В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8?04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Производство самолетов Ту-160 было начато на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова в 1984 году. В 1992 году, когда Борис Ельцин объявил о прекращении закупок стратегических ракетоносцев, завод встал. Но в 1997 году начались работы по восстановлению производства. И в 2008 году два самолета были достроены из сохранившихся старых заделов. Однако один недостроенный планер остался стоять в цехе. Именно его в связи с принятой программой модернизации ракетоносцев до уровня Ту-160М достроили и модернизировали. В ноябре прошлого года самолет торжественно выкатили из ворот цеха. Именно он сейчас проходит летные испытания.
Создание ракетоносцев Ту-160М на базе уже имеющихся самолетов Ту-160 — это промежуточный вариант усиления нашей стратегической авиации. В скором будущем будут строиться абсолютно новые машины Ту-160М2.
Всего вместе с прототипами было построено 35 ракетоносцев Ту-160. В настоящий момент Дальняя авиация располагает 11-ю машинами базовой модификации и 5-ю модернизированными Ту-160М. Следовательно, машина с заводским номером 8?04 станет шестой по счету. Ей присвоено имя скончавшегося в прошлом году Главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина. Пройдут модернизацию первой очереди и оставшиеся 11 самолетов.
Полную модернизацию на Ту-160М проходит радиоэлектронное оборудование. Устанавливается новая система вооружения, позволяющая с высокой точностью применять как существующие, так и перспективные крылатые ракеты, а также корректируемые и свободнопадающие бомбы. В прицельную систему введен канал получения информации по целенаведению от спутниковых систем.
При этом летные характеристики, по которым базовая модификация и поныне превосходит все стратегические бомбардировщики мира, останется на прежнем уровне.
Ту-160 является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой стреловидностью крыла. А также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу (275 тонн) и ракетно-бомбовую нагрузку внутри фюзеляжа (45 тонн). Также он самый скоростной среди стратегических бомбардировщиков (2230 км/ч) и самый высотный (21000 м).
Правда, наш абсолютный рекордсмен уступает американскому бомбардировщику В-2 Spirit в радиолокационной незаметности. Однако и здесь он не так уж и беспомощен: при создании «Белого лебедя», как называют Ту-160, также частично были использованы стелс-технологии. Тут он выступает на равных с В-1В — также самолетом с пониженной видимостью. Однако это не имеет существенного значения. При использовании крылатых ракет Х-101/Х-102, имеющих дальность 5500 км, ему нет необходимости приближаться к зоне ПВО противника.
Что же качается новейшей модификации — Ту-160М2, — то сроки ее появления, по устоявшейся традиции, периодически корректируются. Минувшим летом главком ВКС, ставший вскоре сенатором, Виктор Бондырев обещал, что первый полет ракетоносец совершит в 2018 году. Действительно, к тому моменту Казанский авиазавод провел серьезную реорганизацию, восстановив уникальные технологические линии по производству «Белого лебедя», привел в порядок цеха, включая главный — сборочный. Оставалось дело «за малым» — получить не только рабочие чертежи, но и технологическую документацию. Ее, к сожалению, нет и поныне. Так что пока еще не только не на чем совершать первый полет, но и нет возможности начать строительство первого опытного образца. Более реально выглядят недавние сообщения о том, что серийное производство ракетоносца может начаться в 2023—2024 году.
Ту-160М2 будет значительно более эффективным ракетоносцем, чем его «прародитель». Это, по сути, новый самолет, в котором от Ту-160 используется только планер. Все остальное — новые разработки. Характеристики новых систем хранятся в секрете. Однако известно, что прирост качества от их внедрения должен получиться громадным. Заместитель министра обороны Юрий Борисов утверждает, что боевая эффективность Ту-160М2 возрастет по сравнению с базовой модификацией в 2,5 раза.
Самарский СНТК им. Н.Д. Кузнецова создал новую версию двигателя с улучшенными характеристиками — НК-32?02. В нем, как и в двигателях для самолетов пятого поколения, используется электронная система управления. Конструкторам удалось увеличить и тягу. На форсаже она достигает 26000 кгс. В связи с чем и тяговоруженность должна несколько возрасти. При этом двигатель станет более экономичным. Ожидается, что дальность полета возрастет минимум на 1000 км и, следовательно, может превысить 15000 км.
Авионика самолета радикально обновлена. Навигационная система использует три механизма ориентации: астронавигационный канал, бесплатформенная инерциальная система, а также спутниковая система позиционирования военного назначения.
Существенно возрастет защищенность самолета от всех видов воздушных и наземных угроз. Комплекс обороны Ту-160М2, по утверждению заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимира Михеева, способен обеспечить практически стопроцентную защиту ракетоносца и от зенитных ракет, и от ракет «воздух-воздух» истребительной авиации противника. Причем не только от ныне существующих, но и от перспективных. В нем частично использованы идеи и принципы комплекса «Витебск», но реализованные на более высоком инженерно-техническом принципе. Комплекс самообороны Ту-160М2 наиболее близок функционально аналогичному комплексу истребителя пятого поколения Су-57.
РЛС перспективного ракетоносца также относится к пятому поколению авионики, в ней используется активная фазированная антенная решетка. Можно предположить, что она будет работать как минимум в передней и задней полусферах. Не исключена возможность размещения и боковых антенн.
Все бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) построено по модульному принципу и имеет открытую архитектуру. При этом программное обеспечение отвечает не только за нормальную работу всех комплексов БРЭО, но и за повышение живучести всех систем. В случае отказа одного из процессоров, решение его задач берут на себя другие процессоры. Например, операции вышедшего из строя процессора комплекса навигации будут распределяться между процессорами РЭБ, связи, комплекса управления вооружением…
Новая система управления вооружением позволит нарастить ударную мощь нового «Белого лебедя» за счет более точного наведения ракет на цель и повышения эффективности бомбометания с использованием корректируемых авиабомб. В настоящий момент в Дальней авиации используется самая дальнобойная в мире ракета Х-101 (обычная боеголовка) и Х-102 (ядерная). Она в 4 раза превышает дальность полета самой дальней ракеты США AGM-86D — 5500 км против 1200 км.
Однако для Ту-160М2 разрабатываются несколько еще более совершенных боеприпасов. В первую очередь это сверхдальняя ракета Х-БД. Ее характеристики засекречены, но одно можно сказать с определенностью — она будет улетать еще дальше, чем Х-101.
Еще одна перспективная ракета — Гиперзвуковая управляемая ракета (ГЗУР) или «изделие 75». Вот ориентировочные данные по этой ракете. Скорость — 6 М. Длина — 6 метров. Вес — 1500 кг. Дальность — 1500 км. Головка самонаведения — активно-пассивная радиолокационная. Предполагается размещать ракету в фюзеляже стратегических ракетоносцев Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160М2.
Существуют планы модернизации ракеты, которую намереваются разогнать к 2030 году до 12 М. Предполагается и увеличение ее дальности.