Материал комментируют:
Алексей Леонков
Ричард Фрэнк
Представители Пентагона заявили, что их самолеты совершили перехват российских Су-25. Произошло это в небе над территорией, которую контролируют курдские союзники США. По словам американцев, истребители F-22 были вынуждены совершить несколько опасных маневров для того, чтоб развернуть самолеты-нарушители. Более того, якобы были даже использованы инфракрасные ловушки и дипольные отражатели. Из этого следует, что американцы всерьез полагали, что прилетевшие российские штурмовики собирались совершить бомбардировки в районах контроля Сирийских демократических сил, потому как подобные средства используются преимущественно с целью вывести из строя системы самонаведения. Этих мер оказалось достаточно, чтобы Су-25 вернулись в контролируемый Дамаском и Россией участок воздушного пространства.
Спустя некоторое время российское Министерство обороны выступило с опровержением. Инцидент был объяснен совершенно иначе. Су-25 ВКС РФ сопровождали гуманитарную колонну, двигавшуюся близ сирийского города Меядин, который находится под контролем Дамаска и располагается на западном побережье Евфрата. В какой-то момент к одному из самолетов приблизился F-22, он действительно зачем-то начал использовать инфракрасные ловушки, чем затруднял работу российским пилотам. Для предотвращения помех с высоты в десять километров к американскому самолету спустился Су-35, который за пару минут заставил F-22 улететь обратно.
Учитывая противоположные точки зрения сторон, мы попытались разобраться, кто кого на самом деле перехватывал. Российский военный эксперт Алексей Леонков полагает, что в сирийском небе была провокация со стороны американских военных.
— Американский самолет пытался помешать работе наших Су-25. Появление Су-35 заставило очень быстро его ретироваться на ту территорию, которую контролируют их (американцев — авт.) союзники. Насчет перехвата. Министерство обороны России опровергало эту информацию. Это действительно нонсенс. Вряд ли бы у них это получилось, и вряд ли бы мы им дали возможность это сделать. Тот полет, что выполнял американский пилот по-простому можно назвать хулиганством, но на самом деле, это вопиющая провокация.
«СП»: — Вы говорите, что у американцев вряд ли бы получилось выполнить перехват. Почему?
— Дело в том, что после инцидента в 2015 году, когда сбили наш Су-24, все полеты нашей авиации, как бомбардировочной, так и штурмовой, обязательно сопровождаются самолетами типа Су-35 и Су-30. Поэтому, как только угроза, неважно с чьей стороны, становится возможной, помощь всегда приходит. Американскому пилоту просто повезло, что на его действия не последовало серьезного ответа. Вот поэтому потом пошел пиар, американцы подняли шумиху в прессе. Сейчас они из-за этого раздувают щеки, но это понятно. Они этим пытаются реабилитировать неудачи американской авиации в сирийском небе. Например, он (американский пилот — авт.), не дай Бог, мог включить свои РЛС на боевой режим, а любой летчик знает, когда это происходит. Наши самолеты оборудованы системами, которые оповещают пилотов, что это РСЛ самолета или же ракеты. Понятное дело, что в такой ситуации, наш пилот сразу же оповестил бы об этом находившийся выше Су-35. Тогда Су-35 наверняка применил бы оружие. Но этого не произошло. Это не осталось без внимания нашего военного руководства. У них, конечно, существует связь с командованием Коалиции, которая ведет боевые действия против остатков ИГИЛ* в Ираке и Сирии. Когда-то был заключен соответствующий меморандум — мы оповещаем американскую сторону, они оповещают нас. Взаимодействие есть, и американцы не могли не знать, где будут работать наши Су-25.То есть эти действия американцев говорят о грубейших нарушениях договоренностей и грубейшей провокации. Неизвестно, будет ли американский пилот за такие действия подвергнут каким-либо наказаниям. Но скорее всего, его превознесут до небес как героя, который показал этим «наглым и агрессивным русским», кто хозяин в небе. Скоро в их СМИ мы это прочитаем.
«СП»: — Возможно ли учащение подобных инцидентов в ближайшем будущем?
— Такие инциденты были у нас достаточно давно, во время Корейской войны 1953 года. Тогда американцы вели себя очень нагло, были сбиты даже наши самолеты. Американцы получали то же самое. Такие прецеденты были. Похоже, американцы переходят к той старой тактике, которая ни к чему хорошему не приведет.
«СП»: — Все-таки тогда СССР и США поддерживали враждебные друг другу стороны, находившиеся в состоянии войны. Но сейчас Дамаск не ведет войну против курдов. Ситуация несколько другая.
— Ситуация другая немного, но инциденты повторяются. Но тут есть еще один фактор. США всячески стараются нарастить продажу своего оружия. Но у них есть проблемы. Например, сейчас потенциальные покупатели американского F-35 задаются рядом вопросов. Американские СМИ публиковали информацию, что этот самолет скрытно провел все боевые операции, и С-400 его не заметили — настолько это хороший самолет. На самом деле, этого не было, и об этом узнали покупатели. И теперь вопрос стоит так — насколько эффективны американские авиационные комплексы? Для того, чтобы не ударить в грязь лицом, они пытаются продемонстрировать некую операцию. Для этого выбирается самолет F-22 и он летит к самолету Су-25. Это самолеты, которые даже нельзя сравнивать. Су-25 — это штурмовик, и бороться с такими самолетами как F-22 он может ограниченно, только при условии, что у него установлено соответствующее вооружение, комплексы класса воздух-воздух. На том штурмовике этого вооружения не было, не считая авиационной пушки. Поэтому совершенно очевидно, что он не мог сопротивляться F-22. Поэтому в небе рядом находился Су-35, который получил соответствующее оповещение от Су-25. И этот самолет довольно быстро справился с проблемой.
«СП»: — То есть тут уже произошел перехват американского самолета?
— Да, фактически так и случилось. Нам пришлось перехватить и отогнать американский самолет. Сами американцы попытались совершить попытку перехвата.
«СП»: — Если это происходило в зоне контроля Дамаска, зачем им это было нужно?
— Они надеялись, что этот инцидент останется без ответа и послужит впоследствии хорошей рекламой их авиационной техники. Но кончилось провалом.
Австралийский военный эксперт Ричард Фрэнк склонен считать иначе. По его мнению, в ситуации действительно были задействованы не только Су-25, но и Су-35. Последний, однако, не смог никак помешать американским самолетам перехватить российского нарушителя.
— После перемещения боевых действий в провинцию Дэйр-эз-Зор такие случаи происходят часто. Российские самолеты и вертолеты вторгаются в пространство за восточным берегом Евфрата и даже Ирака. Это нарушение договора о разделении зон проведения операций. Россия договорилась об этом с Коалицией, чтобы исключить такие ситуации, но она часто нарушает договоренность. Чаще всего это происходит из-за действий армии режима — авиация и даже наземные войска вторгаются в запрещенные для них районы. Это не похоже на борьбу с Исламским государством, а значит, является провокацией. Это вредит безопасности в Сирии, Ираке.
По мнению австралийца, Россия сделала это с целью продемонстрировать превосходство своих самолетов старого поколения над американскими современными комплексами. Но с задачей не удалось справиться. Также возможна ситуация, которая, как полагают США, ранее уже имела место быть. Якобы самолеты РФ несколько раз были уличены в бомбардировке контролируемых курдами городов и сел. По этой причине потребовался перехват цели.
* Движение «Исламское государство"(ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.