Американцы внимательно изучают опыт войны в Афганистане, Ираке и Сирии. Об этом пишет пентагоновское военно-аналитическое издание Task and Purpose. Выводы экспертов таковы: террористы нынче пошли грамотные — с инженерным образованием. Им не составляет труда смастерить реактивные снаряды, а также использовать квадрокоптеры с взрывчаткой. Именно поэтому армия США вынуждена воскрешать SHORAD (мобильные наземные системы противовоздушной обороны малой дальности — авт.), средство защиты так называемого «ближнего неба», несмотря на бессп-ое преимущество в воздухе.
Если претендующий на официоз Task and Purpose пишет о SHORAD, как об антиповстанческих системах, то ультраправый портал Breaking Defense прямо указывает государство, против которого разрабатывается новая мобильная система ПВО. Это наша страна. «Пока Россия и другие противники (enemies — враги с англ.) наращивают арсеналы ракет и беспилотников, США прилагают максимальные усилия по их уничтожению» — заявляет Breaking Defense.
Как сказал в интервью изданию Breaking Defense начальник штаба Сухопутных войск Марк А. Милли, время диктует острую необходимость возвращения отдельных батальонов SHORAD, которые после окончания первой холодной войны были существенно сокращены и по факту отправлены на пенсию.
«В будущей войне, если вы задерживаетесь на одном месте более чем на два или три часа, вы будете мертвы», — говорит Марк А. Милли. Генерал критически относится к большим стационарным станциям перехвата. По его мнению, это огромные деньги, которые выброшены на ветер.
Весь сентябрь 2017 года на ракетном полигоне в Нью-Мексико, крупнейшем военном объекте США, велись испытания нового мобильного зенитно-ракетного комплекса ближнего действия. Корреспондент Task and Purpose Джаред Келлер, наблюдавший тестирование, отмечает, что представленные комплексы, хоть и показали хорошие результаты, тем не менее, являются промежуточными решениями. Впрочем, он сообщил, что после очередного успешного перехвата офицеры радовались как дети.
Речь идет о семействе боевых бронированных зенитных машин Stryker MSL, оснащенных эффективной РЛС, приборами РЭБ, ракетами AGM-114L радиолокационного наведения и совершенно новой 30-мм пушкой. В своих планах разработчики из корпорации Boeing похвастались, что оснастят новые комплексы боевыми лазерами, о которых грезят американские генералы.
Отмечается, что проект во многом опирается на достижения израильской системы «Железный купол» компании Rafael. Пока еще неясно, на какой мобильной платформе будет базироваться Stryker MSL. Впрочем, Марк А. Милли обозначил требования: это точно должен быть не грузовик, а бронированный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости. Проблема, однако, как раз в том самом лазере, точнее — в энергетической установке для него.
Его мощность должна быть не меньше 60 кВт, иначе не сбить даже небольшой беспилотник. Правда, корпорация Boeing утверждает, что уже создала для этих целей компактный квантовый генератор 2 кВт. Но многие авторитетные эксперты очень сомневаются в эффективности данного оружия, поскольку серьезному противнику потребуются совершенно небольшие технические усилия, чтобы защититься от маломощных лучей. Конечно, если это не будет коммерческий квадрокоптер с взрывчаткой, прикрепленной скотчем.
К слову, на только что прошедшем испытании на ракетном полигоне в Нью-Мексико система SHORAD базировалась на грузовике и выглядела весьма громоздко.
Если вынести за скобки дежурные фразы об обнадеживающих результатах, можно предположить, что работа еще предстоит большая и долгая. Мало того, что новый ракетно-пушечный комплекс SHORAD с трудом поместился большегрузе AM General, военные чиновники не очень-то довольны тестами. Во всяком случае, заявлено, что эффективность должна быть увеличена в 4 раза по сравнению с презентованными образцами. Это касается и количества одновременно перехватываемых целей, и вероятности их поражения. Но здесь, судя по обтекаемым формулировкам, вопрос упирается в дополнительное финансирование. Фактически идет закулисный торг между основными разработчиками — Boeing и Rafael с одной стороны, и генералами Пентагона — с другой. Первые вежливо ссылаются на серьезность дорогостоящего проекта, вторые говорят о бюджетных ограничениях.
В то же время, у американцев есть план «В», согласно которому функцию лазера передадут автоматической спаренной 30-мм пушке, которую обещали презентовать в январе 2018 года. Если это так, то SHORAD будет представлять собой самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс наземного базирования, который по своему назначению, характеристикам и даже внешнему виду окажется клоном российского ЗПРК «Панцирь-С1» (по натовской кодификации — SA-22 Greyhound).
Любопытно, что Stryker MSL совместно с системой «Железный купол» был гвоздем программы ежегодной выставки вооружений AUSA-2017, которая недавно прошла в Вашингтоне. В этой связи отметим, что одна стационарная израильская система ПВО малого радиуса действия имеет ценник порядка 50 млн. долларов. Если к этому прибавить специальную мобильную платформу и другие навороты, заявленные Пентагоном, то за один Stryker MSL американские налогоплательщики должны будут выложить как минимум 100 млн. долларов. Для сравнения, стоимость ЗПРК «Панцирь-С1» составляет 13−14 млн. долларов. То есть в 7 раз дешевле американского аналога.
Учитывая, что в батарее мобильной противовоздушной обороны должно быть не менее 6 машин, речь идет уже о сумме 0,6 млрд. «зеленых» за батальон мобильной наземной ПВО «низкого неба».
Между тем, есть утвержденный план по возрождению SHORAD, согласно которому в общей сложности и в долгосрочной перспективе должно быть создано и оснащено 95 батальонов мобильных ПВО малой дальности. Кроме того, 50 батарей должны быть размещены в Европе. Однако президент Трамп и Конгресс, говоря о важности этих систем, готовы финансировать только 9 батальонов. И то, если Stryker MSL доведут до ума.
С другой стороны, по данным оборонных подрядчиков, воскрешение батальонов SHORAD является голубой мечтой Пентагона. В частности, Breaking Defense пишет, что генерал Марк А. Милли грезит получить первый Stryker MSL в ближайшие два года, отметив, что это самый главный приоритет его работы.
Все дело в том, что у Америки нет в российском понимании наземных средств ПВО. Если в гипотетическом конфликте наши «Калибры» ударят по территории США, точнее — по штатовским электростанциям, то инфраструктура Соединенных Штатов будет выведена из строя на долгое время Так, для уничтожения всей атомной электроэнергетики Соединенных Штатов потребуется 103 точных неядерных удара. А чтобы на долгие годы погрузить во тьму всю территорию Америки, потребуется 500−700 крылатых ракет. Учитывая состояния американского общества, Джеймс Вулси, бывший директор ЦРУ, озвучил следующие цифры: без электричества 80% населения США окажутся на грани выживания и через некоторое время люди погибнут от болезней, хаоса и голода.