Материал комментируют:
Михаил Александров
«Исламское государство» * потерпело поражения в строительстве халифата в Сирии и Ираке, и теперь ставит новую глобальную задачу: создать всемирную террористическую сеть. Об этом в среду, 4 октября, заявил директор ФСБ России Александр Бортников на XVI совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов из 74 стран, которое проходит в Краснодаре.
«Об этом свидетельствуют характер и обширная география их последних терактов. В нынешнем году количество жертв нападений в Афганистане, Сирии, Иране, Ираке, Египте, Мали, Турции, России, Великобритании, Испании, Швеции, Финляндии и в других странах исчисляется сотнями», — отметил глава ФСБ.
По словам Бортникова, особую озабоченность спецслужб вызывает распространение так называемого автономного джихада — точечных ударов террористов-одиночек. Одним из его новых элементов являются призывы бандглаварей к своим приверженцам не выезжать в Сирию и Ирак, а оставаться в местах проживания для проведения показательных терактов против мирного населения.
Другой категорией угрозы стали боевики-террористы, вернувшиеся домой из горячих точек или въехавшие в другие государства по поддельным документам.
«Для достижения своих целей в Европе и России лидеры международных террористических структур используют миграционные потоки, что при полной или частичной открытости национальных границ позволяет иностранным боевикам-террористам проникать в „страны-мишени“ под видом беженцев или трудовых мигрантов», — отметил Александр Бортников.
Он добавил, что бандглавари наладили прочные связи с крупными этническими ОПГ, снабжая их оружием, необходимыми для легализации документами, и оказывая иное содействие.
Глава ФСБ подчеркнул, что за последний год «благодаря эффективным действиям сирийских правительственных войск и ВКС России, а также в результате операций коалиционных сил в Ираке» руководство ИГ утратило контроль над большими территориями, многими опорными пунктами и рядом нефтеносных районов, что существенно сократило его экономическую базу.
«Осознание угрозы полного уничтожения в зонах прежнего доминирования вынудило главарей террористов изменить стратегию дальнейших действий», — заявил директор ФСБ.
По его словам, сейчас «боевики целенаправленно расползаются за пределы Ближнего Востока, концентрируются в нестабильных регионах с прицелом на создание в них новых очагов напряженности и вооруженных конфликтов».
Наиболее интенсивно, считает Бортников, они перемещаются на территорию Афганистана. Там уже имеются позиции ИГ, и оттуда боевики могут просачиваться в Центральную Азию, Иран, Китай и Индию. «Используя афганский плацдарм, террористы предпринимают попытки совершать атаки и против России», — добавил он.
Новые опорные пункты международных террористов создаются также в Йемене, Центральной Африке и Юго-Восточной Азии.
Чем обернется для РФ разгром «Исламского государства» в Сирии, как мы можем противостоять террористам?
— США продолжают заигрывать с терроризмом, хотя, по меткому определению главы СВР Сергея Нарышкина, это как поджигать сарай соседа в ветреную погоду, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — По сути, Нарышкин в Краснодаре (где он выступал вслед за Бортниковым), дал понять, что Америка использует террористов, чтобы поджигать ситуацию в других странах.
Ранее в том же ключе высказалось Минобороны России, прямо обвинив спецназ США в сотрудничестве с ИГ. По данным ведомства, американские спецподразделения обеспечивали беспрепятственное продвижение «Сирийских демократических сил» через боевые порядки ИГ, и при этом оппозиционные отряды не встречали со стороны боевиков никакого сопротивления. Кроме того, в Минобороны отметили, что опорные пункты спецподразделений США находятся в районах текущей дислокации боевиков ИГ, однако при этом никак не охраняются.
Это значит, теория о том, что мы являемся для Запада естественным союзником в борьбе с международным терроризмом, не подтверждается практикой. Потому что на деле главными рассадниками терроризма являются США и их клиентские государства, вроде Саудовской Аравии.
Насколько я понимаю, первоначальный план ЦРУ по созданию в лице «Исламского государства» разрастающегося спрута был сорван в Сирии совместными действиями Дамаска, Москвы и Тегерана. Американцы видят, что удержать ситуацию в регионе они не смогут. Это значит, им действительно надо менять стратегию — как раз по схеме, которую описал Бортников.
«СП»: — То есть, перебрасывать боевиков из Сирии и Ирака в другие нестабильные регионы?
— Не просто в нестабильные — в такие, где Россия не сможет напрямую вмешиваться в ситуацию. Мы смогли вмешаться в ситуацию в Сирии, возможно, сумели бы сделать это в Ливии. Но, например, в Афганистан мы уже вмешиваться не будем — и по политическим, и по психологическим причинам.
Возможно, в Афганистане смогут действовать российские группы специального назначения. Но надо понимать: они не решат проблемы.
По сути, в Афганистан, под свою крышу, США сгоняют сейчас террористический интернационал. И оттуда этот интернационал будет наносить удары по Ирану, Китаю и России. Плюс, боевики ИГ продолжат действовать на Ближнем Востоке, а также в Центральной и Северной Африке. В Африке, напомню, имеются китайские интересы, которые террористы и будут подрывать.
«СП»: — Что делать России в такой ситуации?
— Активность боевиков напрямую зависит от того, сколько денег выделят им спонсоры — прежде всего, США и Саудовская Аравия. Мы на это финансирование серьезно повлиять не можем. Зато мы можем прямо заявить: США являются спонсорами международного терроризма, и активно помогают ему растекаться по планете.
Думаю, нам нужно не Запад привлекать к борьбе с терроризмом, а государства, которые потенциально находятся под ударом террористических групп. Нужно создать антитеррористический интернационал без участия Запада — объединить группу стран, которые будут признавать террористическими те же организации, что и Россия.
На мой взгляд, в такую коалицию, помимо России, могли бы войти Индия, Китай, Индонезия и Филиппины. Вот такой коалиции вполне по силам сдержать террористическую угрозу, спонсируемую Западом.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.