Россия преодолела «шпротовую зависимость» от Прибалтики - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Россия преодолела «шпротовую зависимость» от Прибалтики - «Новости Дня» 14:00 Вторник 0 574
19-12-2017, 14:00

Россия преодолела «шпротовую зависимость» от Прибалтики - «Новости Дня»


Россия преодолела «шпротовую зависимость» от Прибалтики - «Новости Дня»

Прибалтийские шпроты возвращаются на российский рынок спустя 2,5 года запрета – правда, частично. За это время ситуация с производством данных консервов в странах Прибалтики и в России радикально поменялась: если множество прибалтийских производителей разорены, то российские заводы демонстрируют совсем другие показатели.


Россельхознадзор снял запрет на поставки шпрот из Латвии и Эстонии. Однако пока это относится только к двум предприятиям — латвийскому SIA Karavela (№ A013985) и эстонскому DGM Shipping AS (№ 472).


Между тем в июне 2015 года запрет на поставки шпрот из Латвии и Эстонии был введен в отношении 44 латвийских и 31 эстонских предприятий, то есть 75 компаний. Продэмбарго, введенное ранее в августе 2014 года, не касалось консервированной продукции. Консервы запретили 2,5 года назад из-за обнаруженных в них опасных веществ, в частности, бензопирена, который вызывает рак. Такой канцероген возникает от применения так называемого жидкого дыма, используемого на балтийских заводах. Чтобы вернуться на российский рынок, им требовалось установить оборудование с нормальной технологией, которая контролирует режим сжигания щепы.


Интересно, что европейские эксперты обнаружили в латвийских шпротах повышенное содержание бензапирена и диоксина еще в 2009 году. Такое производство не соответствовало нормам ЕС, и прибалтийским шпротам грозил запрет. Однако европейцы после долгих переборов исключили повышенное требование по содержанию этих концерагентов исключительно для их продукции. Вероятно, такая избранность европейцев была связана как раз с тем, что все равно их продукцию покупают в основном в России в силу советской традиции.


Иными словами, Россельхознадзор потребовал от прибалтов исправить несоответствие, которое напрямую отражается на здоровье российских потребителей. Судя по всему, пока только две из 75 компаний устранили нарушения. «Вопрос об отмене временных ограничений на ввоз продукции с остальных предприятий будет рассмотрен на основании представленных компетентными органами Латвии и Эстонии материалов по устранению нарушений», — говорится в сообщении.


Впрочем, за последние годы калининградские производители доказали, что Россия в состояния сама себя обеспечивать шпротами.


«За период действия ограничений отечественные производители смогли полностью импортозаместить данный вид продукции. Они нарастили вылов и производство как готовых рыбных консервов, так и сырья», — говорит зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.


Продэмбарго подтолкнуло рост квот на вылов мелкосельдевых рыб для российских рыбаков на Балтике. В итоге промысел шпрота с каждым годом увеличивается. По данным Росрыболовства, на 22 ноября 2017 года в Балтийском море добыто шпрота на 2 тыс. тонн больше, чем годом ранее – 33,5 тыс. тонн, тогда как еще в 2014 году вылов шпрота сокращался. В прошлом году производство свежих или охлажденных шпрот превысило 17 тыс. тонн, что почти в четыре раза больше уровня 2015 года (4,4 тыс. тонн).


Выпуск консервов также увеличился. В 2015 году в Калининградской области выпустили 18,7 млн банок шпротных консервов, в 2016 году — уже 32 млн банок. В 2017 году ожидается порядка 44 млн банок. Сейчас в этом сегменте добавилось три новых компании и было создано более 1 тыс. новых рабочих мест.


Ранее потребление шпрот в России составляло от 80 до 100 млн банок в год. Таким образом, Калининград обеспечивает до 50% потребностей страны в шпротах. Впрочем, производством шпрот занимаются также в Крыму и других регионах, поэтому запрет на прибалтийские шпроты прошел практически незаметно для российского потребителя – дефицита этих консервов нет.


Снятие запрета на поставки консервов из двух прибалтийских предприятий вряд ли серьезно повлияет на ситуацию. Следом запрет может быть снят и с других предприятий. Однако можно уверенно сказать, что далеко не все прибалтийские заводы смогут вернуться на российский рынок.


Во-первых, за 2,5 года многие предприятия в Латвии и Эстонии не смогли выжить без российского рынка сбыта. Еще в конце лета руководитель Союза предприятий пищевой промышленности Эстонии Сирье Потисепп говорил, что из-за запрета на ввоз рыбных консервов в стране осталось только одно крупное предприятие. Латвийские производители рыбных консервов вместо прибыли стали генерировать убытки, и многие из них также закрылись.


Выжили в итоге лишь те, кто изначально развивал диверсификацию продукции и смог быстро нарастить объемы производства других консервов. Например, завод Kaija сумел переорентироваться на выпуск консервов из скумбрии, сельди и лососи. Но если бы запрет на шпроты был введен несколькими годами раньше, то предприятие не смогло бы избежать банкротства, признавались на заводе.


Надо понимать, что сами прибалты любимые россиянами шпроты практически не покупают, да и в ЕС на них тоже нет большого спроса. Попытки найти других покупателей не увенчались успехом. В таких объемах прибалтийские шпроты оказались никому не нужны.


«Возращение продукции прибалтийских предприятий не окажет существенного влияния на российский рынок.


Отечественные потребители успели убедиться в качестве российской продукции, поэтому зарубежным поставщикам будет нелегко отвоевать долю рынка», — уверен Дмитрий Леонов.


Но чтобы россияне не кинулись скупать прибалтийские шпроты в ущерб калининградскии, важно переломить советский стереотип о том, что латвийский шпроты – самые лучшие. На самом деле, калининградские шпроты по своим вкусовым и качественным характеристикам не отличаются от прибалтийских, а в ряде случаев даже лучше, считает исполнительный директор Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры Сергей Гудков. Поэтому лучшее, что могут сделать российские власти для отечественных заводов – подтвердить качество российских шпрот, например, через Российскую систему качества.


В любом случае, приток «свежей крови» в виде прибалтийских шпрот будет полезен с точки зрения конкуренции. Это заставит отечественных производителей еще больше следить за качеством своей продукции и по возможности улучшить ее, считает Гудков. Он уверен, что прибалтийские шпроты будут дороже наших из-за необходимости платить таможенные пошлины и более высокой оплаты труда. Но так как прибалтийским шпротам придется заново бороться за место на полке, то местные переработчики обеспокоены возможным демпингом со стороны прибалтийских коллег.


Впрочем, за две недели до Нового года шпроты вряд ли подешевеют только из-за конкуренции прибалтийских производителей. «Основная доля новогодней продукции давно закуплена, цены на товары определены», — говорит Дмитрий Леонов. По его мнению, потенциальное снижение цен на шпроты перед новым годом может быть только благодаря многочисленным акциям и скидкам торговых сетей.


Прибалтийские шпроты возвращаются на российский рынок спустя 2,5 года запрета – правда, частично. За это время ситуация с производством данных консервов в странах Прибалтики и в России радикально поменялась: если множество прибалтийских производителей разорены, то российские заводы демонстрируют совсем другие показатели. Россельхознадзор снял запрет на поставки шпрот из Латвии и Эстонии. Однако пока это относится только к двум предприятиям — латвийскому SIA Karavela (№ A013985) и эстонскому DGM Shipping AS (№ 472). Между тем в июне 2015 года запрет на поставки шпрот из Латвии и Эстонии был введен в отношении 44 латвийских и 31 эстонских предприятий, то есть 75 компаний. Продэмбарго, введенное ранее в августе 2014 года, не касалось консервированной продукции. Консервы запретили 2,5 года назад из-за обнаруженных в них опасных веществ, в частности, бензопирена, который вызывает рак. Такой канцероген возникает от применения так называемого жидкого дыма, используемого на балтийских заводах. Чтобы вернуться на российский рынок, им требовалось установить оборудование с нормальной технологией, которая контролирует режим сжигания щепы. Интересно, что европейские эксперты обнаружили в латвийских шпротах повышенное содержание бензапирена и диоксина еще в 2009 году. Такое производство не соответствовало нормам ЕС, и прибалтийским шпротам грозил запрет. Однако европейцы после долгих переборов исключили повышенное требование по содержанию этих концерагентов исключительно для их продукции. Вероятно, такая избранность европейцев была связана как раз с тем, что все равно их продукцию покупают в основном в России в силу советской традиции. Иными словами, Россельхознадзор потребовал от прибалтов исправить несоответствие, которое напрямую отражается на здоровье российских потребителей. Судя по всему, пока только две из 75 компаний устранили нарушения. «Вопрос об отмене временных ограничений на ввоз продукции с остальных предприятий будет рассмотрен на основании представленных компетентными органами Латвии и Эстонии материалов по устранению нарушений», — говорится в сообщении. Впрочем, за последние годы калининградские производители доказали, что Россия в состояния сама себя обеспечивать шпротами. «За период действия ограничений отечественные производители смогли полностью импортозаместить данный вид продукции. Они нарастили вылов и производство как готовых рыбных консервов, так и сырья», — говорит зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Продэмбарго подтолкнуло рост квот на вылов мелкосельдевых рыб для российских рыбаков на Балтике. В итоге промысел шпрота с каждым годом увеличивается. По данным Росрыболовства, на 22 ноября 2017 года в Балтийском море добыто шпрота на 2 тыс. тонн больше, чем годом ранее – 33,5 тыс. тонн, тогда как еще в 2014 году вылов шпрота сокращался. В прошлом году производство свежих или охлажденных шпрот превысило 17 тыс. тонн, что почти в четыре раза больше уровня 2015 года (4,4 тыс. тонн). Выпуск консервов также увеличился. В 2015 году в Калининградской области выпустили 18,7 млн банок шпротных консервов, в 2016 году — уже 32 млн банок. В 2017 году ожидается порядка 44 млн банок. Сейчас в этом сегменте добавилось три новых компании и было создано более 1 тыс. новых рабочих мест. Ранее потребление шпрот в России составляло от 80 до 100 млн банок в год. Таким образом, Калининград обеспечивает до 50% потребностей страны в шпротах. Впрочем, производством шпрот занимаются также в Крыму и других регионах, поэтому запрет на прибалтийские шпроты прошел практически незаметно для российского потребителя – дефицита этих консервов нет. Снятие запрета на поставки консервов из двух прибалтийских предприятий вряд ли серьезно повлияет на ситуацию. Следом запрет может быть снят и с других предприятий. Однако можно уверенно сказать, что далеко не все прибалтийские заводы смогут вернуться на российский рынок. Во-первых, за 2,5 года многие предприятия в Латвии и Эстонии не смогли выжить без российского рынка сбыта. Еще в конце лета руководитель Союза предприятий пищевой промышленности Эстонии Сирье Потисепп говорил, что из-за запрета на ввоз рыбных консервов в стране осталось только одно крупное предприятие. Латвийские производители рыбных консервов вместо прибыли стали генерировать убытки, и многие из них также закрылись. Выжили в итоге лишь те, кто изначально развивал диверсификацию продукции и смог быстро нарастить объемы производства других консервов. Например, завод Kaija сумел переорентироваться на выпуск консервов из скумбрии, сельди и лососи. Но если бы запрет на шпроты был введен несколькими годами раньше, то предприятие не смогло бы избежать банкротства, признавались на заводе. Надо понимать, что сами прибалты любимые россиянами шпроты практически не покупают, да и в ЕС на них тоже нет большого спроса. Попытки найти других покупателей не увенчались успехом. В таких объемах прибалтийские шпроты оказались никому не нужны. «Возращение продукции прибалтийских предприятий не окажет существенного влияния на российский рынок. Отечественные потребители успели убедиться в качестве российской продукции, поэтому зарубежным поставщикам будет нелегко отвоевать долю рынка», — уверен Дмитрий Леонов. Но чтобы россияне не кинулись скупать прибалтийские шпроты в ущерб калининградскии, важно переломить советский стереотип о том, что латвийский шпроты – самые лучшие. На самом деле, калининградские шпроты по своим вкусовым и качественным характеристикам не отличаются от прибалтийских, а в ряде случаев даже лучше, считает исполнительный директор Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры Сергей Гудков. Поэтому лучшее, что могут сделать российские власти для отечественных заводов – подтвердить качество российских шпрот, например, через Российскую систему качества. В любом случае, приток «свежей крови» в виде прибалтийских шпрот будет полезен с точки зрения конкуренции. Это заставит отечественных производителей еще больше следить за качеством своей продукции и по возможности улучшить ее, считает Гудков. Он уверен, что прибалтийские шпроты будут дороже наших из-за необходимости платить таможенные пошлины и более высокой оплаты труда. Но так как прибалтийским шпротам придется заново бороться за место на полке, то местные переработчики обеспокоены возможным демпингом со стороны прибалтийских коллег. Впрочем, за две недели до Нового года шпроты вряд ли подешевеют только из-за конкуренции прибалтийских производителей. «Основная доля новогодней продукции давно закуплена, цены на товары определены», — говорит Дмитрий Леонов. По его мнению, потенциальное снижение цен на шпроты перед новым годом может быть только благодаря многочисленным акциям и скидкам торговых сетей.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl