США находятся на пороге гиперзвуковой революции. Уже в 2020 году компания Lockheed Martin создаст рабочую версию SR-72 — перспективного гиперзвукового беспилотника, который будет способен летать на скоростях до шести чисел Маха (до 6,9 тысячи километров в час). Об этом 28 сентября заявил вице-президент по аэронавтике Lockheed Martin Орландо Карвальо, выступая на Международном аэротехническом конгрессе в Форт-Уэрт, штат Техас.
Напомним: SR-72 — это сверхбыстрый беспилотник-шпион. По данным Aviation Week, прототип гиперзвукового беспилотника был успешно протестирован в конце июля, причем полет аппарата сопровождался двумя сверхзвуковыми учебными самолетами Northrop T-38 Talon. Испытания прошли на полигоне около города Палмдейл (США), где находится штаб-квартира команды Skunk Works из Lockheed Martin, работающей над летательным аппаратом.
По сути, SR-72 развивает идеи, заложенные в легендарном Lockheed SR-71 Blackbird (стоял на вооружении ВВС США в 1964—1998 годах). Его скорость достигала 3,3 Маха — так, в 1990-м Blackbird преодолел расстояние от Лос-Анджелеса до Вашингтона за рекордные 1 час и 13 минут. Вместе с тем, самолет не прощал малейших ошибок в пилотировании, в результате чего 18 машин из 38 было потеряно.
Беспилотный SR-72 шагает намного дальше. Он создан из титана и углеродного волокна, и в теории способен обогнуть Землю за шесть часов с небольшим. По словам руководителя программы Hypersonics Бреда Леланда, гиперзвуковые самолеты, имеющие на вооружении гиперзвуковые ракеты, смогут проникать в закрытое для полетов воздушное пространство любого вероятного противника, и наносить ракетные удары в любой части континента, долетев до места назначения менее чем за один час.
Естественно, возникает вопрос: что может противопоставить этой угрозе Россия?
О том, что Москва разрабатывает собственный гиперзвуковой беспилотник, практически ничего не известно. Вместе с тем, в апреле 2017 года Минобороны РФ подтвердило наличие работ по созданию гиперзвуковых ударных средств: в рамках программы вооружения на 2018−2025 годы предусматривается «завершение разработки и поставка в войска принципиально новых образцов гиперзвукового оружия».
Каким будет такое оружие, видно на примере новейшей противокорабельной российской ракеты «Циркон». На испытаниях она достигла скорости в восемь Махов — около 9 тысяч километров в час. Вероятнее всего, уже в 2018 году эту ракету получат сразу несколько типов российских надводных, подводных кораблей и береговых ракетных комплексов.
Так проигрываем ли мы США «битву за гиперзвук» или нет?
— Когда в начале века США разрабатывали свою систему быстрого глобального удара (Prompt Global Strike, PGS), одним из направлений было как раз создание гиперзвуковых летательных аппаратов, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Но насколько близко подошли американцы к реализации этой системы, пока не вполне ясно. Чтобы это оценить, нужны практические результаты, а не заявления представителей отдельных американских фирм.
SR-72, как обещают, должен совершить первые полеты в 2018 году. Но даже при оптимистичном раскладе времени до момента, когда беспилотник примут на вооружение, пройдет еще немало.
Надо понимать: область гиперзвука, которая по современным понятиям подразумевает скорость 5−6 Махов и выше, — это новая область для всех. И для американцев, и для нас.
«СП»: — Насколько успешно продвигается в этой области Россия?
— Разработки идут по двум направлениям. Первое — это так называемый баллистический гиперзвук. Он подразумевает создание баллистических ракет с боевой частью, которая способна маневрировать на гиперзвуковой скорости на пассивном участке траектории.
Второе отдельное направление — создание как раз гиперзвукового летательного аппарата. Этим занимается ВПК «НПО машиностроения». О конкретной тематике работ почти ничего не известно, можно лишь предположить, что отечественный гиперзвуковой аппарат, как и американский, будет беспилотным.
«СП»: — Вы не раз говорили, что гиперзвуковой боевой блок МБР, осуществляющий маневры на траектории, невозможно перехватить. Означает ли то, что если у США появится гиперзвуковой беспилотник — аппарат, который гарантированно сможет маневрировать, — это создаст нам серьезную проблему?
— Проблема действительно серьезная. Современные противоракеты могут перехватывать цели, которые движутся по баллистической траектории, поскольку можно вычислить точку встречи противоракеты с целью.
Если же гиперзвуковой объект маневрирует, навести противоракету в заранее рассчитанную точку нельзя. Или же необходимо делать ракету, сопоставимую по характеристикам с перехватываемой гиперзвуковой целью.
Теоретически, такую ракету-перехватчик создать возможно. Но надо понимать: это будет куда более крупная ракета, чем современные перехватчики МБР. Между тем, масса и габариты даже современных ракет-перехватчиков мало отличаются от ракетоносителей, которые выводят грузы на орбиту.
Эти перехватчики уже не являются мобильными. Мы знаем, что и ракеты ПРО вокруг Москвы размещены на стационарных устройствах, и у американцев ракеты GBI (Ground-Based Interceptor) находятся в стационарных шахтах.
Получается, теоретически можно создать ракету, которая обеспечит перехват гиперзвуковой маневрирующей цели. Но фактически она будет стоить столько, что ни одна, даже самая богатая страна, не потянет систему ПРО с такими изделиями.
«СП»: — Допустим, у американцев есть гиперзвуковой беспилотник с гиперзвуковыми ракетами. В этом случае ядерный арсенал РФ сохранит функции инструмента сдерживания?
— Конечно, сохранит. Наш ядерный потенциал опирается на «триаду», из которой известны только координаты наземных шахт с МБР. Но у нас, кроме того, имеется много подвижных грунтовых ракетных комплектов, плюс стратегические силы морского и воздушного базирования.
В этом смысле, американское гиперзвуковое оружие ситуацию для нас серьезно не ухудшит.
— Разработки крылатых гиперзвуковых аппаратов велись еще в СССР, а потом и в России, — говорит гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — Но подробно я не могу о них рассказать, поскольку это разработки секретные, и имеют оборонное назначение.
Могу лишь сказать, что принципы разработки таких аппаратов у РФ и США одни и те же, и подходы одинаковые.
«СП»: — Представим, что у американцев есть беспилотник, летающий на 6 Махах. Его можно сбить?
— Сбить такой аппарат в принципе возможно. Просто надо смотреть, как он управляется, и какая у него траектория. Надо понимать: аппараты, летающие на больших числах Маха, управляются очень плохо. По сути, они летят по баллистической траектории, и эта траектория неплохо просчитывается.
Повторюсь, американский беспилотник можно сбить. И когда российские КБ разрабатывают гиперзвуковые аппараты, они делают это, в том числе, чтобы сбивать аналогичные аппараты противника.