Воздушная разведка: АВАКС пока не по зубам России - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Воздушная разведка: АВАКС пока не по зубам России - «Военные действия» 19:01 Вторник 0 524
10-10-2017, 19:01

Воздушная разведка: АВАКС пока не по зубам России - «Военные действия»


Воздушная разведка: АВАКС пока не по зубам России - «Военные действия»

Заместитель министра обороны России Юрий Борисов, посетив Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М.Бериева (ТАНТК), сообщил, что самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 поднимется в воздух до конца 2017 года. А поставки самолета в войска начнутся в 2020 году после завершения всех испытаний, предусмотренных на этапе государственных совместных испытаний. И это отнюдь не позитивное, а скандальное известие.

Потому что принятие самолета, необходимого для нормальной работы истребительной авиации и средств ПВО, было запланировано на 2015 год. И, учитывая темпы разработки, не факт, что оно состоится в 2020 году.

А все началось в далеком 2000 году, когда было принято решение о создании нового самолета ДРЛОиУ, который соответствовал бы современным требованиям к такого рода технике. В 2004 году вышел указ президента, положивший начало разработке А-100 «Премьер». Разработчиком радиотехнического комплекса был назначен концерн «Вега». На тот момент еще не было четкого представления о том, на какой самолет будет установлен этот комплекс. Высказывались даже идеи использовать для этой цели супертяжеловоз Ан-124 «Руслан». Но в конце концов остановили выбор на перспективном на тот момент военно-транспортном самолете Ил-76МД-90А.

ТАНТК им. Бериева должен был установить радиоэлектронную аппаратуру на самолет, который предполагалось получить у производителя — ульяновского авиазавода «Авиастар-СП» — в 2013 году. Самолет пришел на следующий год. Однако возникла задержка с радиолокационным комплексом. Потом возникли еще какие-то осложняющие обстоятельства, в результате чего весной этого года радар со всей необходимой аппаратурой покатали в небесах совсем на другом самолете, назвав данный вариант «летающей лабораторией». С этого момента никаких обнадеживающих вестей из Таганрога не поступало. Что же касается «конечных сроков», названных заместителем министра, то они у Юрия Борисова практически по любому виду вооружений несколько смещены в оптимистическую сторону.


До распада Советского Союза и даже некоторое время после этого события у нас был паритет с США по части самолетов ДРЛОиУ. Как в количественном, так и в качественном отношении. В конце 80-х годов началась плановая замена самолетов предыдущего поколения Ту-126 на новые А-50, созданные на базе Ил-76МД. Было принято на вооружение 40 таких машин.

На момент создания А-50 этот самолет не уступал по возможностям американским самолетам AWACS (Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего предупреждения и управления). Бортовой комплекс, весивший более 20 тонн и оснащенный мощной для своего времени бортовой ЭВМ, был способен обнаруживать малозаметные воздушные цели с ЭПР 1 кв.м. на фоне земли на расстоянии в 200 км. Высотные истребители четвертого поколения засекались на расстоянии в 300 км, а бомбардировщики — до 600 км. А-50 способен выдавать целеуказание одновременно тридцати истребителям-перехватчикам.

Продолжительность патрулирования на удалении от базы на 1000 км без дозаправки в воздухе — 4 часа, с дозаправкой — 7 часов.

Однако с тех времен американская техника воздушного обнаружения ушла вперед. Произошел прогресс средств воздушного нападения стран НАТО. А парк американских АВАКСов был своевременно модернизирован и сохранил свою численность — в ВВС США эксплуатируются около полусотни таких машин.

Но в середине нулевых годов паритет стал трещать по швам. Появился истребитель-невидимка пятого поколения F-22. Начался бум беспилотников — как разведывательных, так и ударных. На эти изменения необходимо было ответить увеличением локационных возможностей авиационных радиотехнических комплексов дальнего обнаружения. А в России произошел «массовый падеж» самолетов данного типа, иначе это назвать невозможно. Уцелело 20 самолетов А-50, из них, по различным данным, в полностью работоспособном состоянии находятся от 8 до 13 машин. У США более шестидесяти таких самолетов, не считая специализированных АВАКСов, базирующихся на авианосцах.

Казалось бы, в техническом отношении на новые вызовы должен был ответить А-100. Но уже тогда было понятно, что его создание — слишком долгая песня. В связи с чем было принято половинчатое решение о модернизации А-50 до уровня А-50У. Однако при модернизации радиокомплекса руководствовались принципом «догнать конкурентов». И это означает, что в скором времени конкуренты опять окажутся впереди.

Радиокомплекс «Шмель-2», разработанный концерном «Вега» для А-50У, по характеристикам практически такой же, как и AN/APY-2, стоящий на американских АВАКСах с 80-х-90-х годов. Он на 20−30 процентов мощнее, чем «Шмель» для А-50, обнаруживает истребители на расстоянии 400 км, бомбардировщики — на 700 км. Гораздо лучше видит малоразмерные и малозаметные летательные аппараты. Одновременно сопровождает 300 целей и выдает целеуказания 50 истребителям.

Первый полет А-50У состоялся в 2011 году. На вооружение он был принят не намного раньше, чем по плану должна была начаться эксплуатация А-100. К настоящему моменту ТАНТК им. Бериева передал ВКС лишь 4 модифицированных самолета.

Однако американцы уже вырвались вперед, и мы опять оказались в роли догоняющих. (По качеству, а не по количеству, где отставание очень существенно). Компания «Локхид Мартин» разработала новый бортовой локатор для АВАКСов AN/APY-9 с активной фазированной антенной решеткой, что является серьезным качественным шагом вперед. Его характеристики не разглашаются, но понятно, что он превышает возможности AN/APY-2. Следовательно, «Шмель-2» оказался позади. Радар устанавливается на новую модификацию палубного самолета — Grumman E-2D Advanced Hawkeye, который находится в стадии испытаний.


Догнать американцев должен А-100, на котором будет использоваться РЛС такого же типа. И с такими же возможностями. Это заявляют источники и в Минобороны, и в ОПК. Но при этом, правда, параметры не разглашают. И это, несомненно, так, поскольку российская военная радиотехника занимает ведущие позиции в мире. Известно, что А-100, в отличие от А-50У, сможет давать целеуказания не только истребителям, но и ракетам комплексов ПВО/ПРО.

Однако разница между американским и российским комплексами заключается в том, что AN/APY-9 уже не только вовсю летает, но и совсем скоро в составе новой модификации самолета Grumman E-2D будет принят на вооружение. Российская же РЛС в апреле этого года была кратковременно включена на борту летающей лаборатории, роль которой играл самолет А-50. Будем ждать, когда же все-таки А-100 совершит свой первый полет.

А вот распространенная в апреле информация о том, что в 2020 году ВКС РФ будет иметь 39 самолетов А-100, похоже, относится к околонаучной фантастике. Хотя бы потому, что авиационный завод «Авиастар-СП», выпускающий в год 3 самолета Ил-76МД-90А, намеревается к 2019 году довести эту цифру до десяти. При этом следует учитывать, что на новейший самолет претендуют создатели не только ДРЛОиУ, но и топливозаправщиков, а также обычных транспортников.


Заместитель министра обороны России Юрий Борисов, посетив Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М.Бериева (ТАНТК), сообщил, что самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 поднимется в воздух до конца 2017 года. А поставки самолета в войска начнутся в 2020 году после завершения всех испытаний, предусмотренных на этапе государственных совместных испытаний. И это отнюдь не позитивное, а скандальное известие. Потому что принятие самолета, необходимого для нормальной работы истребительной авиации и средств ПВО, было запланировано на 2015 год. И, учитывая темпы разработки, не факт, что оно состоится в 2020 году. А все началось в далеком 2000 году, когда было принято решение о создании нового самолета ДРЛОиУ, который соответствовал бы современным требованиям к такого рода технике. В 2004 году вышел указ президента, положивший начало разработке А-100 «Премьер». Разработчиком радиотехнического комплекса был назначен концерн «Вега». На тот момент еще не было четкого представления о том, на какой самолет будет установлен этот комплекс. Высказывались даже идеи использовать для этой цели супертяжеловоз Ан-124 «Руслан». Но в конце концов остановили выбор на перспективном на тот момент военно-транспортном самолете Ил-76МД-90А. ТАНТК им. Бериева должен был установить радиоэлектронную аппаратуру на самолет, который предполагалось получить у производителя — ульяновского авиазавода «Авиастар-СП» — в 2013 году. Самолет пришел на следующий год. Однако возникла задержка с радиолокационным комплексом. Потом возникли еще какие-то осложняющие обстоятельства, в результате чего весной этого года радар со всей необходимой аппаратурой покатали в небесах совсем на другом самолете, назвав данный вариант «летающей лабораторией». С этого момента никаких обнадеживающих вестей из Таганрога не поступало. Что же касается «конечных сроков», названных заместителем министра, то они у Юрия Борисова практически по любому виду вооружений несколько смещены в оптимистическую сторону. До распада Советского Союза и даже некоторое время после этого события у нас был паритет с США по части самолетов ДРЛОиУ. Как в количественном, так и в качественном отношении. В конце 80-х годов началась плановая замена самолетов предыдущего поколения Ту-126 на новые А-50, созданные на базе Ил-76МД. Было принято на вооружение 40 таких машин. На момент создания А-50 этот самолет не уступал по возможностям американским самолетам AWACS (Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего предупреждения и управления). Бортовой комплекс, весивший более 20 тонн и оснащенный мощной для своего времени бортовой ЭВМ, был способен обнаруживать малозаметные воздушные цели с ЭПР 1 кв.м. на фоне земли на расстоянии в 200 км. Высотные истребители четвертого поколения засекались на расстоянии в 300 км, а бомбардировщики — до 600 км. А-50 способен выдавать целеуказание одновременно тридцати истребителям-перехватчикам. Продолжительность патрулирования на удалении от базы на 1000 км без дозаправки в воздухе — 4 часа, с дозаправкой — 7 часов. Однако с тех времен американская техника воздушного обнаружения ушла вперед. Произошел прогресс средств воздушного нападения стран НАТО. А парк американских АВАКСов был своевременно модернизирован и сохранил свою численность — в ВВС США эксплуатируются около полусотни таких машин. Но в середине нулевых годов паритет стал трещать по швам. Появился истребитель-невидимка пятого поколения F-22. Начался бум беспилотников — как разведывательных, так и ударных. На эти изменения необходимо было ответить увеличением локационных возможностей авиационных радиотехнических комплексов дальнего обнаружения. А в России произошел «массовый падеж» самолетов данного типа, иначе это назвать невозможно. Уцелело 20 самолетов А-50, из них, по различным данным, в полностью работоспособном состоянии находятся от 8 до 13 машин. У США более шестидесяти таких самолетов, не считая специализированных АВАКСов, базирующихся на авианосцах. Казалось бы, в техническом отношении на новые вызовы должен был ответить А-100. Но уже тогда было понятно, что его создание — слишком долгая песня. В связи с чем было принято половинчатое решение о модернизации А-50 до уровня А-50У. Однако при модернизации радиокомплекса руководствовались принципом «догнать конкурентов». И это означает, что в скором времени конкуренты опять окажутся впереди. Радиокомплекс «Шмель-2», разработанный концерном «Вега» для А-50У, по характеристикам практически такой же, как и AN/APY-2, стоящий на американских АВАКСах с 80-х-90-х годов. Он на 20−30 процентов мощнее, чем «Шмель» для А-50, обнаруживает истребители на расстоянии 400 км, бомбардировщики — на 700 км. Гораздо лучше видит малоразмерные и малозаметные летательные аппараты. Одновременно сопровождает 300 целей и выдает целеуказания 50 истребителям. Первый полет А-50У состоялся в 2011 году. На вооружение он был принят не намного раньше, чем по плану должна была начаться эксплуатация А-100. К настоящему моменту ТАНТК им. Бериева передал ВКС лишь 4 модифицированных самолета. Однако американцы уже вырвались вперед, и мы опять оказались в роли догоняющих. (По качеству, а не по количеству, где отставание очень существенно). Компания «Локхид Мартин» разработала новый бортовой локатор для АВАКСов AN/APY-9 с активной фазированной антенной решеткой, что является серьезным качественным шагом вперед. Его характеристики не разглашаются, но понятно, что он превышает возможности AN/APY-2. Следовательно, «Шмель-2» оказался позади. Радар устанавливается на новую модификацию палубного самолета — Grumman E-2D Advanced Hawkeye, который находится в стадии испытаний. Догнать американцев должен А-100, на котором будет использоваться РЛС такого же типа. И с такими же возможностями. Это заявляют источники и в Минобороны, и в ОПК. Но при этом, правда, параметры не разглашают. И это, несомненно, так, поскольку российская военная радиотехника занимает ведущие позиции в мире. Известно, что А-100, в отличие от А-50У, сможет давать целеуказания не только истребителям, но и ракетам комплексов ПВО/ПРО. Однако разница между американским и российским комплексами заключается в том, что AN/APY-9 уже не только вовсю летает, но и совсем скоро в составе новой модификации самолета Grumman E-2D будет принят на вооружение. Российская же РЛС в апреле этого года была кратковременно включена на борту летающей лаборатории, роль которой играл самолет А-50. Будем ждать, когда же все-таки А-100 совершит свой первый полет. А вот распространенная в апреле информация о том, что в 2020 году ВКС РФ будет иметь 39 самолетов А-100, похоже, относится к околонаучной фантастике. Хотя бы потому, что авиационный завод «Авиастар-СП», выпускающий в год 3 самолета Ил-76МД-90А, намеревается к 2019 году довести эту цифру до десяти. При этом следует учитывать, что на новейший самолет претендуют создатели не только ДРЛОиУ, но и топливозаправщиков, а также обычных транспортников.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl