «самолетом для борьбы с туземцами». Однако сейчас об этом стараются не вспоминать.
По большому счету, «Бородавочника» (еще его называют «Кабанчиком» — авт.) спасло «Исламское государство» *, точнее, война с ним, иронизирует военный корреспондент Джеймс Кларк, участник операции в Афганистане. Дело в том, что штурмовик зарекомендовал себя в Афганистане, Ираке и в Сирии как наиболее эффективная машина уничтожения живой силы и бронетехники боевиков. По словам корреспондента, чем дольше американцы воевали с исламистами на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, тем чаще коалиция запрашивала для поддержки пехоты низколетящие «самолеты-танки» с мощным вооружением «воздух-земля» и с семиствольной 30 мм пушкой GAU-8/A со скорострельностью 3900 выстрелов минуту.
И вот теперь ВВС проверяет все выведенные из строя самолеты А-10, «похороненные на авиационном кладбище» в Девис-Монтен (штат Аризона), чтобы провести их реанимацию и консервацию на случай масштабной войны. Плюс к этому комитет Конгресса по вооруженным силам выделил из статьи «неприоритетного финансирования» $ 103 млн. для выпуска «Бородавочников». За эти деньги ВВС получит только 4 самолета, хотя «Боинг» обозначил цену чуть ниже $ 10 млн. за машину. Значит, по мнению издания The Drive, остальные финансы пойдут на модернизацию производства, тем более что Трамп поддержал эту идею.
Удивительно это тем, что еще в 2007 году Пентагон объявил об уходе «Тандерболта» на пенсию в 2015 году (потом, правда, списание его в истории перенесли на 2028 год — авт.). Заменить его должен был разрекламированный тогда чудо-истребитель F-35. В этой связи Джеймс Кларк напоминает, что командование ВВС, начиная с середины 90-х годов, фактически не тратило средств для надлежащего обслуживания парка штурмовиков эпохи первой холодной войны. И то, что они сейчас еще находятся в строю, является заслугой энтузиастов и летчиков, которые на них летали.
С другой стороны, хвалить «Кабанчика» американские СМИ начали после 2010 года параллельно с нарастающей критикой F-35. Чем серьезнее проявлялись технические проблемы на новом истребителе, тем громче раздавались возгласы восторга в адрес старого А-10. За эти годы старенький самолет превратился из авиационного артефакта в национального героя Америки, которому по плечу любые современные боевые задачи. Сейчас разбуди любого заокеанского школьника и спроси, что он знает об этом штурмовике, можно будет услышать подробности об уничтожении в 1991 году парой самолетов только за один вылет 23-х иракских танков и о повреждении еще 10. Всего «Тандерболты» в ходе операции «Буря в пустыне» уничтожили более 1000 иракских танков.
На этом фоне командование ВВС приняло решение оставить почтенный штурмовик в строю, по крайне мере, до 2040 года. Вообще-то, Пентагон завил, что срок может быть продлен. Это косвенно сигнализирует о тяжелом кризисе истребителя F-35.
Учитывая, что А-10 «Тандерболт» поступил на вооружение в 1976 году, «Бородавочник» станет самым знаменитым самолетом-долгожителем в США.
Теперь старички летят туда, где Америка хочет показать свою мощь. В сентябре 2015 года они появились в Старом Свете, в Эстонии, на авиабазе Эмари. «Кабанчики», по замыслу Пентагона, должны спасти Прибалтику от танков Путина. «Тандерболты» базируются и в других странах ЕС. «Легендарные штурмовики были размещены в различных местах в Европе для сдерживания российской агрессии, — отмечает издание The Drive, — а также на Филиппинах для демонстрации силы против китайских претензий в Южно-Китайском море».
А после «возникновения северокорейской угрозы» член Конгресса Марта Максалли, в прошлом пилот А-10 «Тандерболт» и одна из первых дам, воевавших в Ираке после снятие в 1991 году запрета на участие женщин в боевых действиях, сообщила о наращивании группировки «Кабанчиков» вдоль границы КНДР. Она заявила о возможном выпуске штурмовиков в тех темпах, которыми они производились в конце 1970-х годов — в пик холодной войны.
Между тем, сами летчики, летающие сегодня на А-10, критически относятся к возможностям своего старенького штурмовика. Они считают, что в Сирии и в Ираке реальной войны не было, так как боевики ИГИЛ не располагают современными средствами ПВО. «Мы не единственные люди с умным оружием», — говорят американские пилоты. В частности, майор Билл Хикс, заместитель директора центра по обучению, утверждает, что его самолеты не предназначены для битв с регулярными армиями. Другими словами, время «Тандерболтов» ушло навсегда. Чтобы сражаться за небо, Америка нуждается в истребителе F-35 с теми характеристиками, которыми он должен иметь согласно техническому заданию. А с ним, судя по всему, что-то пошло не так.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.