Материал комментируют:
Александр Дудчак
Дмитрий Галкин
Конфликт на Украине можно решить только военным путем, причем сделать это должны не ВСУ, а некая «добровольческая армия. Об этом в эфире ток-шоу «HARD с Влащенко» заявил экс-боевик так называемой АТО и лидер экстремистской группировки «Братство»* Дмитрий Корчинский.
По словам радикала, если бы в Украине в свое время была создана та самая «добровольческая армия», то на Донбассе уже давно провели бы полномасштабную карательную операцию, в результате которой непризнанные Донецкая и Луганская народные республики были бы ликвидированы.
«Если бы мы не имели там армии и добровольцев, которые способны воевать, и воюют каждый день, то враг был бы уже в Прикарпатье. Очистить Донбасс можно только военным путем, других путей нет. Нашей большой ошибкой было то, что в свое время не была создана добровольческая армия. Параллельная структура. Добровольческая армия — это было бы то, что могло бы решить существенно. То есть параллельные вооруженные силы создать… Следующим шагом станет создание добровольческого парламента.
Корчинский не в первый раз отмечается экстравагантными заявлениями. Он не раз призывал украинские власти сделать все для того, чтобы ухудшить жизнь на «оккупированных территориях», грозился преподать урок всем «сепаратистам» и пугал жителей регионов, выступавших с критикой постмайданных властей «Поездами дружбы».
Напомним также, что жена националиста Оксана является депутатом Верховной Рады от «Радикальной партии», и регулярно вносит не менее безумные законотворческие инициативы, среди которых: непризнание государственности России и запрет использования слова «Россия» («Российская Федерация») применительно к соседней стране, национализация всего российского имущества на территории Украины и т. д.
Несмотря на неадекватность новой инициативы радикала, военный путь решения конфликта в Донбассе считает единственным возможным далеко не только он. Многие политики, которых трудно обвинить в маргинальности разделяют эту точку зрения. Отметим, что некоторые из них, в том числе, депутаты Верховной рады являются одновременно руководителями т.н. «добробатов», которые активно участвуют в т.н. «АТО», правда, в составе официальных вооруженных структур, что, впрочем, не отменяет их автономности и готовности в любой момент стать основой для гипотетической «добровольческой армии» под руководством политиков-националистов.
Отметим также, что «добровольцы» не только активно участвуют в официально проводимой Киевом военной операции в бывших Донецкой и Луганской областях, но и в таких несанкционированных властями акциях, как «блокада» Крыма и Донбасса, которые несут государству убытки, и которым государство не в силах помешать. В этой связи власти в Киеве должны насторожить слова о «добровольческом парламенте», которые можно рассматривать как намек или угрозу формирования параллельных властных структур.
— Вопрос об адекватности любой идеи зависит от того, под каким углом ее рассматривать, — отмечает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.— Если взглянуть с точки зрения личных интересов Дмитрия Корчинского, то эта идея полностью рациональна. Корчинский сделал свою политическую карьеру как лидер радикального уличного протеста, который без лишних колебаний выходит за правовые рамки и применяет силовые методы. Нужно отдать ему должное, он часто демонстрирует при этом личную храбрость. Никаких электоральных перспектив у Корчинского нет (и никогда не было), а потому, если он не будет выступать с жесткими заявлениями и подкреплять их столь же жесткими действиями, то он быстро исчезнет из политического пространства.
Потребность в Корчинском всегда возникала, когда у власти появлялась потребность скомпрометировать своих противников, перешедших к протестным действиям, или вызвать у активистов протестных акций недоверие по отношению к парламентской оппозиции. Судя по всему, Коричинский дает понять, что он вновь готов выступать в таком качестве. Если же рассматривать его идею с точки зрения стратегических интересов Украины, то она, разумеется, является неадекватной и кране опасной.
«СП»: — Если гипотетически представить себе, что такая армия появилась бы, смогла бы она «зачистить» Донбасс? При каких условиях украинские власти могли бы пойти на ее создание?
— У донбасского конфликта нет военного решения. Тем не менее, украинские власти могут оказать скрытую поддержку формированию подобной структуры (действовать открыто они не решатся, чтобы не вызвать возмущение Вашингтона, Брюсселя и Берлина). Порошенко и Аваков нуждаются в новом «патриотическом подъеме», который мог бы укрепить положение власти, а также в формированиях, в которые могли бы вступить все сторонники радикальных действий.
«СП»: — Многие ли на Украине разделяют точку зрения о безальтернативности «военного решения»? Идея «войны до победного» все еще популярна, и за нее готовы реально воевать?
— К сожалению, подобную точку зрения разделяет украинская власть. Но, к счастью, кроме незначительного числа радикалов, плохо приспособленных к воинской дисциплине, ей не на кого опереться.
«СП»: — Как понимать разговоры о «добровольческом парламенте»? Такое возможно? Или это мессeдж властям, что за них могут начать решать другие?
— Скорее, это послание «парламентской оппозиции», прежде всего партиям «Самопоміч» и «Батьківщина», которым Корчинский фактически угрожает созданием альтернативного центра протестной активности, полностью независимого от них. Правда, пока трудно понять, пытается ли Корчинский шантажировать оппозиционные партии или делает предложение власти.
«СП»: — На Украине на протяжении всей истории периодически появлялись всякие «добровольцы» от казаков и гайдамаков до махновцев. Какова вероятность того, что это повторится, и на Украине появится нечто подобное?
— Такая угроза будет существовать до тех пор, пока власть не вернет себе монопольное право на насилие. Однако она не спешит это сделать, поскольку нуждается в вооруженных радикалах, хотя и не может их полностью контролировать.
— Идея, озвученная Корчинским, выгодна и нынешней власти, и тем, из ее конкурентов, кто не имеет влияния на эти нацбатальоны, — считает политолог Александр Дудчак. —Каждый феодал стремится иметь свою армию, и не допустить ее наличия у конкурентов. Поэтому утилизация вооруженных беспредельщиков выгодна многим. А как это сделать, не отправив их на фронт на Донбассе? Война — самый эффективный способ. Заодно, попытаться нанести ущерб ополчению. В этом случае Корчинский может быть засланным казачком, действующим по заказу нынешние власти.
«СП»: — Могла ли такая «добровольческая армия» появиться в 2014-м? Почему не появилась? При каких обстоятельствах она может появиться в будущем?
— Она и тогда не могла появиться, и сейчас ее не будет. По крайней мере, она не будет из себя представлять серьезную силу — несколько банд называть армией не стоит. Основной мотив участия в ней — мародерство. Но ведь можно навсегда остаться в той земле или стать калекой. Только для людей, потерявших совесть и инстинкт самосохранения одновременно, могут быть какие-то аргументы участия в такой преступной авантюре.
«СП»: — Не переоценивает ли Корчинский роль добровольцев в постмайданной истории Украины, говоря о том, что если бы не они, «враг был бы уже в Прикарпатье»?
— Надо же как-то приукрасить ситуацию, сгустить краски. Если бы не безумцы, организовавшие «Майдан», войны вообще бы не было, а Крым по-прежнему оставался бы украинским.
«СП»: — Насколько традиции «казачества», «махновщины», «гайдаматчины» т.д., а теперь и «добровольчества» в целом сильны на Украине и способствуют ли они ее развитию или наоборот?
— Если верить в то, что по улицам российских городов бродят медведи, то почему бы не верить в дух махновщины на Украине?
«СП»: — Следующим шагом, по словам Корчинского, станет создание добровольческого парламента". Возможно ли такое? Это уже намек на двоевластие и анархию?
— Корчинский растекся мыслю по древу. Ему стоило бы закусывать салом — и полезно, и подобные мысли бы не так навязчиво лезли в нетрезвую голову.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.