Материал комментируют:
Александр Дмитриевский
Эдуард Попов
Ракетные и артиллерийские части Вооруженных сил Украины должны быть готовы вернуться на линию разграничения в Донбассе. Об этом в пятницу, 3 ноября, обращаясь к военнослужащим на полигоне в Киевской области, заявил президент страны Петр Порошенко.
«Сегодня нам надо оттачивать мастерство, быстрое реагирование и передвижение, развертывание артиллерийских и ракетных систем. Вас отвели от линии разграничения, но вы должны быть готовы вернуться туда в любой момент и вступить в бой, если это будет продиктовано необходимостью обороны», — сказал глава государства.
При этом он напомнил, что танки, тяжелое вооружение и артиллерия калибром свыше 100 миллиметров отведены с передовой в соответствии с Минскими соглашениями.
Ранее президент говорил, что 130 тысяч находящихся в резерве военных готовы оперативно вернуться в строй в случае обострения ситуации в Донбассе.
На заявление Порошенко уже отреагировали в народных республиках. Как сообщили в оперативном командовании ДНР, это заявление грозит обострением ситуации в регионе.
«Тяжёлое вооружение украинских силовиков и так находится у линии соприкосновения в Донбассе. Подобные заявления Порошенко могут быть сигналом для военнослужащих ВСУ к подготовке к активным боевым действиям, а также могут подтолкнуть нацбатальоны к более активному применению артиллерии, танков, минометов по населенным пунктам республики. Это грозит обострением ситуации в Донбассе», — заявил представитель командования ДНР.
«Во-первых, надо сказать, что украинская артиллерия и ракетная техника с Донбасса никуда не уходили. Я думаю, заявление Порошенко сделано для того, чтобы официально утвердить, что тяжелое вооружение здесь находится. Что делает Украина? Они в Киеве заявляют, что здесь, на линии разграничения, у них ничего нет. Но на самом деле артиллерия никуда не отводилась. Потому это заявление ни о чем», — прокомментировал призыв Порошенко заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
«Пока мы этой техники не видели, когда увидим, тогда и будем говорить. На данный момент я не вижу предпосылок к тому, чтобы было какое-то обострение», — резюмировал он.
Полпред ЛНР на переговорах в Минске Владислав Дейнего заявил, что слова украинского лидера Петра Порошенко свидетельствуют о нарушении пунктов Минского соглашения.
«Главнокомандующий ВСУ Порошенко откровенно заявил о намерении использовать фальшивые предлоги, чтобы нарушить соглашения, подписанные в Минске, об отведении тяжелых вооружений» — сказал он.
Представитель ЛНР напомнил, что артиллерия подпадает под категорию тяжелых средств вооружения, которые ранее были отведены на основании соглашения от февраля 2015 г. По его мнению, Порошенко хочет вернуться к ситуации, которая была на тот момент: «В этом контексте хотелось бы напомнить ему самый яркий момент 2015 г. — это Дебальцево».
Дейнего добавил, что политика Киева провоцирует конфликты. По его словам, украинские военные, первыми начиная обстрел территории ЛНР, параллельно заявляют о том, что это их обстреливают. «Миссия ОБСЕ в своих отчетах показывает обстрелы с украинской стороны. Информация об обстрелах с нашей стороны, естественно, отсутствует, поскольку таковых не было. Это в последнее время стало системой», — подчеркнул представитель ЛНР.
Отметим, что это уже не первый призыв Порошенко к украинским военным быть готовыми к началу боевых действий против Донбасса. В апреле этого года в ходе поездки на территорию танковой бригады ВС Украины, дислоцирующейся в Луганской области, он заявил, что украинские танки находятся в полной боевой готовности и в случае обострения обстановки в Донбассе выдвинутся к линии разграничения.
— Порошенко давно уже действует в тесной связке со спецпредставителем Госдепа США Куртом Волкером, — напоминает политолог Эдуард Попов.
— Напомню программное заявление Волкера. 6 октября Верховная Рада одобрила законопроект № 7164, который продлевает на 1 год принятый ещё в 2014 (!) году, по итогам первых Минских соглашений, Закон об особом порядке самоуправления неподконтрольных Киеву территорий Донбасса — как раз в канун встречи Волкера с Владиславом Сурковым в Белграде. Волкер так прокомментировал этот закон: «Украина предпринимает жесткие шаги для мира. Надеюсь, теперь Россия будет действовать, чтобы наступил мир, и завершился конфликт».
Законопроект — профанация мира, тем более что он был принят в одном пакете с законопроектом № 7163, известном как Закон о реинтеграции Донбасса, фактически объявляющем войну России. Однако на новоязе Госдепа США всё это преподносилось как серьезная уступка Киева и движение в сторону мира.
По этой причине, я думаю, Киев с подачи США будет избегать, по крайней мере, в ближайшей перспективе, крупномасштабных боевых действий. Тем более что президент Путин в Сочи предостерег Украину и Запад от этого, заявив, что Россия не допустит резни в Донбассе. Заявление Порошенко можно трактовать как развитие линии Волкера: Украина сделала шаг в сторону мира — Россия не сделала того же и не убрала войска из Донбасса. Раз так, мы тоже сделаем милитаристский шаг и будем принуждать Россию к миру. Примерно так.
«СП»: — Имеется информация, что тяжелое вооружение ВСУ и так находится у линии соприкосновения. К чему тогда сотрясать воздух?
— Совершенно верно. Тяжелое вооружение и не отводилось от линии соприкосновения сторон вопреки Минским соглашениям. На днях, общаясь с друзьями из Донецка, я сам слышал звуки выстрелов тяжелой артиллерии. Слова Порошенко — не блеф, это дипломатическая и информационная война. Добиться у России уступок за уступки Киева, коих тот не сделал.
«СП»: — О какой необходимости обороны говорит Порошенко? Откуда может возникнуть такая необходимость?
— Это тоже новояз, только уже украинский. Совершить при поддержке Германии, Польши и США на деньги олигархов государственный переворот — это «революция достоинства». Утюжить из «Градов» собственное, казалось бы, население — это наводить конституционный порядок. Предлоги для новой войны (разумеется, оборонительной) могут появиться когда угодно и по любой причине. Например, из-за риска нацистского Майдана. Порошенко с готовностью развяжет новую войну в Донбассе лишь бы предотвратить новый переворот. Но скорее всего, повод к новому наступлению будет другой и отмашку на него дадут в США.
«СП»: — Данное заявление можно рассматривать как противоречащее Минским соглашениям. Западные «наставники» и в этот раз не одернут Порошенко?
— Ещё раз напомню ультиматум Волкера: Украина сделала шаг к миру, теперь очередь за Россией.
Россия может полностью разоружиться, но даже тогда американцы будут упрекать нас в милитаризме — вспомним десятилетие Ельцина. Поэтому никакого одергивания Порошенко из западных столиц мы не увидим. Напомню слова Путина на заседании клуба «Валдай»: наша главная ошибка — мы слишком доверяли Западу.
Консолидированный Запад — наш враг, ему верить нельзя, это многократно было доказано русской историей.
«СП»: — Насколько, по-вашему, в Донецке, Луганске и Москве готовы к провокациям? Заявление Порошенко кого-то застанет врасплох?
— Когда я общался на передовой с офицерами армии ЛНР, то не видел никакой растерянности и тем более уныния. Они полностью уверены в своих силах. Наоборот, мои друзья — военные в обеих республиках и многие мирные жители — с нетерпением ждут украинского наступления. Потому что за гибелью людей всё-таки последует наш ответ и долгожданное освобождение. Костяк армий ДНР и ЛНР составляют люди, оставившие захваченные Украиной города Донетчины и Луганщины. И эти люди мечтают вернуться домой как можно скорее. И в этих городах тоже ждут своих освободителей — новый украинский порядок, точнее, беспорядок достал всех.
Заместитель главного редактора журнала «Новая земля» (г. Донецк, ДНР), постоянный эксперт Изборского клуба Новороссии Александр Дмитриевский уверен, что Украина — недоговороспособная сторона, поэтому желанию её высшего руководства о переброске ракетного вооружения в Донбасс удивляться не стоит.
— Кроме того, агрессивность намерений официального Киева очень часто граничит с откровенным прожектёрством, что начинает наводить на мысль о проблемах с рассудком у обитателей высоких кабинетов на Банковой и Грушевского.
«СП»: — Имеется информация, что тяжелое вооружение ВСУ и так находится у линии соприкосновения.
— На этот вопрос точнее всего смогут ответить в Министерстве обороны ДНР, и даже приведут конкретные цифры и факты. Я же, как человек далёкий от этой сферы, могу сказать одно: судя по тому, как украинская сторона наплевательски относится к выполнению Минских соглашений (канонаду со стороны Авдеевки слышно каждую ночь), ни о каком отводе тяжёлой техники с её стороны от линии разграничения не может быть и речи.
«СП»: — К чему тогда сотрясать воздух? Тем более что если бы реально хотели бы применить тяжелую технику, применили бы молча, а не предупреждали бы во всеуслышание?
— А по зубам получить? Этого, что ли, бандеровцам хочется? На дворе ведь не весна 2014 года, когда ополчение с охотничьими ружьями на блок-постах стояло: украинские каратели в «котлах» много добра оставили, поэтому по тяжёлым вооружениям у Донбасса и Украины силы вполне сопоставимые…
«СП»: — По мнению Владислава Дейнего, Порошенко хочет вернуться к ситуации, которая была на момент подписания «Минска». Зачем? Он рассчитывает, что в этот раз все будет по-другому?
— Хотеть не вредно — вредно не хотеть… Только вот дважды в одну и ту же реку не войдёшь. Безусловно, Порошенко необходимо, чтобы всё снова оказалось по состоянию на осень 2014 года, когда под контролем Украины были Дебальцево — узловой логистический пункт, связывающий ДНР и ЛНР, а также превращённый в руины аэропорт, из которого можно было беспрепятственно расстреливать Донецк. Ещё «шоколадному королю» очень хотелось бы вернуть ту катастрофическую социально-экономическую ситуацию, которая была в Донбассе до весны 2015 года. Однако не понимает он одного: если мы тогда не пошли на поклон Украине, то сейчас — тем более не пойдём!
«СП»: — Какого рода провокаций можно ожидать? Что может стать поводом «необходимости обороны», о которой говорит Порошенко?
— Насчёт того, что может стать поводом «необходимости обороны» для Порошенко — так это ухудшение жизни в самом украинском государстве: впереди отопительный сезон, и много других совершенно несладких «плюшек». А способ разрядить социальные противоречия — один: война. Причём, необязательно маленькая и победоносная: большая и бедоносная таких правителей тоже устроит, ибо все неурядицы, возникающие в процессе войны, становятся легко объяснимыми.
«СП»: — Порошенко сходят с рук все заявления, противоречащие Минским соглашениям. Есть ли предел терпения у Запада и у России? Где та грань, за которой его остановят?
— Франклину Рузвельту приписывается фраза, якобы сказанная им в 1939 году про тогдашнего никарагуанского диктатора: «Сомоса, может быть, и сукин сын, но это наш сукин сын!» Это же касается и Порошенко: пока он устраивает Запад — ему будет всё сходить с рук. Что же касается России, то встает встречный вопрос: «А есть ли в наших руках инструменты влияния на Порошенко подобные тем, какие есть у тех, кто его привёл к власти?» Правильный ответ: «Нет!» Следовательно, Россия его сможет остановить только в том случае, если Порошенко устроит нечто подобное тому, что сотворил Саакашвили в августе 2008 года. Только на этот раз одним жеванием галстука для агрессора дело не обойдётся…