Летопись Донецка. 24 апреля 1941 — Трамвай «Сталино — Макеевка» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Летопись Донецка. 24 апреля 1941 — Трамвай «Сталино — Макеевка» - «Военные действия» 20:00 Вторник 0 524
16-01-2018, 20:00

Летопись Донецка. 24 апреля 1941 — Трамвай «Сталино — Макеевка» - «Военные действия»



«Трасса начинается у существующего трамвайного кольца шахты им. Калинина, идёт к молокозаводу, отсюда тянется через посёлки шахты №5-17, Игнатьевку, и у станции Щегловка соединяется с трамвайной линией, ведущей на Макеевку. Пройдёт немного времени, и трамвайные вагоны один за другим пойдут по этой трассе, связывающей два крупнейших города Донбасса», — так описывал в апреле 1941 г. корреспондент газеты «Соц. Донбасс» З. Днепров строящуюся трамвайную линию Сталино-Макеевка.
Строительство начиналось в октябре 1940 г. Работы велись осенью, зимой и продолжились весной. 75 лет назад вступил в эксплуатацию первый километр трассы — два вагона курсировали от калининского кольца к молокозаводу.
Сделано было немало. Из 40 тыс. кубометров земли вынуто 34 тыс., до половины трассы уложены рельсы, установлено 105 металлических мачт. Но ещё больше предстояло сделать, чтобы в установленный графиком срок — 1 сентября 1941 г. — трамвай ушёл на Макеевку.
Согласно графика ежедневно на строительство должны были выходить 116 человек: укладчики, сварщики, подсобные рабочие, не считая ещё и землекопов с лошадьми. Но в действительности на трассе работало с 15 апреля только 40 человек.
Недостаток людей ощущался на каждом шагу. Главный инженер строительства Минц, чтобы не задерживать разгрузку щебня, снимал с трассы укладчиков и посылал их разгружать вагоны. Укладка пути в этот момент стояла.
Наиболее важным участком строительства была выемка земляного полотна. Артели организации с длинным названием — Стройматериалтранссоюза — должны были ежедневно высылать по 52 подводы. Президиум союза ещё 14 апреля принял по этому вопросу специальное решение. Но по непонятным причинам не выслал ни одной вплоть до 24 апреля.
И только в воскресение, 20 апреля, на трассе наблюдалось оживление. Приехали сразу 174 подводы макеевской артели «Вантажграбарь». За один день было вынуто 1129 кубометров земли.
21 и 22 апреля на трассе работало по 10 подвод артели «Мактранс». Журналист сетует, что артели «Красный транспортник» и «Будённовтранс» (Сталино) ни одной подводы не дали. «Председателям этих артелей тт. Жевелову и Бэскину следовало бы серьёзно напомнить о необходимости выполнять решения исполкома городского Совета и президиума промыслового союза», — гневался З. Днепров.
Значение строительства трамвайной линии недооценивали и другие организации. С серьёзными перебоями горкоммунснаб завозил щебень, Железнодорожный цех завода им. Сталина должен был подавать в тупик трассы вагоны с котельным шлаком, но своё обязательство выполнял неаккуратно. Наконец, по указанию правительства, снабжение стройки остродефицитными материалами, было возложено на комбинат «Сталинуголь». Ему были выделены специальные фонды. Материалы комбинат получал, но на стройке их не видели.
В 20-х числах апреля в Сталино установилась благоприятная погода. И, наверное, критика в газете подстегнула строительство. Но линия так и не появилась. Можно предположить, что помешала война.
Вагон 13 серии «Х» в 1942 году на конечной «ДМЗ». Всего к тому времени в Донецк было отправлено 46 вагонов «Х» и 34 «М». Фото из коллекции J.H.Price (Англия)ф

Трамвай №4 «Центр — Смолянка». 1941 год, период оккупации

«Трасса начинается у существующего трамвайного кольца шахты им. Калинина, идёт к молокозаводу, отсюда тянется через посёлки шахты №5-17, Игнатьевку, и у станции Щегловка соединяется с трамвайной линией, ведущей на Макеевку. Пройдёт немного времени, и трамвайные вагоны один за другим пойдут по этой трассе, связывающей два крупнейших города Донбасса», — так описывал в апреле 1941 г. корреспондент газеты «Соц. Донбасс» З. Днепров строящуюся трамвайную линию Сталино-Макеевка. Строительство начиналось в октябре 1940 г. Работы велись осенью, зимой и продолжились весной. 75 лет назад вступил в эксплуатацию первый километр трассы — два вагона курсировали от калининского кольца к молокозаводу. Сделано было немало. Из 40 тыс. кубометров земли вынуто 34 тыс., до половины трассы уложены рельсы, установлено 105 металлических мачт. Но ещё больше предстояло сделать, чтобы в установленный графиком срок — 1 сентября 1941 г. — трамвай ушёл на Макеевку. Согласно графика ежедневно на строительство должны были выходить 116 человек: укладчики, сварщики, подсобные рабочие, не считая ещё и землекопов с лошадьми. Но в действительности на трассе работало с 15 апреля только 40 человек. Недостаток людей ощущался на каждом шагу. Главный инженер строительства Минц, чтобы не задерживать разгрузку щебня, снимал с трассы укладчиков и посылал их разгружать вагоны. Укладка пути в этот момент стояла. Наиболее важным участком строительства была выемка земляного полотна. Артели организации с длинным названием — Стройматериалтранссоюза — должны были ежедневно высылать по 52 подводы. Президиум союза ещё 14 апреля принял по этому вопросу специальное решение. Но по непонятным причинам не выслал ни одной вплоть до 24 апреля. И только в воскресение, 20 апреля, на трассе наблюдалось оживление. Приехали сразу 174 подводы макеевской артели «Вантажграбарь». За один день было вынуто 1129 кубометров земли. 21 и 22 апреля на трассе работало по 10 подвод артели «Мактранс». Журналист сетует, что артели «Красный транспортник» и «Будённовтранс» (Сталино) ни одной подводы не дали. «Председателям этих артелей тт. Жевелову и Бэскину следовало бы серьёзно напомнить о необходимости выполнять решения исполкома городского Совета и президиума промыслового союза», — гневался З. Днепров. Значение строительства трамвайной линии недооценивали и другие организации. С серьёзными перебоями горкоммунснаб завозил щебень, Железнодорожный цех завода им. Сталина должен был подавать в тупик трассы вагоны с котельным шлаком, но своё обязательство выполнял неаккуратно. Наконец, по указанию правительства, снабжение стройки остродефицитными материалами, было возложено на комбинат «Сталинуголь». Ему были выделены специальные фонды. Материалы комбинат получал, но на стройке их не видели. В 20-х числах апреля в Сталино установилась благоприятная погода. И, наверное, критика в газете подстегнула строительство. Но линия так и не появилась. Можно предположить, что помешала война. Вагон 13 серии «Х» в 1942 году на конечной «ДМЗ». Всего к тому времени в Донецк было отправлено 46 вагонов «Х» и 34 «М». Фото из коллекции J.H.Price (Англия)ф Трамвай №4 «Центр — Смолянка». 1941 год, период оккупации
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 905 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl