Материал комментируют:
Александр Дмитриевский
Эдуард Попов
Украинская армия планирует провести авиационные учения в т.н. «зоне АТО», в ходе которых не исключены провокации. Об этом рассказал журналист заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
В частности, Киев может инсценировать уничтожение украинского самолета с целью обвинения республик Донбасса.
По словам Басурина, ВС ДНР получены данные о подготовке к проведению с 21 по 30 января комплексной тренировки украинских подразделений и частей ПВО в зоне «АТО» с последующей отработкой вопросов обнаружения, сопровождения и условного уничтожения воздушных целей. Для обеспечения тренировки планируется привлечь самолёты ВВС Украины.
«Хотелось бы напомнить, что согласно Минским соглашениям в 30-ти километровой зоне вдоль всей линии соприкосновения использование авиации запрещено», — подчеркнул Басурин.
«Мы не исключаем, что под прикрытием проведения этой тренировки может быть произведено уничтожение авиационного средства для последующего обвинения в этом наших Вооружённых сил», — заявил он.
Представитель ДНР также отметил, что любой самолёт, залетевший в воздушное пространство Республики, будет незамедлительно сбит:
«Предупреждаем, что наши средства ПВО будут использованы против вражеской авиации только в случае нарушения ею наших воздушных границ».
— Провокации, устраиваемые бандеровским режимом против республик Донбасса, преследуют одну цель — попытаться в глазах Запада переложить ответственность за преступления нацизма на тех, кто их не совершал, — подчеркивает политолог, историк, публицист и постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— При этом бандеровцам желательно, чтобы виновными в совершении злодеяний были объявлены не только ДНР и ЛНР, но также Россия.
«СП»: — Как именно это может выглядеть на практике? Чего Киев хочет добиться таким способом?
— Историю с малазийским «боингом» помните? Так и здесь — элементарное уничтожение украинского самолёта средствами ПВО. Но с таким расчётом, чтобы обломки упали на подконтрольной Украине территории. А дальше — попытаться подтасовать факты таким образом, чтобы обвинить в этом Донбасс.
«СП»: — В течение последних лет мы регулярно слышали о том, что Киев готовит ужасные провокации, но в реальности каких-либо серьёзных провокаций по описываемым сценариям не было. Почему?
Провокация — это большое искусство, хотя и недоброе. Главное её условие — скрытность и внезапность: она эффективна исключительно тогда, когда является неожиданностью для жертвы. Но если тот, против кого она предназначена, знает о факте её подготовки — тут уже не просто можно, а нужно поскорее включать заднюю передачу. Поэтому, как только разведка республик Донбасса вскрывает факт готовящейся провокации, украинской стороне ничего не остаётся как свернуть начатое. Ибо блефовать с открытыми картами — дело неблагодарное.
«СП»: — Почему до этого никому не приходила в голову столь «гениальная» идея? Почему сейчас?
— Потому, что кое-кто в Киеве уже забыл уроки 2014 года. Помните, как в небе над Донбассом Украина потеряла лучшую часть своего авиапарка? Причём потеряла от огня пулемётов и ПЗРК, которыми тогда располагали ополченцы! Будучи не в силах вынести такой позор, украинские стратеги решились на уничтожение пассажирского самолёта: каратели могут воевать только с мирным населением…
— Для начала нужно посмотреть на ситуацию в Донбассе в целом, — комментирует информацию, озвученную Басуриным, директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов Эдуард Попов.
— Ситуация такова: Украина подготовила законодательные основы для войны в Донбассе с перспективой её перерастания в войну против России. Украина также подготовила военно-технические и военно-политические условия для этой войны. Уверенности киевскому руководству придаёт обещанная помощь США (поставки «Джавелинов» и других вооружений и, вероятно, закулисное обещание непосредственного участия боевых подразделений США и НАТО в случае войны). Также в Киеве надеются, хотя и не уверены в этом, что Россия проявит нерешительность или слабость.
18 марта состоятся президентские выборы, и на Украине, и в Вашингтоне резонно считают, что в преддверии выборов России нецелесообразно участвовать в военных конфликтах, да ещё вблизи своих границ. Если эти предположения верны, и Украина действительно готовит военный сценарий, а я в этом убежден почти на 100 процентов, то остается лишь одно: изыскать подходящий повод.
Киев в последнее время часто критикуют в европейских столицах из-за несоблюдения минских соглашений. Закон «о реинтеграции» от 18 января и был разрывом этих соглашений в области законодательства и вызвал критику немецкого правительства. Но демонстративная агрессия против республик Донбасса станет куда большим нарушением. А Украина нуждается в сохранении за собой имиджа жертвы и обороняющейся стороны. Поэтому может быть изыскан любой подходящий и правдоподобный повод. К тому же Украина имеет богатый опыт уничтожения гражданских самолетов — сбитие российского лайнера в 2000-м году и уничтожение малайзийского в 2014-м. Технически осуществить эту операцию, я думаю, не составит большого труда.
Украинский самолет может просто залететь в зону действия ПВО НМ ДНР, остальное сделает враг. Сценарий, который озвучил Эдуард Басурин, на мой взгляд — не хуже и не лучше других и вполне подходит к означенной цели. Но всё же страдает важными недостатками. Во-первых, запрет на действия ВВС в 30-километровой зоне. Во-вторых — военные потери никого не удивляют. Не буду продолжать свою мысль, чтобы не накликать беду.
«СП»: — На какой эффект от этой провокации рассчитывают в Киеве?
— Цель не конкретно описанного Басуриным сценария, а, вообще, украинских провокаций — обвинить республики Донбасса в нарушении «Минска» и получить повод для справедливого «удара возмездия». В глазах украинского «суспильства» (общества- авт.) появляется прекрасное объяснение войны. Для зарубежной аудитории Украина тоже выглядит жертвой, а республики Донбасса — агрессором. ВСУ получает повод перейти в наступление из-за преступного нарушения Минских соглашений «оккупационным режимом» «ДНР».
«СП»: — Что можно сделать, чтобы предотвратить это? Или обнародования информации достаточно для того, чтобы в Киеве передумали?
— Повторюсь, на мой взгляд — это один из достаточно многочисленных поводов и, вероятно, далеко не самый лучший, если исходить из военно-политических целей, а не моральной трактовки действий. Кто знает, не вбрасывает ли украинская разведка эту информацию для того, чтобы перенаправить внимание на ложные объекты? Отменили один сценарий, применили другой — только и всего. Если есть необходимость найти подходящий повод к войне он будет найден.
«СП»: — Насколько оправдано решение сбивать любые самолеты, залетевшие в воздушное пространство ДНР?
— Наверное всё же не любые, а только военные. Если позволить украинским ВВС нарушить воздушное пространство они воспримут это как слабость, что может иметь катастрофические последствия для обороны ДНР и ЛНР.