Так называемый «Грузинский национальный легион», воюющий в Донбассе в составе Вооруженных сил Украины, заявил о выходе из состава 54-й отдельной механизированной бригады из-за некомпетентности и незаконных приказов ее командования. Об этом 5 января заявлено на странице формирования в Facebook.
«Двадцатого декабря 2017 года „Грузинский легион“ своим полным составом покинул 54-ю бригаду из-за некомпетентности командира Майстренко Алексея и его окружения, а также незаконных приказов, изданных им. О деталях операции, прошедшей 16 декабря 2017 года, при которой были ранены 11 бойцов „Грузинского легиона“ и 25-го батальона, мы обязательно сообщим на пресс-конференции в ближайшие дни», — говорится в заявлении.
Кроме того, сообщается о «репрессиях» против бойцов «легиона»: «Сегодня проблема состоит в том, что командир 54-й бригады пытается депортировать прямо из военного госпиталя раненых бойцов „Грузинского легиона“, которые могут рассказать правду о незаконных приказах и действиях командира».
Отметим, что командование ВСУ уже опровергло существование отдельного подразделения под названием «Грузинский легион» в составе 54-й бригады. При этом сообщается, что в 2016 году на службу в Вооруженные силы Украины по контракту поступило «определенное количество» иностранцев. И все они теперь имеют официальный статус военнослужащих украинской армии.
Так существует ли на самом деле «легион»? И какие интересные подробности о деятельности ВСУ могут сообщить его представители?
— Поскольку кроме двух версий событий от каждой из заинтересованных сторон, мы не располагаем никакой реальной информацией о том, что именно на самом деле произошло и каковы масштабы конфликта, сложно точно предсказать масштаб возможных «санкций», — считает старший лейтенант Народной милиции ЛНР Андрей Морозов, воюющий в составе батальона «Август».
— С наибольшей вероятностью, если увольняющиеся «легионеры» не «осядут» в других подразделениях своей армии, они рано или поздно будут иметь проблемы по линии незаконного оборота нажитой «неучтёнки» в обычном криминальном формате. Если выберут последний вариант… Что сказать… Со времен Сашко Бiлого формат «санкций» для таких персонажей, решивших что «идейность-свидомость» даёт им какие-то права в имущественных спорах хозяев кровавого балагана, выработан вполне определенный. Самоубьются тремя выстрелами в затылок.
«СП»: — А существует ли этот «Грузинский легион»? В Киеве отрицают сам факт его существования. Почему?
— Очевидно, потому, что такого формирования как «легион» нет в штатных расписаниях ВСУ. Просто их всех записали в какую-то роту или взвод. Возможно, назначили кого-то из них командиром. Но для того, чтобы «пиариться» и собирать деньги на снаряжение, удобнее громко самоназываться «Грузинским легионом».
«СП»: — Басурин утверждает, что демарш «легиона» продиктован участившимися случаями «дружественного обстрела» его позиций со стороны артиллерии ВСУ. Насколько это реально?
— Видимо, обстрелы стали достаточно частыми для того, чтобы грузины внезапно обнаружили «незаконность приказов своего командования» и прочее… Скорее всего, оборотистые южане что-то не поделили с командованием бригады в чисто материальном плане. И даже со второго намёка не поняли, что их «вежливо просят» задуматься над своим поведением, пока все они не погибли «в жестоком бою с сепаратистами».
«СП»: — Кроме того, по словам Басурина, последней каплей в принятии решения о выходе «легионеров» из состава 54-й бригады «стал факт участия подразделения в обстреле 19 декабря Новолуганского» с целью инсценировать ответную атаку ополченцев. У наемников проснулась совесть? Где она была раньше?
— Скорее всего, там имел место затянувшийся спор о чисто материальных интересах, в котором грузины сильно переоценили свои возможности, решив, что «разом их богато». Район Новолуганского неоднократно фигурировал в новостях типа «ВСУ перекрыли очередной канал контрабанды». Неоднократность эта свидетельствует о неутихающей многолетней борьбе разных подразделений ВСУ и нацбатов за контроль над контрабандными тропками, которые являются третьим (после простого мародёрства и поисков цветмета) основным источником дохода всех этих вооружённых людей.
«СП»: — Можно ли ожидать в будущем отказа целых подразделений подчиняться командованию ВСУ?
— Не думаю. За прошедшие годы войны ВСУ и нацбаты достигли определенной культуры в области имущественных споров между собой, и вряд ли мы увидим ещё раз что-то подобное. Максимум — командиры, не договорившиеся между собой о разделе финансовых потоков, будут «заказывать» друг друга финансово неблагополучным подчинённым. Bella vita militar!
По мнению координатора Одесской городской организации запрещённого на Украине Объединения «Боротьба», бывшего военнослужащего ВСН Игоря Воронова, можно не сомневаться в существовании такого вооруженного формирования в составе ВСУ.
— Не секрет, что в рядах сил «АТО» еще с 2014 года воевало немало иностранцев, большинство из них присутствует там и сегодня. Это и граждане различных стран Евросоюза, и инструкторы из государств-членов НАТО, и чеченские боевики, воевавшие против России, а затем бежавшие на Украину и сформировавшие уже на ее территории собственный батальон, назвав его именем своего первого лидера — Дудаева. Присутствие иностранных наемников неоднократно доказывалось и освещалось СМИ.
Не стали исключением и жители Грузии. Ведь эта страна тоже была в состоянии войны с Россией. И там есть определенное количество граждан — противников как Российской армии, так и в целом — России. И естественно, посчитав конфликт в Донбассе российским вторжением (а его только так и преподносят в большинстве иностранных СМИ), грузины решили влиться в этот конфликт и помочь украинским воякам сражаться с «агрессором».
Но сейчас Киев решил не признавать в рядах своей армии подобное подразделение, видимо, из-за возникшего скандала. Причем, официальные власти обеспокоены не самим фактом участия в конфликте иностранцев, а демонстративным их выходом из состава ВСУ.
Разумеется, Киеву невыгодно признать, что их армия столь безнадежна. Ведь по сообщению от «легиона», вышли они из состава Вооруженных сил Украины именно по причине некомпетентности вышестоящего командира и хаоса в бригаде, которой подчинялся батальон.
«СП»: — Сообщается, что в истории Украины вхождение «легиона» в ВСУ в позапрошлом году — это первый случай, когда в армию официально были зачислены иностранцы. Почему это было сделано? Своих солдат не хватало?
— Нет, своих, украинцев, у них всегда хватало. Я считаю, что у этого действия был исключительно политический и информационный характер. На тот момент для киевской хунты такая позиция иностранцев была очень выгодна. Этим Киев стремился продемонстрировать его поддержку из-за рубежа.
«СП»: — Представители каких еще стран могут массово присутствовать в рядах ВСУ?
— Как я уже сказал, присутствие в рядах ВСУ иностранцев очевидно. Кто-то там в качестве инструкторов и их пребывание в зоне конфликта тщательно скрывается всеми возможными методами. Кто-то в качестве добровольцев и их присутствие уже более ясно прослеживается.
Так, например, чеченские боевики неоднократно появлялись в различных видеороликах и обращениях. Также представители ополчения, начиная с 2014 года, заявляли о военных США на подконтрольной Украине территории Донбасса. Очевидно, что это были военные, прибывшие с целью обучить украинских солдат и офицеров профессиональному ведению боевых действий. Ведь в начале компании на востоке страны, укроармия отличалась жутким непрофессионализмом и неграмотностью личного состава.
«СП»: — Бежавшие с линии фронта «легионеры» уже пообещали рассказать новые подробности о порядках, царящих в ВСУ. Узнаем ли мы от них что-то важное?
— Вполне возможно, что данная история получит продолжение и общественность в самом деле узнает немало подробностей о деятельности как «Грузинского легиона», так и 54-й бригады. Привлекая к себе внимание СМИ, легионеры, возможно, пытаются обезопасить себя, рассчитывая на то, что пока о них говорят их не «зацепит» карательная система Киева.
А в это время
Советник президента Украины Юрий Бирюков в одной из социальных сетей так прокомментировал возникший скандал: «У некоторых людей плохо с числительными, с порядками и с пониманием дисциплины. То их поддерживают миллионы, то им выделяют триллионы, то их самих — легион. Ок, их там три десятка человек, это банальный пехотный взвод. Формально — 3-я рота 25-го батальона 54-й бригады. По численности — полный взвод. Обычный, линейный, тривиальный пехотный взвод. Который что-то себе там решил. Хотя таких ОБЫЧНЫХ пехотных взводов у нас на передовой сотни.
Они героичнее других? Точно нет.
Они добровольнее других? Точно нет.
Они патриотичнее других? Ну вот точно нет.
… В патриотизм приехавших в Украину повоевать я не верю и не поверю никогда. Я никогда не поверю во вспыхнувший за пару лет украинский патриотизм".